Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрации МР "Вилюйский улус (район)" РС (Я), заказчик): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика Администрации МР "Вилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300041418000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп".
Из текста жалобы заявителя следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в плане графике закупок по позиции "устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия)" (извещение N 0116300041418000001) не установлен планируемый срок окончания работ.
2. Заказчик требует предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации и не указывает то, что эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
3. Заказчиком в проект контракта не включено условие о банковском сопровождении контракта.
4. Заказчиком в проект контракта не включено обязательное условие о сроке возврата денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
5. Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно заказчиком не установлено требование к подрядчику о выполнении определенных Постановлением правительства N 570 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, а также не установлена ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по их выполнению.
6. Описание объекта закупки, установленное в аукционной документации, некорректно, а именно в разделе требования к товарам, в подразделе 1. Монтаж СОУ в позиции 3 Монтаж конденсаторных блоков, требуется: "Высота надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления", при этом заказчик не установил значение данного показателя, хотя наименование показателя присутствует.
7. В описании объекта закупки в подразделе 1. Монтаж СОУ в позиции 3 Монтаж конденсаторных блоков по показателю "Толщина ребра" заказчиком установлен невозможный диапазон допустимых значений, что вводит участников в заблуждение и, по мнению заявителя, будет поводом для отклонения заявки.
8. В описании объекта закупки в разделе требования к товарам, в подразделе 4 Разборка железобетонной плиты в позиции 4 Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных, требуется: "Бетон тяжелый, класс не ниже: В3,5 (М50)", при этом в ГОСТ 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М100 или М50 или М200, следовательно, заказчик при описании объекта закупки руководствуется недействующими стандартами.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует:
1. Заказчик размещал закупку с использованием программного комплекса Вебторги, которая является региональной информационной системой в сфере закупок Республики Саха (Якутия). В соответствии с руководством пользователя срок исполнения контракта является обязательным полем для заполнения и в дальнейшем интегрируется с официальным сайтом ЕИС.
2. В рамках данной закупки установлено требование о наличии у участников закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при этом, по мнению заказчика, законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что такая выписка должна быть действительна до даты окончания подачи заявок на участие в закупке.
3. Заказчиком не установлено условие о банковском сопровождении контракта в связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 078 076,00 руб.
4. Условие о сроке возврата денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установлено в пункте 1.5 проекта контракта.
5. Предметом закупки является устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия), при этом контрактом не предусмотрено выполнение видов работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570.
На основании вышеуказанного в проекте контракта также не установлено условие об ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
6. Заказчиком в описании объекта закупки не установлено значение показателя "Высота надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления", поскольку предоставление конкретных значений указанного показателя не требуется.
7. В описании объекта закупки в подразделе 1. Монтаж СОУ в позиции 3 Монтаж конденсаторных блоков по показателю "Толщина ребра" допущена техническая опечатка в части указания единиц измерения характеристик данного показателя, а именно неверно указано, что толщина ребра не более 3 м. В данном случае заказчиком подразумевается, что толщина ребра должна быть не более 3 мм. Между тем, по данной позиции никому из участников закупки не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
8. Относительно довода о том, что при описании объекта закупки заказчик ссылался на недействующий ГОСТ, представитель заказчика пояснила, что в разделе "Требования к товарам" аукционной документации по позиции 4 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных" установлено: Бетон тяжелый, класс не ниже: В3,5 (М50), при этом класс В3,5 предусмотрен действующим ГОСТ, а указание "М50" является информативным.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЭТС" - 19.02.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 078 076,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки;
5) заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части неуказания в плане-графике планируемого срока окончания работ подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Пунктом 7.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31 декабря 2018 года.
Согласно пункту 2.1. проекта контракта по настоящему контракту подрядчик обязуется в установленный контрактом срок по заданию муниципального заказчика выполнить работы по объекту: "__________" (далее - объект), а муниципальный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по настоящему контракту в пределах контрактной цены.
