На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 06-14/18вп от 06 марта 2018 года, обращения Якутской городской прокуратуры (исх. N 352-ж-2018 от 27.02.2018 г., вх. N 1507 от 06.03.2018 г.) о направлении обращения индивидуального предпринимателя <_> (далее также - ИП <_>), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_> - начальник отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
<_> - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии.
<_> - государственный инспектор отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии.
Проведена внеплановая проверка действий заказчика муниципального бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" городского округа "Город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году (изв. N 0116300000118000110).
Полное наименование проверяемой организации: муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" городского округа "Город Якутск" (далее - МБУ "Ритуал", заказчик);
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 46, офис 1;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 46, офис 1;
ОГРН 1171447012846;
ИНН 1435325140;
КПП 143501001.
Полное наименование проверяемой организации: Окружная администрация города Якутска (далее - ОА г. Якутска, уполномоченный орган);
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15;
ОГРН 1031402045124;
ИНН 1435133907;
КПП 143501001.
Проверка начата 06.03.2018 года, окончена 22.03.2018 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком МБУ "Ритуал", уполномоченным органом ОА г. Якутска требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году (изв. N 0116300000118000110).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения ИП <_>, направленного Якутской городской прокуратурой, в котором указано следующее:
13 февраля 2018 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) размещено извещение N 0116300000118000110 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году.
12 июля 2016 г. ОА г. Якутска утверждено постановление N 181п "О закрытии кладбища для нового захоронения на территории городского округа "Город Якутск", согласно пунктам 1 и 2 которого Вилюйское кладбище, расположенное по адресу г. Якутск, ул. Вилюйский переулок 3/2, закрыто для новых захоронений в связи с ограниченностью мест с 15 июля 2016 года, на указанном кладбище производятся подзахоронения умерших рядом с ранее умершими близкими родственниками, либо умершим супругом (супругой) при наличии свободного участка с соблюдением эпидемиологических норм и правил.
Между тем, предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка изв. N 0116300000118000110, предусмотрено оказание услуг по копке (рытью) могил для неограниченного круга лиц и лиц, не имеющих родственников.
Из письменных пояснений заказчика следует, что захоронения умерших рядом с ранее умершими близкими родственниками, либо умершим супругом (супругой) проводится при наличии свободного участка с соблюдением эпидемиологических норм и правил на Вилюйском кладбище, на основании письменного заявления близких родственников, при предъявлении гражданами свидетельства о смерти, а также документов, подтверждающих их степень родства с захороненным на указанном месте.
Также в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и на основании договора на выполнение работ "Захоронение безродных" N 001 от 18.01.2018 г. МБУ "Ритуал" осуществляет организацию похорон безродных умерших граждан, и умерших, личность которых не установлена на определенном участке Вилюйского кладбища.
Указывают, что земельные ресурсы двух основных кладбищ г. Якутска - Вилюйского и Маганского, давно исчерпаны, вопрос о выделении участка для нового кладбища находится на стадии рассмотрения.
Расчет по количеству могил для проведения закупки проводился на основании среднестатистических данных по количеству умерших за 2017 год, согласно котором на Вилюйском кладбище было похоронено 523 умерших, в том числе, 355 родных и 168 безродных.
В письменных пояснениях уполномоченного органа указано, что победителем электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году (изв. N 0116300000118000110) признан участник закупки ООО "Альфагрупп".
По существу доводов заявителя пояснения не представлены.
Из представленных к проверке материалов комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
13 февраля 2018 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0116300000118000110 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21 февраля 2018 года N 0116300000118000110-1, на участие в закупке поступило 3 заявки. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
В ходе электронного аукциона, состоявшегося 26 февраля 2018 года, предложения о цене контракта поступили от 3-х участников закупки.
По результатам подведения итогов электронного аукциона, заявки всех участников закупки, подавших предложение о цене контракта признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем электронного аукциона признан участник закупки с номером 1.
На момент проведения внеплановой проверки муниципальный контракт заключен с ООО "Альфагрупп".
Из обращения ИП <_> следует, что предмет рассматриваемой закупки не соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами об указании в описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости) и об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что требования к предмету закупки, а также условиям исполнения предмета закупки, приведенные в Описании объекта закупки должны соответствовать действующему законодательству, в том числе нормативно-правовым актам, принятым органами местного самоуправления, регулирующему деятельность, выполнение которой является предметом закупки.
Материалами проверки установлено, что в пункте 1 "Наименование и цели использования оказываемых услуг" части 3 аукционной документации "Описание объекта закупки. Техническое задание" заказчиком указано следующее: "Оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году".
