Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
Рассмотрев обращение Самарина А.А., перенаправленное Межведомственным Советом общественной безопасности Республики Башкортостан, содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком в лице Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов:
- N0101300031017000031 Выполнение работ по спиливанию деревьев на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан;
- N0101300031017000019 Выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог с щебеночным покрытием на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, и в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 79 от 28.02.2018,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 19.02.2018 (вх.N2270) поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий (ч.3 ст.99).
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку действий Заказчика и установила следующее.
07.11.2017 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона N0101300031017000031 Выполнение работ по спиливанию деревьев на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.
По результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и ООО "АМС" 04.12.2017 заключен муниципальный контракт N0101300031017000031_115527 на сумму 300 591,90 рублей.
21.07.2017 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке АО "ЕЭТП" опубликовано извещение и документация о проведении электронного аукциона N0101300031017000019 Выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог с щебеночным покрытием на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.
По результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ГорКомСервис" 31.08.2017 заключен муниципальный контракт N0101300031017000019_115527 на сумму 4 400 000,00 рублей.
Как следует из обращений Заявителя, в нарушение требований ст.95 Закона о контрактной системе в рамках данных закупок Заказчиком заключено дополнительное соглашение с увеличением стоимости контракта. В обоснование допущенного Заказчиком нарушения, Заявитель ссылается на положения ст.95 Закона о контрактной системе, предусматривающие ряд случаев, при которых возможно вносить коррективы в договоры, а именно возможность изменения отдельных пунктов договора была заранее предусмотрена и прописана в закупочной документации; когда цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на период не менее трех лет, превосходит цену, установленную Правительством Российской Федерации, при этом исполнение обязательств невозможно без корректировки условий по независящим от сторон причинам; если цена договора, заключенного на период равный или превышающий три года, с целью обеспечения нужд субъекта РФ превышает порог, определенный правительством страны, при этом исполнение обязательств становится невозможным по обстоятельствам, которые не зависят от сторон. Внесение коррективов в этом случае возможно с разрешения органов государственной власти; если цена контракта, заключенного на период не менее одного года для обеспечения нужд муниципалитета, превышает максимальный порог, установленный Правительством РФ, и исполнение отношение невозможно, то отдельные пункты договора могут быть изменены по определению местной администрации; внесение коррективов в цены или тарифы, устанавливаемые в соответствии с законодательством нашей страны; в ситуациях, установленных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при сокращении ранее предоставленных заказчику лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик обязан согласовать новых условия договора; если контракт заключен с иностранной компанией и касается оказания медицинских услуг, гражданину РФ, за пределами территории родной страны, то цена договора может быть скорректирована при изменении перечня необходимых услуг, которое вызвано самочувствием пациента.
Анализ представленных материалов показал, что в рамках заключенного 04.12.2017 муниципального контракта N0101300031017000031_115527, Заказчиком 25.12.2017 заключено дополнительное соглашение N1, согласно которому в п.4.1 муниципального контракта N0101300031017000031_115527 от 13.10.2017 внесены изменения в части цены муниципального контракта и заменена сумма контракта с увеличением цены контракта на 10 процентов. В результате актуальная редакция п.4.1 муниципального контракта следующая: "Цена настоящего контракта составляет 330 651,09 (триста тридцать тысяч шестьсот пятьдесят один рублей 09 копеек, НДС не облагается на основании п.2 ст.346.11 НК РФ). Цена контракта включает в себя стоимость работ, материалов, транспортных расходов, выполнение работ по капитальному ремонту, а также сумму всех налогов, пошлин, сборов, других обязательных платежей и расходов Подрядчика, связанных с исполнением настоящего контракта, а также стоимость утилизации мусора на полигоне твердо-бытовых отходов.
Кроме того, приложения N1 и N2 к муниципальному контракту, также изложены в новой редакции в соответствии с приложением к дополнительному соглашение N1 от 25.12.2017 (локальная смета, протокол согласования цены).
В рамках заключенного 31.08.2017 муниципального контракта N0101300031017000019_115527, Заказчиком 28.11.2017 заключено дополнительное соглашение N2, согласно которому в п.4.1 муниципального контракта N0101300031017000019_115527от 31.08.2017 внесены изменения в части цены муниципального контракта с увеличением на 10 процентов. В результате актуальная редакция п.4.1 муниципального контракта следующая: "Цена настоящего контракта составляет 4 840 000,00 (четыре миллиона восемьсот сорок тысяч рублей), НДС не облагается согласно ст.346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ, в том числе: 3683447,16 (три миллиона шестьсот восемьдесят три тысячи четыреста сорок сем рублей 16 копеек) за счет средств бюджета городского поселения; 1156552,84 (один миллион сто пятьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят два рубля 84 копейки) за счет средств бюджета городского поселения.
Кроме того, приложения N1, N2 и N3 к муниципальному контракту, также изложены в новой редакции в соответствии с приложением к дополнительному соглашение N1 от 25.12.2017 (локальная смета, ведомость объемов работ, протокол согласования цены).
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст.95 настоящего Федерального закона.
Положениями ч.1 ст.95 настоящего закона определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Комиссией установлено, что документациями об электронных аукционах N0101300031017000031 и N0101300031017000019 (п.11 раздела N1.Общие сведения, п.11.2, 11.3 проекта контракта) и муниципальными контрактами Заказчиком предусмотрена возможность изменения условий контракта, в частности Заказчиком определено следующее: изменение существенных условий договора (контракта) допускается по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон в случаях:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта;
- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара исходя из установленной в контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником электронного аукциона, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, возможность изменения условий контракта, предусмотрена Заказчиком в соответствии с пп.а), б) п.1, п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии нарушений требований настоящего закона в части возможного изменения условий контрактов.
Кроме того, Комиссией установлено, что изменение цены муниципальных контрактов N 0101300031017000031_115527 от 04.12.2017 и N0101300031017000019_115527 и 31.08.2017 составило не более 10 процентов ввиду пропорционального увеличения объема выполняемых работ, которые оформлены локальными сметами, ведомостью работ, протоколом согласования цены контракта от 28.11.2017 на сумму 440 000,00 рублей, и 25.12.2017 на сумму 30 059,19 рублей, и информация о которых размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что доводы, изложенные в обращении Заявителя, не нашли своего подтверждения.
Таким образом, нарушение требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика в лице Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан при осуществлении закупки путем проведения электронных аукционов:
- N0101300031017000031 Выполнение работ по спиливанию деревьев на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан;
- N0101300031017000019 Выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог с щебеночным покрытием на территории городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 марта 2018 г. N ВП-49/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2018