В пункте 2.2 проекта контракта установлен конечный срок выполнения работ по контракту: 30 апреля 2018 года, с правом досрочного выполнения работ.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru в плане-графике (год 2018, дата размещения 19.02.2018 г., версия 5) по позиции с номером 001 (наименование объекта закупки "Устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия)"", начальная (максимальная) цена контракта, тыс. рублей - 9 078 076,00 руб.) в разделе "Общие сведения позиции" установлено следующее:
"Планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2018 г.".
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав указанные сведения, учитывая, что исполнение контракта подразумевает выполнение работ, предусмотренных таким контрактом, приходит к выводу, что информация, указанная в позиции плана-графика, содержит сведения о планируемом сроке выполнения работы и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, первый довод жалобы ООО "Олимп" не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части не установления заказчиком в аукционной документации надлежащего требования к участникам закупки о наличии у участников закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации с указанием условия о том, что такая выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении закупки, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом данной закупки является устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктах 20, 22 раздела 1 "Общие условия аукциона" аукционной документации содержит, в том числе следующие требования:
"Соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58 (Перечисленные требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ)".
По мнению заявителя, заказчик не указал условие, согласно которому выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Следовательно, в силу вышеуказанной нормы, обязанность доказывания обоснованности доводов жалобы возложено на заявителя.
Поскольку довод жалобы в части не указания в аукционной документации условия, согласно которому выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, заявителем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе невозможности принять участия в данной закупке.
Таким образом, второй довод жалобы ООО "Олимп" не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части неустановления в проекте контракта условия о банковском сопровождении контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее также - Постановление N 963).
Пунктом 4 Постановления N 963 рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:
не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Как следует из смысла пункта 4 Постановления N 963, данная норма носит диспозитивный характер и определяет пороговое значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчикам рекомендовано устанавливать в проекте контракта условие о банковском сопровождении такого контракта.
Согласно извещению N 0116300041418000001 о проведении закупки начальная (максимальная) цена составляет 9 078 076 ,00 руб., что не превышает 200 млн. руб.
Кроме того, пунктом 3 Постановления N 963 установлены случаи, включающие в себя указание на наличие в совокупности определенных условий при проведении закупки, при которых осуществляется банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением N 963.
При этом, осуществление закупки на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд, в частности устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта капитального строительства при начальной (максимальной) цене контракта 9 078 076 ,00 руб., которая не превышает минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной вышеуказанной нормой, в данный перечень не входит.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа считает, что не указание в проекте контракта на устройство системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300041418000001) условия о банковском сопровождении контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, третий довод жалобы заявителя признан необоснованным.
4. Довод в части неустанволения в проекте контракта условия о сроке возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
По мнению заявителя, проект контракта условие, предусмотренного частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, не содержит.
Из материалов дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 проекта контракта если подрядчиком исполнены надлежащим образом обязательства, предусмотренные настоящим контрактом, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, производится на расчетный счет исполнителя, указанный в разделе контракта "Юридические адреса и банковские реквизиты сторон", в течение 10 рабочих дней с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
5. Довод в части неустановления в проекте контракта видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением N 570, а также ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ (которые установлены Постановлением N570) по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В пункте 2 настоящего Постановления установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Пунктом 3 Постановления N570 установлено, что Настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что на заказчика возлагается обязанность отразить в документации о закупке те виды работ, которые необходимо выполнить непосредственно подрядчику при исполнении соответствующего контракта и которые предусмотрены Постановлением N570, а также указать их объемы. В свою очередь, подрядчик по своему усмотрению должен выбрать из перечня, указанного заказчиком, те виды работ, которые действительно будут выполняться им самостоятельно, соблюдая при этом условие о соотношении стоимости выбранных им работ и общей цены контракта.
Между тем, представитель заказчика пояснила, что в рамках данной закупки виды работ, предусмотренные Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, в установленном указанным постановлением объеме, отсутствуют.
Следовательно, в данном случае положения Постановления N 570 не применимы, действия заказчика требованиям Закона о контрактной системе не противоречат.
На основании изложенного, с учетом того, что при выполнении работ по устройству системы термостабилизации грунтов в основании объекта "Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия) не предусмотрено выполнение работ включенных в перечень видов работ, установленный Постановлением N 570, неуказание в проекте контракта условия об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, также не противоречит требованиям закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод заявителя признан необоснованным.