12 июля 2016 года Окружной администрацией города Якутска принято Постановление N 181п "О закрытии кладбища для нового захоронения на территории городского округа "город Якутск" (далее также - Постановление N 181п).
Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что Вилюйское кладбище, расположенное по адресу г. Якутск, ул. Вилюйский переулок, 3/2, закрыто для новых захоронений с 15 июля 2016 года в связи с ограниченностью мест.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления N 181п МБУ "Ритуал" предписано производить на указанном кладбище подзахоронения умерших рядом с ранее умершими близкими родственниками либо умершим супругом (супругой) при наличии свободного участка с соблюдением эпидемиологических норм и правил.
Согласно ГОСТ Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" захоронение останков умерших или погибших - это процесс предания земле останков умерших или погибших в гробе или без гроба, помещения гроба с останками в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон.
По общим правилам под подзахоронением понимается погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте захоронения, на котором ранее были произведены захоронения умерших родственников.
Указанное также следует из письменных пояснений заказчика.
Таким образом, подзахоронение, в отличие от захоронения, не предполагает погребение останков умершего в новую могилу.
Следовательно, Постановлением N 181п установлен запрет на создание новых могил, который не распространяется на повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) умершего (их) при наличии свободных участков.
Между тем, из Описания объекта закупки, а также из ее наименования следует, что предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка, является оказание услуг по копке (рытью), то есть созданию новых могил для неограниченного круга лиц.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, а заказчик, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса, размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлен запрет на изменение сути документации об электронном аукционе разъяснениями ее положений.
19 февраля 2018 года заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений, поступивший от участника закупки:
N |
Запрос на разъяснение |
Ответ на запрос |
1. |
Просим разъяснить основания для производства работ на Вилюйском кладбище с учетом действия Постановления от 12 июля 2016 года N 181п "О закрытии кладбища для нового захоронения на территории Городского округа "Город Якутск". |
Производство работ по погребению и содержание мест захоронений Вилюйского кладбища осуществляет Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" городского округа "город Якутск", с учетом п. 2 Постановления от 12 июля 2016 года N181п "О закрытии кладбища для нового захоронения на территории городского округа "город Якутск" |
Изучив текст ответа на запрос разъяснений, размещенный заказчиком в ЕИС 19.02.2018 г. Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что данными разъяснениями изменена суть предмета закупки, а следовательно, и документации об электронном аукционе - изначально описание объекта закупки предполагало создание исполнителем по контракту новых мест захоронения (могил), а с учетом данных заказчиком разъяснений, производство работ по погребению исполнителю по контракту надлежит производить с учетом пункта 2 Постановления N 181п, то есть, надлежит осуществлять лишь подзахоронение умерших рядом с ранее умершими близкими родственниками либо умершим супругом (супругой) при наличии свободного участка.
При изложенных обстоятельствах, заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Как отмечено выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частями 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 названной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 названной статьи.
Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет 2 175 000,00 руб.
Материалами проверки установлено, что в составе аукционной документации в единой информационной системе размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому расчет произведен на основании 3-х коммерческих предложений.
Также из материалов дела следует, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены заказчиком в адрес ИП <_>, ИП <_>, ИП <_> направлены запросы о направлении коммерческих предложений с текстом следующего содержания: "Прошу направить коммерческое предложение на оказание услуг по копке (рытью) могилы, услуг по захоронению (перемещение гроба, засыпка могилы, устройство надмогильного холма, установка временного памятника (креста)) на территории кладбищ ГО "Город "Якутск", но не более 6 000 (шесть тысяч) рублей за одну могилу".
Между тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность заказчика по установлению верхней ценовой границы стоимости работ, выполнение которых является предметом контракта, на право заключения которого планируется проводить закупку, при получении ценовых предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для целей обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Указанные действия заказчика не соответствуют части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей принцип обеспечения конкуренции, и определяющей, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок осуществления контроля в сфере закупок, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, проверка обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контракта, произведенного заказчиком, не входит в полномочия антимонопольного органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика МБУ "Ритуал"/уполномоченный орган ОА г. Якутска нарушившими пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Поскольку на момент проведения внеплановой проверки контракт по итогам электронного аукциона на оказание услуг по копке (рытью) могил и погребению умершего при обращении в специализированную службу по вопросам похоронного дела супруга, близкого родственника, иного родственника, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребение умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки на территории Вилюйского кладбища городского округа "город Якутск" в 2018 году (изв. N 0116300000118000110) заключен, предписание об устранении допущенных нарушений, не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы дела в орган внутреннего государственного финансового контроля - Департамент финансов Окружной администрации города Якутска для рассмотрения вопроса о правомерности проведенного заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта, в рамках статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 марта 2018 г. N 06-14/18вп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018