На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "РСС Пенза" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Пензенского областного суда (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту и заправке картриджей для нужд Пензенского областного суда (номер извещения - 0155100004818000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к процессу осуществления ремонта картриджей, отсутствуют необходимые графические изображения, содержатся противоречивые требования к пломбе картриджа, а также не указан ресурс работы картриджа.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к осуществлению заправки картриджа тонером.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к сроку ремонта и заправки картриджей, к гарантийному сроку на работы, выполняемые в рамках исполнения контракта, также требования к качеству и месту выполняемых работ.
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении экспертизы работ, выполняемых исполнителем по контракту.
Представители Заказчика в письменных пояснениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 150 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.03.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 4 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.03.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) победителем Аукциона признан ИП Моисеев Д.В. с минимальным предложением о цене контракта 44 750 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к процессу осуществления ремонта картриджей, отсутствуют необходимые графические изображения, содержатся противоречивые требования к пломбе картриджа, а также не указан ресурс работы картриджа.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документацией об Аукционе установлено, что ранее нанесённые на картридж идентифицирующие данные исполнителю удалять запрещено. В случае невозможности идентификации Заказчиком картриджа, исполнитель должен незамедлительно заменить его на новый картридж в упаковке, того же производителя, что и оборудование, в котором данный картридж используется.
Кроме того, пунктом 1.2 технического задания документации об Аукционе установлено, что при поступлении картриджей к исполнителю на них наносится наклейка с указанием названия организации Заказчика, номера телефона исполнителя, модели картриджа, идентификационного номера картриджа и (или) штрих-кода, по которым можно отследить жизненный цикл картриджа. Надписи на наклейке должны быть нанесены четким печатным шрифтом.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что максимальное количество перезаправок картриджа до его выхода из строя достигает значения 3-4, и столько же после его ремонта, возможное же количество наклеек на картриджах из приведённого в техническом задании документации об Аукционе перечня - от 6 до 30, при этом вышеуказанное требование документации об Аукционе обусловлено необходимостью предоставления Заказчику картриджей надлежащего качества и их совместимости с оборудованием Заказчика.
В отношении графических изображений, отсутствующих в техническом задании документации об Аукционе, представитель Заказчика, что необходимые графические изображения содержатся в пункте 4 технического задания документации об Аукционе, которые, при этом, носят информативный характер, а также что все требования, предъявляемые к выполнению работ по контракту содержатся в положениях технического задания документации об Аукционе.
Пунктом 1.6 технического задания документации об Аукционе установлено, что готовый картридж должен быть опломбирован исполнителем во избежание спорных гарантийных вопросов в соответствии с графическим изображением N 23, представленном в техническом задании документации об Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях пояснил, что вышеуказанные требования к пломбе картриджа обусловлены необходимостью предоставления Заказчику картриджа надлежащего качества и в рабочем состоянии в соответствии с графическим изображением N 23 технического задания документации об Аукционе.
В отношении отсутствия в документации об Аукционе сведений в отношении ресурса работы картриджей, представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная информация находится в открытом доступе в сети Интернет и определяется в зависимости от конкретного производителя картриджа.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к осуществлению заправки картриджа тонером.
Пунктом 1.4 технического задания документации об Аукционе установлено, что количество (вес в граммах) засыпаемого тонера должно соответствовать таблице N1 технического задания с погрешностью плюс-минус 5 грамм. В случае превышения погрешности картридж будет возвращен Исполнителю на перезаправку в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе. Запрещается заправлять картридж путем повреждения корпуса (сверления, выламывания или выжигания дополнительных технологических отверстий). В случае умышленного повреждения корпуса картриджа исполнитель обязан заменить испорченный картридж на новый картридж в упаковке того же производителя, что и оборудование, в котором картридж используется.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что в требованиях технического задания документации об Аукционе и приложения к государственному контракту присутствует вес тонера в граммах по каждому картриджу, содержимое каждого картриджа взвешено и может быть продемонстрировано исполнителю в случае возникновения соответствующей необходимости.
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что данное требование обусловлено необходимостью предоставления исполнителем по контракту Заказчику картриджа надлежащего качества и в рабочем состоянии.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к сроку ремонта и заправки картриджей, к гарантийному сроку на работы, выполняемых в рамках исполнения контракта, также требования к качеству и месту выполняемых работ.
Пунктом 2.2 технического задания документации об Аукционе установлено, что сроки выполнения услуг по заправке и ремонту картриджей не более одного рабочего дня с момента оформления акта приёма-передачи картриджей согласно приложению N1 к техническому заданию документации об Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что в соответствии с представленным в документации об Аукционе расчетом начальной (максимальной) цены контракта, общий объем картриджей, подлежащих ремонту и заправке в рамках исполнения контракта, составляет примерно 400 штук, при этом не реже, чем один раз в 5-10 дней Заказчиком формируется соответствующая партия картриджей, составляющая 10-15 штук, при этом требование в отношении срока ремонта и заправки, а именно 1 день, установлено в связи с необходимостью поддержания непрерывной деятельности Заказчика.
Пунктом 2.5 технического задания документации об Аукционе установлено, что гарантийный срок на работы по заправке и ремонту картриджей не менее 6 месяцев.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что данное требование установлено Заказчиком в связи с необходимостью предоставления Заказчику исправным картриджей надлежащего качества, при этом картриджи хранятся у Заказчика в условиях, исключающих перепады температуры и влажности, в связи с чем, вышеуказанное требование, по мнению Заказчика, не является неисполнимым.
Пунктом 4.1 технического задания документации об Аукционе установлено, что качество услуг должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, а также иным требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, требованиям сертификации, безопасности (государственным стандартам и т.п.), если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель обязан предоставлять гарантию на каждый картридж, вплоть до окончания тонера. Дефекты печати, возникшие в гарантийный период по вине исполнителя, должны быть устранены бесплатно. Ресурс заправленного или восстановленного картриджа должен быть не менее, чем указано в технических характеристиках данного типа картриджа. Гарантийный срок эксплуатации заправленных картриджей - не менее 6 месяцев, со дня передачи их Заказчику. Началом срока гарантии считается день передачи заправленных картриджей Заказчику.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с стандартами и общими правилами безопасности, действующими на территории Российской Федерации для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Пунктом 2.7 технического задания документации об Аукционе установлено, что работы по контракту работы должны выполняться как на территории исполнителя, так и на местах постоянной эксплуатации оборудования у Заказчика по адресу: "город Пенза, ул. Максима Горького, дом 40".
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, место выполнение работ по ремонту оборудования определяется Заказчиком в зависимости от стоимости и габаритов оборудования, при этом, при необходимости Заказчиком предоставляется исполнителю помещение для выполнения соответствующих работ, а исполнителем по контракту, в свою очередь, определяется перечень необходимых инструментов и материалов.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении экспертизы работ, выполняемых исполнителем по контракту.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 3.1. документации об Аукционе установлено, что все услуги (работы) предусмотренные контрактом выборочно проводятся под непосредственным наблюдением представителя Заказчика, назначенного для проведения контроля за действиями специалистов исполнителя при ремонте оборудования. Исполнитель должен обеспечить беспрепятственный доступ представителя Заказчика к месту выполнения услуг по адресу Исполнителя, также разрешить фото и видеосъёмку всего процесса ремонта оборудования по адресу Исполнителя.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях пояснил, что требование об экспертизе работ, выполняемых в рамках исполнения контракта, установлено Заказчиком в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы, изложенные в обращении ООО "РСС Пенза" не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2018 г. N 18/44/99/136
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018