Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителейМБДОУ Детский сад N9 "Аленький цветочек" общеразвивающего вида (далее - Заказчик, Учреждение) - <_>(доверенность от 08.02.2018 N7),<_>(доверенность от 08.02.2018 N6),<_>(доверенность от 08.02.2018 N5),<_>(доверенность от 08.02.2018 N4),
представителя ООО "Стройтех" (далее - Заявитель 1)- <_>(доверенность от 08.02.2018),
в отсутствиепредставителей ООО "Перспектива" (далее - Заявитель 2), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "БСК "Оптима" (далее - Заявитель 3), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителей ООО "ГарантСтрой" (далее - Заявитель 4), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
индивидуального предпринимателя<_>(далее - Заявитель5) и его представителей,уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО "Стройтех" (вх.N629 от 01.02.2018), ООО "Перспектива" (вх.N630 от 01.02.2018), ООО БСК "Оптима" (вх.N634 от 01.02.2018), ООО "ГарантСтрой" (вх.N636 от 01.02.2018), ИП <_> (вх.N637 от 01.02.2018) на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада N9 "Аленький цветочек", номер закупки 0302300116918000001 (далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
Заявитель 1 в жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1.1. В нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены избыточные требования к отдельным показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, по следующим пунктам cведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные свойства товара, представление которых предусмотрено документацией об аукционе (приложение N4 к документации об аукционе) (далее - Требования к материалам): пункты 2, 5, 10 (параметр шероховатости, пороки древесины), пункт 12 (марки щебня по дробимости, истираемости, морозостойкости), пункты 18 и 21 (водопоглощение), пункт 25 (класс по средней плотности, марка по морозостойкости).
По мнению Заявителя 1 для заполнения первой части заявки у участника должен быть не только товар, но и определенные условия, аппаратура для проведения испытаний и определения показателей материалов.
1.2. В пункте 26 Требований к материалам Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения Закона о контрактной системе, а также установлены требования, которые запутывают участников и усложняют им подготовку заявки.
В соответствии с ответом Заказчика участнику закупки следует указать диапазон значений, т.е. все значения параметра, входящие в заданный Заказчиком диапазон (4, 5, 6, 8 мм), но в заданный Заказчиком диапазон входят следующие значения: 4, 5, 6, 7, 8, 9. Тем самым, Заказчик вводит участников в заблуждение и ограничивает участие в аукционе. При этом аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
1.3. В пункте 29 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к блоку оконному пластиковому с двухкамерным стеклопакетом, которые противоречат подпункту 1.3 пункта 5 Технического задания (приложение N1 к проекту контракта).
1.4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик не установил в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют правила прочтения и применения символов и союзов ",", ";","/", "и", "или"в случае, если значения или диапазоны значений указаны с использованием данных символов и союзов одновременно.
Второй, третий и седьмой доводы жалобы о несоответствии ГОСТу 4029-63 требований к гвоздям толевым круглым в пункте 1 Требований к материалам, несоответствии Закону о контрактной системетребований к гвоздям строительнымв пункте 8 Требований к материалам и неразмещении Заказчиком проектной документации в полном объеме сняты Заявителем 1 на заседании Комиссии Бурятского УФАС России.
Просит провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заявитель 2 считает, что Заказчиком при формировании документации об аукционе допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
2.1. В пункте 9.2 проекта контракта Заказчикустановил увеличенный срокдействия банковской гарантии, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2.2. В проекте контракта Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, чем вводит участников закупки в заблуждение.
2.3. Устанавливая в пункте 14.7 проекта контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, Заказчик нарушил части 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, просит дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
3. Заявитель 3 ознакомившись с документацией об аукционе, считает, что её положения нарушают требования Закона о контрактной системе.
