Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, при участии представителей заказчика - администрации Краснояружского района Белгородской области, в отсутствие представителей заявителей - ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 153-18-Т по жалобам ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на строительство водозаборных скважин и водопровода в мкр. Южный п. Красная Яруга Белгородской области (N закупки 0126300014418000009), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на строительство водозаборных скважин и водопровода в мкр. Южный п. Красная Яруга Белгородской области (N закупки 0126300014418000009) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) извещение о проведении Электронного аукциона не содержит указания на перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки в соответствии пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
2) в нарушение положений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта документации об Электронном аукционе не содержит условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключает с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица;
3) в проекте контракта не установлен конкретный срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, и свидетельствует о нарушении положений части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
4) в извещении о проведении Электронного аукциона не указана группа строительных работ, опытом выполнения которых должен обладать участник закупки в подтверждение соответствия требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Данное обстоятельство создает условия для ограничения конкуренции при осуществлении закупки.
В жалобе ООО "Перспектива" содержится указание на следующие несоответствия документации об Электронном аукционе положениям Закона о контрактной системе:
1) в нарушение норм Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 документация об Электронном аукционе не содержит перечня видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения иных лиц;
2) в документации об Электронном аукционе установлены противоречивые требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения, что вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчик - администрация Краснояружского района Белгородской области представил возражение на жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива", с доводами, изложенными в жалобах, не согласен, просит признать жалобы необоснованными.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива", считают указанные жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.02.2018 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - строительство водозаборных скважин и водопровода в мкр. Южный п. Красная Яруга Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 241 302,00 рубля.
На момент рассмотрения жалоб ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении дела установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Электронного аукциона, сформированное в электронном виде.
Из содержания указанного извещения следует, что к участникам закупки установлены требования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом данные требования, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, конкретизированы в частях 12 и 13 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе.
Анализ содержания вышеназванных положений Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации показал, что в указанных положениях содержатся сведения о требованиях к участникам Электронного аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, а также о документах, подлежащих представлению в составе заявки на участие в аукционе в подтверждение соответствия указанным требованиям Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 13 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации в составе второй части заявки на участие в Электронном аукционе участникам закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие требованиям частей 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе:
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).
- копию исполненного контракта (договора);
-копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Документация об Электронном аукционе размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru одновременно с извещением о проведении Электронного аукциона, прикреплена к извещению и доступна для всеобщего ознакомления.
Следовательно, участники закупки имеют возможность получения исчерпывающей информации относительно документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям частей 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и подлежащих представлению в составе второй части заявки на участие в Электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в связи с чем, доводы ООО "ОПТ-СНАБ" в указанной части являются необоснованными.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 12 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе установлено следующее требование к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кроме случаев, указанных ч. 2.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительств, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно пункту 5 части 2.2 ст. 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с пунктами 1-3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Таким образом, согласно приведенным нормам действующего законодательства Российской Федерации, физическое лицо не может быть участником Электронного аукциона.
При таких обстоятельствах, требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части заключения контракта с физическим лицом не подлежит применению при проведении Электронного аукциона.
В связи с вышеизложенным, довод ООО "ОПТ-СНАБ" о нарушении части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичное требование содержится в пункте 10.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 14.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе срок действия контракта определен с момента подписания контракта сторонами и до момента полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлена дата приемки объекта по акту - 15 октября 2018 года.
Из пункта 7.2 проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что оплата за выполненные работы производится в течение 30 дней с момента оформления соответствующих актов.
Таким образом, в проекте контракта документации об Электронном аукционе установлены конкретные сроки исполнения обязательств по контракту, которые позволяют определить срок действия контракта и рассчитать срок действия банковской гарантии.
4. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N1 к Постановлению N99.
Из пункта 2 Приложения N1 к Постановлению N 99 следует, что к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 Приложения N1 (<*>) Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Как следует из извещения о проведении Электронного аукциона, к участникам закупки установлены требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, в соответствии с Постановлением N 99 (часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе). Данные требования конкретизированы в части 12 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе.
Согласно части 12 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе к участникам закупки, среди прочего, установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ строительных, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (Группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Документация об Электронном аукционе размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, прикреплена к извещению о проведении Электронного аукциона и доступна для всеобщего ознакомления.
При таких обстоятельствах, участники закупки имеют возможность получения исчерпывающей информации относительно требований заказчика, установленных согласно Постановлению N 99 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, довод ООО "ОПТ-СНАБ" о создании заказчиком условий для ограничения конкуренции в связи с неуказанием сведений о группе строительных работ, опытом выполнения которых должен обладать участник закупки, является необоснованным.
5. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение положений части 2 статьи 110.2. Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно подпункту а) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Пунктом 5 Раздела 4 "Техническое задание" документации об Электронном аукционе предусмотрены следующие возможные виды работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту:
1) Устройство наружных сетей водоснабжения (3596,2 м.п.);
2) Устройство наружных сетей канализации (39 м.п.);
3) Устройство искусственных сооружений (4 шт.);
4) Монтаж технологического оборудования (33 шт.);
5) Пусконаладочные работы (13 шт.);
6) Устройство дорожной одежды автомобильных дорог (1699 м2).
Вышеназванный перечень возможных работ, установленный заказчиком, соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
С учетом вышеизложенного, довод ООО "Перспектива" об отсутствии в документации об Электронном аукционе указания на виды работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, не нашел своего подтверждения.
6. Из части 16 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе следует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 10.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 10.4 проекта контракта документации об Электронном аукционе денежные средства, внесенные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту, возвращаются Заказчиком Подрядчику по его письменному требованию в течение 60 (шестидесяти) банковских дней после надлежащего выполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Требований к сроку действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого в форме внесения денежных средств на счет заказчика, а также к сроку возврата поставщику такого обеспечения Закон о контрактной системе не устанавливает.
С учетом вышеизложенного, положения проекта контракта документации об Электронном аукционе, устанавливающие срок действия банковской гарантии и срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "Перспектива" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 марта 2018 г. N 1035/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018