Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Конвертер" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Инженерные работы" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ГКУ "Инженерные работы" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: Замена пассажирских лифтов в жилых домах жилищного фонда г. Байконур по адресам: 6А мкр, дом 26, подъезд 2, 7 мкр, дом 3, подъезды 1,2; 7 мкр, дом 13, подъезды 1,2; 7 мкр, дом 9, подъезд 1; 7 мкр, дом 10, подъезды 1,2; 7 мкр, дом 1, подъезды 1,2; 7 мкр, дом 2, подъезд 2 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0348100083818000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к составу заявки;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к техническим характеристикам товара "Лифт", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно компании ОАО "Мослифт";
3. Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть;
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, не позволяющая однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе;
5. Заказчиком в ЕИС не размещена проектно-сметная документация в полном объеме.
Представитель Заказчика в письменных возражениях от 19.03.2018 N 201800100161000812 частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 746 467,32 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.03.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 23.03.2018.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в разделе 6.1.1 документации об Аукционе установлены излишние требования к составу заявки по товарам: пункт 3 "Бруски хвойных пород", пункт 6 "Винты с полукруглой головкой", пункты 7, 10 "Выключатель автоматический", 32 "Портландцемент общестроительного назначения", пункт 42 "Сталь круглая", пункт 46 "Трубы", пункт 2 "Арматура".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно Техническому заданию в документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требуемые значения показателей товаров:
Пункты 7, 10 "Выключатель автоматический": "Наибольшая отключающая способность должна быть не более 30 кА. Значение соотношения между наибольшими включающей и отключающей способностями должно быть не < 1,5. Наибольшая включающая способность не должна быть менее 7,5 кА".
Согласно письменным возражениям Заказчика, данные характеристики товара установлены в соответствии с потребностью Заказчика с целью достижения наилучшего результата выполнения работ, а также указываются производителями таких товаров и находятся в открытом доступе.
Пункт 42 "Сталь круглая": "сталь из качественной углеродистой и легированной стали, из углеродистой обыкновенного качества и низколегированной стали. Длина от 2* до 12* м.".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в рамках выполнения работ необходимо поставить товар "Сталь круглая" из качественной углеродистой и легированной стали, из углеродистой обыкновенного качества и низколегированной стали, при этом указанные требования к товару "Сталь круглая" не являются требованиями к его компонентному составу и обусловлены потребностью Заказчика.
Пункт 46 "Трубы": "Наружный диаметр от 30 мм. Толщина стенки от 2,8 мм. Длина трубы до 12 м. Внутренний диаметр не менее 26 мм.".
Согласно пояснениям Заказчика, указанные требования к товару установлены в соответствии с потребностью Заказчика, в связи с чем указание участникам закупки наружного диаметра и толщины стенки позволяет определить значение внутреннего диаметра.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных требований не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 таблицы 6.1.1 Технического задания документации об Аукционе к товару "Бруски" установлены, в том числе, следующие требования: "толщина должна быть до 100 мм. Предельное отклонение по толщине _3 мм".
Вместе с тем, в пункте 7 ГОСТ 24454-80 установлено соотношение предельного отклонения и толщины пиломатериалов. Согласно ГОСТ 24454-80 при толщине пиломатериалов хвойных пород от 40 до 100 мм. включительно предельное отклонение от номинальных размеров _2 мм.
Таким образом, требования к товару "Бруски" при формировании заявки на участие в Аукционе позволяют указать значение показателя "предельное отклонение от номинальных размеров", которое будет соответствовать техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ 24454-80, что вводит участников закупки в заблуждение.
Подпункт 2 "Арматура": "класс арматурной стали должен быть A-I (А240), A-III (А400). Марка стали необходима Ст5сп; Ст3кп; 35ГС; 80С".
Согласно Инструкции значения, указанные с использованием знака: ";" (точка с запятой), разделяющего свойства товара (материала) и т.д. означают, что необходимо выбрать одно из указанных свойств товара (материала), а значения, указанные с использованием знака: "," (запятая), разделяющего свойства товара (материала), свидетельствуют о перечислении свойств товара (материала), каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужд в тех или иных свойствах товара (материала).
Согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82 классу арматурной стали A-I (А240) соответствует марка стали Ст3кп, классу арматурной стали A-III (А400) соответствует марка стали 35ГС.
Вместе с тем, требования к товару "Арматура" при формировании заявки на участие в Аукционе позволяют указать значение показателя марка стали Ст5сп и 80С для классов арматурной стали A-I (А240), A-III (А400), которое будет соответствовать техническому заданию документации об Аукционе, но не соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требуемые значения показателей товаров, указанных в пункте 6 Технического задания.
Подпункт 6 "Винты с полукруглой головкой": "Номинальный диаметр резьбы от 4 до 10 мм. Глубина крестообразного шлица не более 4,6 мм".
В соответствии с Инструкцией: "в случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до" без знака "*", означает, что граничные значения конкретных показателей не могут являться соответствующими данному интервалу значений, так как данный интервал является интервалом с не включенными граничными значениями".
Согласно таблице N 1 ГОСТ 17473-80 значения глубины крестообразного шлица и номинального диаметра резьбы взаимозависимы.
К примеру, значению номинального диаметра резьбы 5 мм соответствует только глубина крестообразного шлица 2,8 мм.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование об указании глубины крестообразного щлица является излишне детализированным, поскольку данные показатели зависят друг от друга.
Подпункт 32 "Портландцемент общестроительного назначения": "Марка портландцемента должна быть 300; 400. Портландцемент должен быть быстротвердеющий; нормальнотвердеющий. Количество добавок 0
20. Обозначение ПЦ-Д0; ПЦ-Д20-Б; ПЦ-Д20".
Вместе с тем, в таблице N 1 ГОСТ 10178-85 количество активных минеральных добавок зависит от обозначения цемента, например, в портландцементе ПЦ-Д0 активные минеральные добавки не допускаются, ПЦ-Д20-Б и ПЦ-Д20 массовая доля активных минеральных добавок от 5 до 20%.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование об указании количества добавок является излишне детализированным, поскольку согласно ГОСТ массовая доля активных минеральных добавок зависит от обозначения цемента.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требования в отношении товаров, указанные в техническом задании документации об Аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в составе заявки на участие в Аукционе характеристики товара, соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе, но не соответствующие стандартам, следовательно, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что по пунктам 2, 7, 32, 2 Технического задания участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требование к технической характеристике "система управления (контроллер) лифта серии УЛ" товара "Лифт пассажирский, электрический, энергосберегающий", что ограничивает количество участников закупки, поскольку данным требованиям соответствует продукция только одного производителя ОАО "Мослифт".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, вышеуказанные требования к товару "Лифт пассажирский, электрический, энергосберегающий" установлены в соответствии с потребностью Заказчика, в связи с тем, что у эксплуатирующей организации сформирован фонд запасных частей к указанным контроллерам.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, на участие в Аукционе подано три заявки, при этом по одной заявке страна происхождения товара "Лифт пассажирский, электрический, энергосберегающий" Республика Беларусь, две заявки с лифтовым оборудованием из Российской Федерации. Во всех заявках указаны требуемые Заказчиком контроллеры серии УЛ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком, изменяют суть документации об Аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе от 14.03.2018 N РД2, Заказчиком в ЕИС размещены следующие разъяснения:
Вопрос: "Товар 55. Замок навесной. Просим сообщить, что это за замок, где он применяется и его количество? Это такой амбарный замок, который можно открыть только с одной стороны? Для двери машинного помещения?".
Ответ: "Замок навесной, устанавливается на дверь машинного отделения. Необходимо 11 замков".
По словам Заявителя, навесной замок не соответствует ГОСТ Р 53780-2010, из которого следует, что двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри помещения - без ключа.
Согласно возражениям Заказчика, положения разъяснения документации об Аукционе от 14.03.2018 N РД2 содержат техническую ошибку, а именно товар "Замок навесной" используется при установке металлических дверных блоков в готовые проемы (люк-лаз).