В пунктах 25, 26, 29 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании конкретной партии товара, т.е. при наличии паспорта и/или протокола испытания товара (которые участник электронного аукциона не обязан иметь в наличии на этапе заполнения заявки на участие в аукционе), что по мнению Заявителя 3 приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Заказчик, установив излишние требования к показателям, значения которых устанавливаются в ходе испытания конкретной партии, ограничил доступ к участию в закупке, чем нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Просит провести внеплановую проверку, признать положения документации об аукционе несоответствующими Закону о контрактной системе и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заявитель 4 указывает в жалобе, что Заказчик составил документацию об аукционе, а именно Требования к материаламс нарушением положений Закона о контрактной системе:
4.1. В пункте 20 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к кабелям.
Во-первых, в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют правила прочтения и применения символов "," ";", в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием данных символов одновременно.
Во-вторых, даже если руководствоваться ответом на запрос, Заказчику требуется кабель с числом жил 4 или 5, и номинальным сечением основной жилы: 2,5 и 4 либо 6мм2. Из этого следует, что участник должен предоставить кабель к выполнению работ по капитальному ремонту здания детского сада N9 "Аленький цветочек", который не относится к предмету закупки и не входит в перечень материалов необходимых для выполнения работ на данном объекте, т.к. кабель с числом жил 4 и номинальным сечением основной жилы, мм2: 2,5, 4, либо 6, кабель с числом жил 5 и номинальным сечением основной жилы, мм2: 2,5 и 4 не включен в перечень сметной документации.
4.2. В пункте 24 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к поперечной покоробленности досок, которые влекут к разночтению и запутыванию участника закупки в написании данного показателя.
4.3. В пункте 25 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к кирпичу, которые на момент подачи заявки участнику не известны, а именно: "Минимальная толщина наружных стенок, мм, не менее 12. Максимальный радиус закругления угла вертикальных смежных граней, мм, не более 15. Максимальная глубина фаски на горизонтальных ребрах, мм, не более 3. Максимальный диаметр цилиндрических вертикальных пустот, мм, не более 20. Максимальный размер стороны квадратных пустот, мм, не более 20. Максимальная ширина щелевидных пустот, мм, не более 16", и имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В связи с вышеизложенным, просит признать документацию об Аукционе не действительной, заведомо содержащей требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель 5 считает, что что положения документации об аукционе не соответствуют Закону о контрактной системе:
5.1. В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в разделе N3 документации об аукционе установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения: 2) Декларация о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки:обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Объектом закупки является "Капитальный ремонт здания детского сада N9 "Аленький цветочек"", что не предполагает приобретение Заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Сформированные подобным образом требования заказчика об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и предоставления декларации о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, которое препятствует участию в электронном аукционе.
5.2. В нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчиком в техническом задании установлен порядок расчётов, предусматривающий оплату выполненных работ в течение 15 (пятнадцати) банковских дней.
5.3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования: в пункте 16 Требований к материалам к марке мастики битумной кровельной, в пункте 26 Требований к материалам к показателям сетки арматурной.
Не представляется возможным представить диапазон значений в связи с тем, что сетки должны иметь в одном направлении стержни одинакового диаметра, что подтверждается пунктом 4.3 ГОСТ23279-2012.
На основании вышеизложенного просит провести внеплановую проверку и выдать соответствующее предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву.
1.1. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчикипри описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребностизаказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
При установлении в документации требований к параметрам шероховатости и пороков пиломатериала; показателям марки по дробимости и истираемости, морозостойкости щебня; показателю водопоглощения санитарных сантехнических изделий; показателю морозостойкости и размеров кирпича Заказчик исходил из фактической потребности с учетом функциональных и эксплуатационных требований к объекту закупки. Все указанные показатели раскрывают качественные характеристики требуемых Заказчику товаров и соответствуют нормативно-технической документации на товар.
