Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее также - ООО "Технострой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" (далее также - ФКП "Аэропорты Севера", заказчик, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Технострой" на действия заказчика ФКУ "Аэропорты Севера" при проведении электронных аукционов:
- на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Нерюнгри" (изв. N 0516100000118000070);
- на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Маган" (изв. N 0516100000118000071),
проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобы ООО "Технострой".
Из текстов жалоб заявителя следует, что заказчиком, в нарушение требований Закона о контрактной системе, в описании объектов закупок аизв. N 0516100000118000070, 0516100000118000071 установлены требования к товару, требуемые к поставке, которые ограничивают количество участников закупки, а именно описание объекта закупки содержит указание на товарный знак без обязательной оговорки об эквивалентности, а также указание на ТУ (технические условия) конкретного производителя товара.
Просят признать жалобы обоснованными.
Представитель заказчика с доводами жалоб не согласился, пояснил следующее:
Описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, которая позволяет указание при описании объекта закупки товарного знака без обязательной оговорки об эквивалентности при условии несовместимости товаров и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Поставляемые в рамках данных закупок ремонтно-восстановительные материалы необходимы для осуществления текущего ремонта взлетно-посадочных полос в филиалах "Аэропорт Нерюнгри" и "Аэропорт Маган", которые изготовлены из материала производителя Startbahn SB-45FD и Startbahn SB-45F соответственно, не совместимого с товарами такой же группы других производителей.
Ремонтно-восстановительные материалы серии "Startbahn" необходимы для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, т.к. данный материал был ранее применен при ремонте взлетно-посадочных полос филиалов "Аэропорт Нерюнгри" и "Аэропорт Маган", показав хорошие технические характеристики в климатических условиях Республики Саха (Якутия).
В материалы дела в качестве доказательства наличия покрытия взлетно-посадочных полос из материала "Startbahn" в филиалах "Аэропорт Нерюнгри" и "Аэропорт Маган" представителем заказчика представлены копии договоров NN СТР-16/1867 от 15.12.2016 г., СТР-16/631 от 25.04.2016 г., СТР-16/1144 от 24.08.2016 г., СТР-16-1869 от 15.12.2016 г.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) закупка на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Нерюнгри" (изв. N 0516100000118000070):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 28.02.2018 года;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 490 333,33 руб.;
- на момент рассмотрения жалобы срок окончания подачи заявок на участие в данной закупки не наступил.
- на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка на ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Нерюнгри" (изв. N 0516100000118000070) в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
2) закупка на ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Маган" (изв. N 0516100000118000071):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 28.02.2018 года;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 2 460 833,33 руб.;
- на участие в электронном аукционе подана 1 заявка от участника закупки, заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
- на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка на ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Маган" (изв. N 0516100000118000071) в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобы ООО "Технострой" необоснованными на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе и содержат следующие требования, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела установлено следующее.
1. По закупке на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Нерюнгри" (изв. N 0516100000118000070) раздел 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товару:
- Требования к качеству и безопасности товара: Поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также положениям ГОСТа, ТУ 5745-001-53268843-2010, сертификата соответствия завода-изготовителя.
- Технические требования к РВМ (Starbahn SB-45FD) <_>.
2. По закупке на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Маган" (изв. N 0516100000118000071) раздел 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товару:
- Требования к качеству и безопасности товара: Поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также положениям ГОСТа, ТУ 5745-001-53268843-2010, сертификата соответствия завода-изготовителя.
- Технические требования к РВМ (Starbahn SB-45F) <_>.
Согласно пояснениям представителя заказчика в разделах 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционных документаций по указанным закупкам в части указания товарного знака допущена техническая опечатка, а именно словесное обозначение "Starbahn" следует читать как "Startbahn". Также указывает, что поставляемая продукция необходима для осуществления текущего ремонта взлетно-посадочных полос в филиалах "Аэропорт Нерюнгри" и "Аэропорт Маган", что требует серьезных и эффективных мер обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, сотрудников аэропорта, а также дорогостоящего имущества авиакомпаний.
Взлетно-посадочные полосы в филиалах "Аэропорт Нерюнгри" и "Аэропорт Маган" изготовлены из материала производителя "Startbahn", взаимодействие которого с товарами иных производителей невозможно в виду того, что такое использование приводит к проседанию покрытия и делает невозможным безопасную эксплуатацию взлетно-посадочной полосы.
Таким образом, невозможность использования товара иного производителя обусловлена необходимостью обеспечения условий безопасности полетов.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку предметом закупок является поставка товара, а не его производство, участие в электронных аукционах могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Кроме того, материалами дела установлено, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта электронных аукционов NN 0516100000118000070, 0516100000118000071 по запросам заказчика были представлены коммерческие предложения от ООО "Система", ООО "Научно-Производственная Компания Бетон", ООО "АэроПлан ПРО".
Следовательно, минимум три потенциальных поставщика могут осуществить поставку необходимого заказчику товара.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчик исходил из своей потребности в необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, в связи с чем требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки (Раздел 3 "Техническая часть аукционной документации") аукционной документации не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие доводы об ограничении, установленными требованиями заказчика, количества участников закупки.
На основании вышеизложенного жалоба ООО "Технострой" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из материалов дела установлено следующее.
1. По закупке на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Нерюнгри" (изв. N 0516100000118000070) раздел 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товару: Технические требования к РВМ (Starbahn SB-45FD) <_>.
2. По закупке на поставку ремонтно-восстановительного материала для филиала "Аэропорт Маган" (изв. N 0516100000118000071) раздел 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товару: Технические требования к РВМ (Starbahn SB-45F) <_>.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что в разделах 3 "Техническая часть аукционной документации" аукционных документаций по данным закупкам в части указания товарного знака допущена техническая опечатка, а именно вместо "Starbahn" следует читать как "Startbahn".
Таким образом, действия заказчика, указавшего в описании объекта закупки недостоверную информацию, являющегося частью аукционной документации, размещенного на официальном сайте единой информационной системе, некорректные сведения, нарушают требования части 3 статьи 7, части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушило чьи-либо права и интересы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Технострой" необоснованными.
2. Признать заказчика ФКП "Аэропорты Севера" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2018 г. N 06-188/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018