6. Довод в части неуказания в разделе 1 "Монтаж СОУ" по позиции 3 "Монтаж конденсаторных блоков" значения показателя "Высота надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления" подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно материалам дела описание объекта закупки ("Техническое задание") аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ:
Раздел 1 "Монтаж СОУ", позиция 3 "Монтаж конденсаторных блоков": Высота надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления.
По мнению заявителя, заказчик не указал значение показателя "Высота", чем нарушил требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика пояснила, что в описании объекта закупки не установлено значение показателя "Высота надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления", поскольку предоставление конкретных значений указанного показателя не требуется
Таким образом, поскольку у заказчика отсутствует необходимость в установлении характеристик показателя "Высота" надземной конденсаторной части с алюминиевым оребрением заводского изготовления, неуказание значений данного показателя в описании объекта закупки ("Техническом задании") аукционной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, в том числе невозможности принять участия в данной закупке.
На основании изложенного шестой довод жалобы ООО "Олимп" признан необоснованным.
7. Довод в части установления некорректного описания объекта закупки в разделе 1. "Монтаж СОУ" в позиции 3 "Монтаж конденсаторных блоков" по показателю "Толщина ребра", а именно указание некорректных единиц измерения, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно материалам дела описание объекта закупки ("Техническое задание") аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ:
Раздел 1 "Монтаж СОУ", позиция 3 "Монтаж конденсаторных блоков": Толщина ребра не менее 1 мм но не более 3 м.
Согласно пояснениям представителя заказчика в описании объекта закупки в подразделе 1. Монтаж СОУ в позиции 3 Монтаж конденсаторных блоков по показателю "Толщина ребра" допущена техническая опечатка в части указания единиц измерения характеристик данного показателя, а именно неверно указано, что толщина ребра не более 3 м. В данном случае заказчиком подразумевается, что толщина ребра должна быть не более 3 мм. При этом также указывает, что по данной позиции никому из участников закупки не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, действия заказчика, установившего некорректной описание объекта закупки в разделе 1 "Монтаж СОУ", позиция 3 "Монтаж конденсаторных блоков": Толщина ребра, нарушают требования части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы ООО "Олимп" признан обоснованным.
Вместе с тем, согласно материалам дела допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.
8. Довод в части установления в разделе 4 "Разборка железобетонной плиты" по позиции 4 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных" показателя несоответствующего действующему ГОСТ, подлежит признанию необоснованным, по следующим основаниям.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно материалам дела описание объекта закупки ("Техническое задание") аукционной документации содержит, в том числе следующие требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ:
Раздел 4 "Разборка железобетонной плиты", позиция 4 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных": Бетон тяжелый, класс не ниже: В3,5 (М50).
В своей жалобе ООО "Олимп" указывает, что ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" предусматривает класс бетона, в том числе В3,5, при этом в указанно ГОСТ отсутствует класс бетона с обозначением М100 или М50 или М200, следовательно, заказчик, по мнению заявителя, при описании объекта закупки руководствуется недействующими стандартами
Представитель заказчика пояснила, что в разделе "Требования к товарам" аукционной документации по позиции 4 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных" установленное требование - "Бетон тяжелый, класс не ниже: В3,5 (М50)", не противоречит действующему ГОСТ, поскольку предусматривает класс В3,5, установленный указанным ГОСТ, при этом указание "М50" является информативным.
Таким образом, с учетом того, что описание объекта закупки ("Техническое задание") в указанной заявителем части содержит показатель, соответствующий действующему ГОСТ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика оспариваемой заявителем части нарушений требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, восьмой довод ООО "Олимп" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Олимп" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной, в части установления некорректного описания объекта закупки в разделе 1. "Монтаж СОУ" в позиции 3 "Монтаж конденсаторных блоков" по показателю "Толщина ребра", а именно указание некорректных единиц измерения.
2. Признать заказчика Администрацию МР "Вилюйский улус (район)" РС (Я) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 марта 2018 г. N 06-185/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018