Кроме того, Заказчик не требует от участников закупки на этапе подачи заявок приобретать необходимый Заказчику товар и проводить с ним какие-либо испытания. Согласно размещенной Заказчиком в составе документации об аукционе инструкции по заполнению заявки в случае если требование к товару выделено курсивом, участнику следует указать диапазонное значение, соответствующее нормативно-технической документации.
Таким образом, ознакомившись с соответствующим ГОСТ и инструкцией по заполнению заявки все участники закупки не приобретая товар и не проводя никаких испытаний имели возможность на этапе подачи заявки указать требуемые Заказчику значения.
1.2. В разъяснениях от 30.01.2018 NРД7 Заказчик указал, что при рассмотрении заявок показатели товара по пункту 26: "Диаметр продольных стержней, мм: 3-10", "Диаметр поперечных стержней, мм: 3-10", "Должна быть изготовлена из арматуры A-III и/или арматуры A-I и/или проволоки Вр-I", "Отношение меньшего диаметра стержня к большему должно быть не менее 0,3" комиссией заказчика рассматриваться не будут. Участники как указавшие какие-либо значения по данным показателям, так и не указавшие, отклоняться не будут.
Таким образом, ни разъяснения от 27.01.2018 NРД4, ни требования к показателям диаметров стержней арматурной сетки не могли ограничить возможность участия в данной закупке.
1.3. В инструкции по заполнению заявки Заказчиком указано, что конкретные требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, устанавливаются заказчиком исключительно в Требованиях к материалам.
Таким образом, из документации об аукционе однозначно следует какими именно требованиями участники должны руководствоваться при описании характеристик Блока оконного, в связи с чем никаких недопониманий у участников при заполнении требований к Блоку оконному возникнут не должно, ни один из потенциальных участников за разъяснениями по данному поводу не обращался.
1.4. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений вдокументацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, из изложенного следует, что вносить изменения в документацию в случаях если разъяснения документации не изменяют её суть это право Заказчика, а не обязанность.
Ни одно из данных Заказчиком разъяснений не меняет сути документации в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания вносить в неё изменения.
По поводу довода о том, что в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют правила прочтения и применения символов ",", ";","/" и союзов "и", "или" для каждого символа и союза в отдельности правила прочтения при совместном употреблении символов не изменяются, о чем Заказчик подробно указал в разъяснении от 27.01.2018 NРД4.
2.1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В документации об аукционе Заказчиком установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 2 (два) месяца.
Таким образом, требования Заказчика к сроку действия банковской гарантии не противоречат части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2.2. Установленные Заказчиком сроки действия обеспечения исполнения контракта соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, данным Законом не возложена на Заказчика обязанность устанавливать равные сроки действия обеспечений исполнения контракта.
2.3. Проект контракта не содержит условия о том, что он должен быть подписан исключительно в бумажном виде. Кроме того, Законом о контрактной системе не запрещено помимо подписания контракта в электронном виде подписать контракт в бумажном.
3. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчикипри описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребностизаказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
При установлении в документации требований к товарам "Кирпич", "Сетка арматурная", "Блок оконный" Заказчик исходил из фактической потребности с учетом функциональных и эксплуатационных требований к объекту закупки. Все указанные показатели раскрывают качественные характеристики требуемых Заказчику товаров и соответствуют нормативно-технической документации на товар.
Кроме того, Заказчик не требует от участников закупки на этапе подачи заявок приобретать необходимый Заказчику товар и проводить с ним какие-либо испытания.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что любой из потенциальных участников закупки независимо от того имеет ли он товар в наличии в момент подачи заявки или не имеет, имеет ли он возможность провести какие-либо испытания товара или нет, не лишен возможности ознакомившись с размещенной Заказчиком инструкцией и государственными стандартами на товары подать заявку на участие в закупке, в связи с чем считает, что требования Закона о контрактной системе Заказчиком не нарушались.
