Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НОВАСТРОЙ-М" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения Клинского муниципального района "Центр проведения торгов" (далее - Уполномоченное учреждение),при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству кладбищ городского округа Клин в 2018 году (извещение N 0848300054818000023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и врезультате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте -19.02.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 251 205,05 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.03.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.03.2018;
5) дата проведения Аукциона - 15.03.2018;
6) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, например, такие показатели как:, "Содержание зёрен слабых пород в составе щебня % по массе", "Массовая доля в цементах активных Минеральных добавок, всего% по массе", "Массовая доля пропиточного материала %", "**Полный остаток песка на сите N 63 % по массе", "Содержание зёрен крупностью свыше 5 мм в составе песка % по массе", "**Влажность древесиныбруска %", "Допускаемое отклонение от номинального размера для среднего арифметического размера Стороны ячейки в свету диапазон %", "Содержание доменных, гранулированных и Электротермофосфорных шлаков в составевяжущего для бетона (портландцемент)% по массе", "Расслаиваемость бетонной смеси: водоотделение и раствороотделение%", "Массовая доля фракции менее 0,4 мм %".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 12.03.2018 N0848300054818000023-1 участнику закупки с порядковым номером 4 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"В соответствии с инструкцией по заполнению заявок "в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (применяемых материалов при производстве работ) в заявке участника закупки не допускается указание словосочетаний "должен быть" / "должно быть". Вместе с тем, в заявке участника закупки по ряду показателей, например в п. 4 "Пакля" указано: "не должна прилипать", что не соответствует требованиям документации.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок "в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (применяемых материалов при производстве работ) в заявке участника закупки не допускается указание "+/-". Вместе с тем, в заявке участника закупки по ряду показателей, например в п. 17 "Кирпичи" указано: "Предельные отклонения по толщине: "+/-4", что не соответствует требованиям документации.
В п. 20 "Эмульсия поливинилацетатная ГОСТ 18992-80" участником закупки по показателю "Марка" указано: "Д50Н", при этом далее по показателю "Сорт дисперсии" указано: "первая", а по показателю "Клеящая способность" - "450". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 18992-80 (табл. 2) эмульсия марки "Д50Н" бывает только высшего сорта, при этом показатель "клеящая способность" не нормируется. Таким образом, участником закупки по данному показателю представлена недостоверная информация.
В п. 23 "Горячекатаная арматурная сталь" участник закупки по показателю "Тип профиля" указывает "периодический", при этом далее в заявке по показателю "Овальность гладких профилей" участник закупки указывает значение "0,9 мм". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 5781-82 для периодического профиля указанный показатель не нормируется (участник указывает значение по данному показателю в случае, если указывает тип профиля гладкий).
В п. 3 "Гвозди ГОСТ 3282-74" участником закупки по показателю "Вид проволоки" участником закупки в заявке указано: "термически обработанная". При этом далее в заявке по показателю "Группа по сопротивлению разрыву проволоки" участником закупки указано "II". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 3282-74 для термически обработанной проволоки указанный показатель не нормируется (нормируется только для термически необработанной проволоки, п. 1.1 ГОСТ 3282-74). Таким образом, участником закупки по данному показателю представлена недостоверная информация.".
1) В техническом задании документации об Аукционе, например, для товара "Пакля" по требуемому показателю "При прижатии к металлической пластине" установлено значение показателя, которое не может изменяться "не должна прилипать".
В инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее -Инструкция) Заказчиком установлено:
"В случае наличия в описании товара показателей, значения которых не могут изменяться, это означает, что указанный показатель является неизменным.".
В заявке Заявителя для товара для товара "Пакля" по требуемому показателю "При прижатии к металлической пластине" указано значение "не должна прилипать", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено:
- потовару"Кирпичи" по требуемому показателю "Предельные отклонения по толщине" значение "+/-4";
- потовару"Эмульсия поливинилацетатная ГОСТ 18992-80" по требуемому показателю "Марка" значение "Д51С или Д51В илиДФ51/10СЛ или ДФ51/15С или ДФ51/10С Д50Нили или ДФ51/15ВПили ДФ47/50В", по требуемому показателю "Сорт дисперсии" значение "первый", по требуемому показателю "Клеящая способность" минимальное значение"450";
- потовару "Гвозди ГОСТ 3282-74" по требуемому показателю "Вид проволоки" значение "термически обработанная илитермическинеобработанная", по требуемому показателю "Группа по сопротивлению разрыву проволоки" максимальное значение "II".
В заявке участника закупки указано:
- потовару "Кирпичи" по требуемому показателю "Предельные отклонения по толщине" значение "+/-4";
- потовару "Эмульсия поливинилацетатная ГОСТ 18992-80" по требуемому показателю "Марка" значение "Д50Н", по требуемому показателю "Сорт дисперсии" значение "первый", по требуемому показателю "Клеящая способность" значение "450";
- потовару "Гвозди ГОСТ 3282-74" по требуемому показателю "Вид проволоки" значение "термически обработанная", по требуемому показателю "Группа по сопротивлению разрыву проволоки" значение "II".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, по показателям "Предельные отклонения по толщине", "Марка","Клеящая способность", "Вид проволоки" и "Группа по сопротивлению разрыву проволоки" участнику закупки не представляется возможным представить конкретные показатели.
Таким образом, действия Заказчика,Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
В Приложении N 1 технического задания документации об Аукционе для товара "Горячекатаная арматурная сталь" по показателю "Тип профиля" установлено значение "Гладкий илипериодический", по показателю "Овальность гладких профилей" установлено максимальное значение "0,9".
При этом, в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлено, что по товару "Горячекатаная арматурная сталь" показатель "Тип профиля" должен соответствовать показателю "Овальность гладких профилей".
В заявке Заявителя для товара "Горячекатаная арматурная сталь" по показателю "Тип профиля" указано значение "периодический", по показателю "Овальность гладких профилей"указанозначение "0,9", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "НОВАСТРОЙ-М" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушениепункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченного учреждения, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 13.03.2018 N 07-24-6089эп/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 марта 2018 г. N 07-24-6089эп/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018