Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Спецбиосервис" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона NАЭ-0079/18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000518000078) на оказание услуг по ларвицидной обработке водных объектов и инсектицидной обработке территорий, прилегающих к водоемам города Тюмени от кровососущих насекомых,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.03.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона NАЭ-0079/18, предметом которого является оказание услуг по ларвицидной обработке водных объектов и инсектицидной обработке территорий, прилегающих к водоемам города Тюмени от кровососущих насекомых.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного учреждения и заявителя.
В своей жалобе заявитель указывает, что предметом проводимой закупки являются работы, для осуществления которых требуется лицензия на медицинскую деятельность по специальности "Дезинфектология". Однако, в документации об электронном аукционе в нарушение п.1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ требование к участникам аукциона о наличии указанной лицензии не установлено.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения на заседании Комиссии не согласились с доводами заявителя, представили письменные пояснения (N54-08-212/8 от 12.03.2018 г.) из которых следует, что работы по ларвицидной обработке водных объектов и инсектицидной обработке, составляющих предмет закупки, не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при оказании медицинской помощи, в связи с чем наличия лицензии не требуется.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заинтересованных, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-0079/18 на оказание услуг по ларвицидной обработке водных объектов и инсектицидной обработке территорий, прилегающих к водоемам города Тюмени от кровососущих насекомых с начальной (максимальной) ценой контракта 498 524,73 рублей.
Заказчиком по данному электронному аукциону выступил Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени.
Информация об электронном аукционе была размещена 22.02.2018 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167300000518000078.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Как установлено Комиссией, в документации об электронном аукционе N АЭ-0023/18 требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность (по специальности "Дезинфектология") не установлено.
В соответствии с Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность определяется как профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (статья 2).
Согласно п. 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При этом названный Федеральный закон предусматривает, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12).
Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, издано Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения и содержит перечень работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Пункт 1 Требований предусматривает, что они устанавливаются к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях в зависимости от условий оказания медицинской помощи и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
Таким образом, лицензия на осуществление медицинской деятельности должна включать в себя конкретный перечень видов услуг, которые вправе осуществлять лицензиат. При этом данные сведения должны быть указаны в Приложении к лицензии, которое является неотъемлемой частью лицензии и содержащее виды услуг.
В заседании Комиссии заявителем была представлена лицензия N ЛО-72-01-002178 от 27.04.2016 г. выданная ООО "Спецбиосервис" из которой следует, что ее действие распространяется на следующие случаи: при оказания первичной, в том числе доврачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии, энтомологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, энтомологии".
Соответственно, исходя из названной лицензии, услуги, определенные как "дезинфектология" могут оказываться лицензиатом (ООО "Спецбиосервис") только в рамках первичной и специализированной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях. Другого из лицензии не следует.
Вместе с тем, услуги (работы) по санитарной обработке водных объектов территорий, прилегающих к водоемам города Тюмени, составляющие предмет рассматриваемого электронного аукциона не оказываются при первичной и специализированной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника участника закупки.
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалобы, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
При этом, в силу ч.9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В этой связи, с учетом приведенных правовых норм, а также фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу, что заявитель не обосновал каким образом, отсутствие в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на медицинскую деятельность создало для него непреодолимые препятствия для подачи заявки и участия в электронном аукционе, учитывая, что представленная им лицензия никак не соотносится с предметом настоящей закупки, заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом данное обстоятельство повлияло (или могло повлиять) на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности настоящей жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г.,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецбиосервис" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона NАЭ-0079/18 на оказание услуг по ларвицидной обработке водных объектов и инсектицидной обработке территорий, прилегающих к водоемам города Тюмени от кровососущих насекомых (реестровый номер извещения 0167300000518000078) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 марта 2018 г. N 18/48
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018