4.1. По поводу довода о том, что в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют правила одновременного применения символов ",", ";","/" и союзов "и", "или", в инструкции для каждого символа и союза в отдельности установлены правила прочтения, которые при совместном употреблении символов не изменяются, о чем Заказчик подробно указал в разъяснении от 27.01.2018 NРД4.
По поводу довода о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые не являются предметом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Применение для выполнения работ кабелей с номинальным сечением 2,5, 4, 6 мм2 предусмотрено пунктами 294, 296, 297, 298 локального сметного расчета N1. Данные товары включены в сметные расценки и цены.
4.2. При установлении в документации требований к поперечной покоробленности досок Заказчик исходил из фактической потребности с учетом функциональных и эксплуатационных требований к объекту закупки.
Согласно размещенной Заказчиком в составе документации об аукционе инструкции по заполнению заявки в случае если требование к товару выделено курсивом, участнику следует указать диапазонное значение, соответствующее нормативно-технической документации.
Установленные Заказчиком значения находятся в пределах регламентированных ГОСТ 8486-86 значений (Таблица "Нормы пороков древесины"), и не позволяют указать участнику несоответствующие данному стандарту значения.
4.3. По поводу довода о том, что Заказчиком установлены требования к значениям товара "Кирпич" (пункт 25 Требований к товарам), которые на момент подачи заявки неизвестны. При установлении требований к кирпичу Заказчик руководствовался требованиями регламентированными ГОСТ 530-2012. В пункте 4.2.5 ГОСТ 530-2012 установлены диапазонные значения сопровождаемые словами "не менее", "не более" для таких показателей как толщина наружных стенок пустотелого кирпича; радиус закругления угла вертикальных, смежных граней, глубина фаски на горизонтальных ребрах; диаметр вертикальных цилиндрических пустот и размер стороны квадратных пустот; ширина щелевидных пустот с конкретным указание предельного значения (максимального или минимального).
Установленные заказчиком в Требованиях к товарам значение соответствуют требованиям ГОСТ 530-2012, ознакомившись с ГОСТ 530-2012 и инструкцией по заполнению заявки все участники закупки не приобретая товар и не проводя никаких испытаний имели возможность на этапе подачи заявки указать конкретное предельное значение требуемое Заказчику.
Кроме того, Заказчиком даны разъяснения о том, как именно следует, указывать значения для данных показателей в заявке (ответ на запрос от 28.01.2018 п. 18; ответ на запрос от 27.01.2018 NРД2 на вопрос 8).
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что любой из потенциальных участников закупки независимо от того имеет ли он товар в наличии в момент подачи заявки или не имеет, имеет ли он возможность провести какие-либо испытания товара или нет не лишен возможности ознакомившись с размещенной Заказчиком Инструкцией и государственными стандартами на товары подать заявку на участие в закупке, в связи с чем считаем, что требования Закона о контрактной системе Заказчиком не нарушались.
5.1. Заказчиком в документации об аукционе установлен исчерпывающий перечень требований, которым должны соответствовать участники закупки и соответствие, которым они должны подтвердить декларацией входящей в состав второй части заявки. Требование о соответствии пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе среди установленных Заказчиком требований отсутствуют.
5.2. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.6 Проекта контракта оплата за выполненные работы производится на основании сданных в бухгалтерию Заказчика: акта о приемке выполненных работ (форма КС-2 с приложением всех необходимых расчетов), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС- 3), счета-фактуры или счёта (за исключением случаев, когда представление указанных документов не предусмотрено действующим законодательством).
При этом оплата выполненных работ производится в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ.
Таким образом, порядок оплаты, установленный Заказчиком соответствует требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанное Заказчиком в Техническом задании понятие "банковские дни" является синонимом понятия "рабочие дни".
5.3. Согласно инструкции по заполнению заявки символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Таким образом, Заказчик требует от указать "диапазон значений" (несколько значений), а не "диапазонное значение" (неточное). О том, как заполнять заявку, в случае если Заказчиком использован символ "тире" Заказчик подробно разъяснил и конкретно указал какие значения должны быть представлены участниками в разъяснениях от 27.01.2018 NРД4.