Изучив положения технического задания документации об Аукционе и разъяснение положений документации об Аукционе от 14.03.2018 N РД2, Комиссия приходит к выводу, что указанное разъяснение изменяет суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, и указанное противоречие не повлияло на формирование заявок на участие в Аукционе, а также не послужило причиной отклонения участников закупки.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении конкретных показателей товаров по пунктам 52 "Шурупы", 48 "Швеллеры", 2 "Арматура" технического задания документации об Аукционе, а также предоставления сведений в отношении показателей по классам опасности для человека (живых организмов), классам радиационной опасности.
В пункте 4.1 Инструкции установлены, в том числе, следующие требования: "Участник закупки в своей заявке по позиции арматура должен указать не менее двух конкретных номинальных диаметров стержня арматуры", Участник закупки в своей заявке по позиции шурупы должен указать не менее двух конкретных диаметров резьбы шурупов, Участник закупки в своей заявке по позиции швеллеры должен указать не менее двух конкретных высот швеллера. Класс опасности для человека (живых организмов) по возрастанию, начиная с самого опасного: 1(I)- 2(II)- 3(III)- 4(IV). Класс радиационной опасности по возрастанию, начиная с самого опасного: 3(III)- 2(II)- 1(I)".
Согласно возражениям Заказчика, заявка на участие в Аукционе должна соответствовать требованиям документации об Аукционе, в связи с чем, по товару "Шурупы" необходимо указать два диаметра, соответствующие требованиям документации об Аукционе, при этом указание иных показателей шурупов для каждого из диаметров является правом участника закупки и исходя из положений документации об Аукционе иные показатели достаточно указать для одного из диаметров. Из пояснений Заказчика следует, что указанный порядок предоставления значений применяется к товарам применяется "Швеллеры", "Арматура".
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности формирования заявки по данным пунктам.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, ГОСТ 12.1.007-76 "Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" определяет классификацию классов опасности воздействия на организм вредных веществ, а именно: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умеренно опасные; 4-й - вещества малоопасные.
При этом, в соответствии с положениями ГОСТ 30108-94. "Межгосударственный стандарт. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" I класс материала используется при любом виде строительства, II класс материалов - в дорожном строительстве в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, при строительстве производственных сооружений, III класс материалов - при дорожном строительстве вне населенных пунктов, использование материалов IV класса разрешается по согласованию с Госкомсанэпиднадзором.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения Инструкции не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС не в полном объеме размещена проектно-сметная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно возражениям Заказчика, проектно-сметная документация размещена в полном объеме, при этом, графическая часть и пояснительная записка не разрабатывались, поскольку не являются обязательными для работ, выполняемых в рамках закупки.
На заседании Комиссии установлено, что положения раздела 6.1.1 "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ", раздела 6.1.2. "Требования к оборудованию, используемому при выполнении работ" содержат наименование материалов, технические характеристики материалов, наименование и количество оборудования и его показатели. Кроме того, раздел 6.1 "Ведомость объемов работ" документации об Аукционе содержит сведения о наименовании выполняемых работ, их единицы измерения, количество.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел подтверждения.
6. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 9.1 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки следующих документов:
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что требования к документам, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки установлены не в соответствии с требованиями Постановления N 99.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6.1.1. Технического задания документации об Аукционе установлены требования к указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, используемых при оказании услуг, результатов испытаний таких товаров, показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, в том числе:
"19. Кнопки монтажные: Кнопки должны выдерживать относительную влажность воздуха до 80% при температуре 35°С;
51. Шпатлевка: Массовая доля нелетучих веществ не менее 65% не более 75%;
54. Электроды: Относительное удлинение должно быть 18%".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция), в том числе, в отношении вышеуказанных товаров в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Конвертер" обоснованной в части установления излишне детализированных показателей к товарам, используемым при выполнении работ, требований к товарам, противоречащих стандартам, а также в части размещения Заказчиком разъяснений, изменяющих суть документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.03.2018 по делу N 18/44/105/204, по данному делу предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 20.03.2018 по делу N 18/44/105/223 по нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочный части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 1, 6, 7 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 19.03.2018 N 18/44/105/204 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 марта 2018 г. N 18/44/105/223
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018