На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "РСС Пенза" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Пензенского областного суда (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию принтеров и офисной техники (номер извещения - 0155100004818000006), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к запасным частям для устройств, подлежащих ремонту и техническому обслуживанию в рамках исполнения контракта.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении этапов и содержания работ по ремонту источников бесперебойного питания.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к сроку ремонта принтеров и офисной техники.
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к месту выполнения работ по контракту.
5. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении экспертизы работ, выполняемых исполнителем по контракту.
6. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень сведений в отношении запасных частей, используемых при выполнении работ по контракту.
Представители Заказчика в письменных пояснениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 150 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.03.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 4 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 16.03.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) победителем Аукциона признан ИП Моисеев Д.В. с минимальным предложением о цене контракта 45 440 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к запасным частям для устройств, подлежащих ремонту и техническому обслуживанию в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1.5 технического задания документации об Аукционе установлено, что запасные части должны быть качественными, новыми, не восстановленными, ранее неиспользованными, не должны иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами или работой по их изготовлению, либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя и/или исполнителя, при соблюдении Заказчиком правил эксплуатации данных материалов и должны отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к запасным частям данного рода, действующим на территории Российской Федерации.
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что данное требование обусловлено спецификой деятельности и потребностью Заказчика, при этом, согласно исследованию соответствующего товарного рынка, проведенного Заказчиком, ряд производителей принтеров и офисной техники, используемой Заказчиком, в том числе, компания "Xerox", осуществляет производство необходимых запасных частей, соответствующих требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что в связи с тем, что предметом закупки является выполнение работ по ремонту оборудования Заказчика, стоимость запасных частей включена в цену контракта на выполнение соответствующих работ по их замене и ремонту.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении этапов и содержания работ по ремонту источников бесперебойного питания.
Пунктом N 1 технического задания документации об Аукционе установлены требования к содержанию и этапам работ по контракту в части ремонта оборудования Заказчика, в том числе, транспортировке оборудования, внутренней и внешней диагностике оборудования и содержанию соответствующих работ по ремонту.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, требования к этапам и содержанию работ по ремонту оборудования Заказчика, установленные в пункте N 1 технического задания документации об Аукционе, распространяются на все оборудование, являющееся объектом выполнение работ по контракту, в том числе на источник бесперебойного питания, на который указывает Заявитель в обращении.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к сроку ремонта принтеров и офисной техники.
Пунктом 2.2. технического задания документации об Аукционе установлено, что сроки выполнения услуг по ремонту оборудования не более двух рабочих дней с момента оформления акта приема-передачи оборудования согласно приложению N1 к техническому заданию.
Пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлено, что исполнитель после подписания государственного контракта обязан обеспечить наличие необходимых запасных частей к оборудованию, указанному в таблице N1 технического задания на своем складе для выполнения пункта N 2.2 технического здания документации об Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что в соответствии с Законом о контрактной системе государственный контракт по итогам проведения Аукциона будет заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Аукциона, что, по мнению Заказчика, является достаточным сроком для приобретения исполнителем необходимых запасных частей, исчерпывающий перечень которых установлен в таблице N 1 технического задания документации об Аукционе.
Кроме того, согласно письменным пояснениям Заказчика, срок ремонта оборудования, установленный в пункте N 2.2 технического задания документации об Аукционе, а именно два рабочих дня с момента оформления акта приема-передачи оборудования, установлен с связи с потребностью Заказчика в непрерывном и надлежащем функционировании оборудования Заказчика.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к месту выполнения работ по контракту.
Пунктом 2.7 технического задания документации об Аукционе установлено, что работы по контракту работы должны выполняться как на территории исполнителя, так и на местах постоянной эксплуатации оборудования у Заказчика по адресу: "город Пенза, ул. Максима Горького, дом 40".
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, место выполнение работ по ремонту оборудования определяется Заказчиком в зависимости от стоимости и габаритов оборудования, при этом, при необходимости Заказчиком предоставляется исполнителю помещение для выполнения соответствующих работ, а исполнителем по контракту, в свою очередь, определяется перечень необходимых инструментов и материалов.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования в отношении экспертизы работ, выполняемых исполнителем по контракту.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 3.1. документации об Аукционе установлено, что все услуги (работы) предусмотренные контрактом выборочно проводятся под непосредственным наблюдением представителя Заказчика, назначенного для проведения контроля за действиями специалистов исполнителя при ремонте оборудования. Исполнитель должен обеспечить беспрепятственный доступ представителя Заказчика к месту выполнения услуг по адресу Исполнителя, также разрешить фото и видеосъёмку всего процесса ремонта оборудования по адресу Исполнителя.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях пояснил, что требование об экспертизе работ, выполняемых в рамках исполнения контракта, установлено Заказчиком в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что по вышеуказанным положениям документации об Аукционе Заказчиком даны соответствующие разъяснения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень сведений в отношении запасных частей, используемых при выполнении работ по контракту.
Таблицей N 1 технического задания документации об Аукционе установлен перечень запасных частей для оборудования Заказчика, необходимость в использовании которых может возникать в рамках исполнения контракта.
Представитель Заказчика в письменных возражениях пояснил, что в вышеуказанной таблице технического задания документации об Аукционе представлены исчерпывающие сведения в отношении запасных частей, а именно наименование, модель и необходимое количество, при этом необходимость использования отдельной запасной части определяется непосредственно в рамках исполнения контракта.
На основании изложенного и учитывая, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, которые признаны аукционном комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, а также, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, изложенного в обращении, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы, изложенные в обращении ООО "РСС Пенза" не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2018 г. N 18/44/99/137
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018