На основании вышеизложенного просит признать жалобызаявителей необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
15 января 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300116918000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 366 029,12 рублей.
На дату и время окончания подачи заявок 10 часов 00 минут 2 февраля 2018 года подано 29 заявок на участие в аукционе.
1.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные значения показателей представлены в Требованиях к материалам.
Довод Заявителя 1 о том, что несколькоустановленных требований являются избыточными так как их значения становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки признан Комиссией Бурятского УФАС России необоснованным в силу следующего.
В инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если требование к товару выделено курсивом, участнику следует указать диапазонное значение, соответствующее нормативно-технической документации.
Таким образом, заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
1.2. В пункте 26 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к сеткам арматурным "Должна быть легкая со смещенными поперечными стержнями или легкая с поперечнымистержнями на всю ширину сетки. Параметры сетки: Ширина сетки, мм, не менее 1250.Диаметр продольных стержней, мм: 3-10. Диаметр поперечных стержней, мм: 3-10. Должнабыть изготовлена из арматуры А-III и/или арматуры A-I и/или проволоки Вр-I. Отношениеменьшего диаметра стержня к большему должно быть не менее 0,3. Шаг продольныхстержней, мм, должен быть 100. Должна соответствовать ГОСТ 23279-2012.".
Комиссией Бурятского УФАСустановлено, что Заявителем 1 не оспаривается законность самих требований. При этом Заказчик признает, что в разъясненияхположений документации об электронном аукционе от 27.01.2018 NРД4 не вполне корректносформулирован ответ на вопрос 11, в связи с чем в разъяснениях от 30.01.2018 NРД7 Заказчик указал, что при рассмотрении заявок показатели товара по пункту 26 аукционной комиссией заказчика рассматриваться не будут.
Между тем Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев фактические обстоятельства с наличием 29 поданных заявок на участие в аукционе, в том числе факт подачи заявки Заявителем 1, приходит к выводу, что требования к товару по пункту 26 и разъяснения от 27.01.2018 NРД4не привели к тем, последствиям на которые указывает Заявитель 1 и не ограничили возможность участия в Аукционе.
1.3. В пункте 29 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к блоку оконному пластиковому с двухкамерным стеклопакетом.
В документации об аукционе Заказчиком установлено, что требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, определены в Требованиях к материалам.
Таким образом, из документации об аукционе однозначно следует какими именно требованиями участники должны руководствоваться при формировании первой части заявки на участие.
1.4. В соответствии спунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Во исполнение указанного требования в приложении N4 к документации об аукционе представлена инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупкитоваров (материалов).
Как установлено в инструкции действительно отсутствуют правила одновременного применения символов ",", ";","/" и союзов "и", "или", но вместе с тем, в инструкции для каждого символа и союза в отдельности установлены правила прочтения, которые при совместном употреблении символов не изменяются. При этом в разъяснении от 27.01.2018 NРД4Заказчик подробно разъяснил данные правила применения.
2.1. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт,самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 9.2 проекта контракта Заказчик предусмотрел, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на три месяца.
Установленный в пункте 16.2 проекта контракта срок действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
2.2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт,самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Поскольку законодательством о контрактной системе не установлен срок действия обеспечения исполнения контракта, путем внесения денежных средств, то Комиссия Бурятского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.
2.3. Довод Заявителя 2 о наличии в проекте контракта условия о подписании контракта в бумажном виде и соответственно нарушении Заказчиком части 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе не находит своего фактического подтверждения, поскольку в пункте 14.7проекта контракта условие о подписании контракта в бумажном виде отсутствует.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанные значения показателей представлены в Требованиях к материалам.
Довод Заявителя 3 о том, что в пунктах 25, 26, 29 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании конкретной партии товараи соответственно приводят к ограничению количества участников закупкиявляется несостоятельным на основании следующего.
