На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СК Ротонд" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (24 участка). (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0318100043318000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, установивших по ряду товаров, используемых при выполнении работ, требования, противоречащие ГОСТ 8020-2016 Межгосударственный стандарт. Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия (далее - ГОСТ).
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 01.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 619 285 040 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком по ряду товаров, используемых при выполнении работ требования, противоречащие ГОСТ, а именно наименование показателя "Толщина стенки" и значения данного показателя по товару "Кольцо" не соответствуют требованиям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с приложением N 3 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) к товару "Кольцо" с внутренним диаметром 1500 мм установлено требование "Толщина стенки необходима от 85 мм до 95 мм", к товару "Кольцо" с внутренним диаметром 700 мм установлено требование "Толщина стенки необходима не менее 70 мм".
Согласно Приложению Б ГОСТ для стенового цилиндрического кольца, используемого, используемых для устройства круглых колодцев подземных трубопроводов канализационных самотечных (включая коллекторы), водопроводных и газопроводных сетей, установлено соответствие внутреннего и внешнего диаметров, а именно: внутреннему диаметру кольца 700 мм соответствует внешний диаметр кольца 840-880 мм, внутреннему диаметру кольца 1500 мм соответствует внешний диаметр кольца 1680-1730 мм, при этом показатель кольца "толщина стенки" отсутствует.
На заседании Комиссии установлено, что согласно требованиям Технического задания и инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, требование о соответствии товаров "Кольцо" с внутренним диаметром 1500 мм и "Кольцо" с внутренним диаметром 700 мм положениям ГОСТ не установлено.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, сообщили, что Приложение Б к ГОСТ носит исключительно рекомендательный характер. Кроме того, требования ГОСТ не применяются по отношению к указанным товарам, при этом, при подготовке описания объекта закупки Уполномоченный орган, Заказчик руководствовались проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы и содержащей, в том числе, необходимость установки товара "Кольца для колодцев сборные железобетонные диаметром: 700 мм" и "Кольца для колодцев сборные железобетонные диаметром: 1500 мм".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа также сообщили, что требования к товарам Кольцо" с внутренним диаметром 1500 мм и "Кольцо" с внутренним диаметром 700 мм, указываются производителями таких товаров и находятся в открытом доступе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе обращения доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, содержится указание на 23 участка объекта закупки, в наименовании объекта закупки в ведомости объемов работ, в Техническом задании (приложение N 1 к проекту государственного контракта документации об Аукционе), в кратком описании объекта закупки (приложение N 4 к извещению о проведении Аукциона), в пункте 1 раздела 2 документации об Аукционе содержится указание на 24 участка объекта закупки, при этом, ведомость объемов работ, сводно-сметный расчет, календарный план этапов оплаты работ и календарный план выполнения работ, являющиеся приложением к контракту, содержит сведения о 25 участках объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что объектом закупки является реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" на 24 участках. При заполнении сведений об объекте закупки в ЕИС в поле "Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги" возникла техническая ошибка в связи с ограниченным объемом символов, возможных к указанию, что привело к изменению названия двух участков объекта, а именно вместо участков "Руслорегулирующие работы на левом берегу реки Протоки от ПК 360+00 до ПК 365+98; Берегоукрепление левого берега реки Протоки от ПК 423+00 до ПК 425+00" указан участок "Руслорегулирующие работы на левомПК 425+00". Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии также сообщили, что приложение N 4 к извещению о проведении Аукциона содержит указание на 24 участка объекта закупки.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, в связи с уменьшением доступных лимитов бюджетных обязательств количество участков с 25, на которые разрабатывалась проектно-сметная документация, изменено на 24 участка, при этом ведомости объемов работ и сметы пропорционально уменьшены и пересчитаны, в связи с чем, руслорегулирующие работы на правом берегу реки Кубань от ПК1018+00 до ПК 1024+37 не предусмотрены.
На заседании Комиссии установлено, что в наименовании объекта закупки в ведомости объемов работ, в Техническом задании, в кратком описании объекта закупки, в пункте 1 раздела 2 документации об Аукционе содержит сведения о 24 участках закупки.
Вместе с тем, описание объемов работ, указанных в приложениях к проекту государственного контракта документации об Аукционе, содержит указание на 25-й участок объекта закупки - руслорегулирующие работы на правом берегу реки Кубань от ПК 1018+00 до ПК 1024+37.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся в установлении противоречивых сведений об объемах работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 марта 2018 г. N 18/44/99/130
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018