При установлении требований к кирпичу Заказчик руководствовался требованиями регламентированными ГОСТ 530-2012. Пунктом 4.1.4 ГОСТ 530-2012 показатель марки по морозостойкости кирпича регламентирован в виде конкретных значений. Также в виде конкретных значений в Таблице 2 ГОСТ 530-2012 установлены номинальные размеры кирпича.
В пункте 4.2.5 ГОСТ 530-2012 установлены диапазонные значения сопровождаемые словами "не менее", "не более" для таких показателей как толщина наружных стенок пустотелого кирпича; радиус закругления угла вертикальных смежных граней, глубина фаски на горизонтальных ребрах; диаметр вертикальных цилиндрических пустот и размер стороны квадратных пустот; ширина щелевидных пустот с конкретным указание предельного значения (максимального или минимального).
Кроме того, на основании п. 4.3.1 ГОСТ 530-2012 условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия; номинальных размеров камня; рабочего размера камня с пазогребневой системой, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Установленные Заказчиком в Требованиях к товарам значение соответствуют требованиям ГОСТ 530-2012, ознакомившись с ГОСТ 530-2012 и инструкцией по заполнению заявки все участники закупки не приобретая товар и не проводя никаких испытаний имели возможность на этапе подачи заявки указать требуемые Заказчику значения.
Кроме того, Заказчиком даны разъяснения о том, как именно следует, указывать значения для данных показателей в заявке (ответ на запрос от 28.01.2018 NРД6 пункт 18; ответ на запрос от 27.01.2018 NРД2 на вопрос 8).
По сетке арматурной (пункт 26 Требований к товарам) в разъяснениях от 30.01.2018 NРД7 Заказчик указал, что при рассмотрении заявок показатели товара по п.26комиссией заказчика рассматриваться не будут. Участники как указавшие какие-либо значения по данным показателям, так и не указавшие, отклоняться не будут.
Таким образом, требования к арматурной сетке не могли ограничить возможность участия в Аукционе.
При установлении требований к блоку оконному Заказчик руководствовался требованиями регламентированными ГОСТ 23166-99. Согласно пункту 4.7 данного стандарта оконные изделия классифицируют по основным эксплуатационным характеристикам: приведенному сопротивлению теплопередаче, воздухо- и водопроницаемости, звукоизоляции, общему коэффициенту пропускания света, сопротивлению ветровой нагрузке, стойкости к климатическим воздействиям. Конкретные классы данных показателей установлены в пунктах 4.7.1-4.7.5 ГОСТ 23166-99.
Вместе с тем, Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что требования в пункте 29 Требований к материалам "Толщина стекла, мм: 4;6. Класс воздухопроницаемости оконного блока А;Б. Классзвукоизоляции оконного блока А;Б. Класс общего коэффициента пропускания светаоконного блока А;Б. Толщина стеклопакета, мм, не более 58. Класс приведенногосопротивления теплопередаче оконного блока А1;А2;Б1. Класс по сопротивлению ветровойнагрузке оконного блока А;Б. Класс водонепроницаемости оконного блока А;Б. Ширинадистанционной рамки, мм: от 14 до 20. Должен быть фиксатор от открывания окон детьми.Должен соответствовать ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 24866-2014." не содержат полной и достаточной информации для определения требуемых показателей поскольку характеристики по приведенному сопротивлению теплопередаче, воздухо- и водопроницаемости, звукоизоляции, общему коэффициенту пропускания света, сопротивлению ветровой нагрузке полностью зависят от размеров окна в целом и вариантов его конструктивного исполнения.
В связи с отсутствием в документации информации о размерах окон, их конструктивном исполнении Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеустановлены излишние требования к классам оконного блока по воздухопроницаемости, звукоизоляции, общему коэффициенту пропускания света, приведенногосопротивления теплопередаче, сопротивлению ветровойнагрузке и водонепроницаемости.
4.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Во исполнение указанного требования в приложении N4 к документации об аукционе представлена инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупкитоваров (материалов).
Как установлено в инструкции действительно отсутствуют правила одновременного применения символов ",", ";","/" и союзов "и", "или", но вместе с тем, в инструкции для каждого символа и союза в отдельности установлены правила прочтения, которые при совместном употреблении символов не изменяются. При этом в разъяснении от 27.01.2018 NРД4Заказчик подробно разъяснил данные правила применения.
Довод Заявителя 4 об отсутствии ряд материалов не предусмотрен предметом закупки и не входит в перечень материалов необходимых для выполнения работ на данном объекте не нашёл своего подтверждения, так как применение оспариваемых кабелей предусмотрено локальными сметными расчетами.
4.2. Согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если требование к товару выделено курсивом, участнику следует указать диапазонное значение, соответствующее нормативно-технической документации.
Установленные Заказчиком значения находятся в пределах регламентированных ГОСТ 8486-86 значений (Таблица "Нормы пороков древесины"), и не позволяют указать участнику несоответствующие данному стандарту значения.
Довод Заявителя 4 о том, что требования к поперечной покоробленности досок влекут за собой разночтение и запутывание участников закупки не подтверждается фактическими обстоятельствами с наличием 29 поданных заявок на участие в Аукционе.
4.3. При установлении требований к кирпичу Заказчик руководствовался требованиями регламентированными ГОСТ 530-2012. Пунктом 4.1.4 ГОСТ 530-2012 показатель марки по морозостойкости кирпича регламентирован в виде конкретных значений. Также в виде конкретных значений в Таблице 2 ГОСТ 530-2012 установлены номинальные размеры кирпича.В пункте 4.2.5 ГОСТ 530-2012 установлены диапазонные значения сопровождаемые словами "не менее", "не более" для таких показателей как толщина наружных стенок пустотелого кирпича; радиус закругления угла вертикальных смежных граней, глубина фаски на горизонтальных ребрах; диаметр вертикальных цилиндрических пустот и размер стороны квадратных пустот; ширина щелевидных пустот с конкретным указание предельного значения (максимального или минимального).
Установленные Заказчиком в Требованиях к товарам значение соответствуют требованиям ГОСТ 530-2012, ознакомившись с ГОСТ 530-2012 и инструкцией по заполнению заявки все участники закупки не приобретая товар и не проводя никаких испытаний имели возможность на этапе подачи заявки указать требуемые Заказчику значения.
Кроме того, Заказчиком даны разъяснения о том, как именно следует, указывать значения для данных показателей в заявке (ответ на запрос от 28.01.2018 NРД6 пункт 18; ответ на запрос от 27.01.2018 NРД2 на вопрос 8).
Заявитель 4 на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что требования в пункте 25 Требований к материалам имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке не представил.
5.1. В разделе N3 документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 2 раздела N3 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в указанном пункте представлен поименованный закрытый перечень требований, соответствие которым необходимо продекларировать.
Довод Заявителя 5 об установлении требования к участникам закупки о соответствии пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения поскольку данное требование отсутствует в вышеуказанном перечне пункта 2 раздела N3 документации об аукционе, а также не предусмотрено разделом N34 документации об аукционе.
5.2. Довод Заявителя 5 о нарушении части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе является несостоятельным на основании следующего.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.6 проекта контракта оплата за выполненные работы производится в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ.
5.3. Согласно инструкции по заполнению заявки символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Таким образом, Заказчик требует от указать "диапазон значений" (несколько значений), а не "диапазонное значение" (неточное). О том, как заполнять заявку, в случае если Заказчиком использован символ "тире" Заказчик подробно разъяснил и конкретно указал какие значения должны быть представлены участниками в разъяснениях от 27.01.2018 NРД4.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
решила:
1. Признать жалобы ООО "Стройтех", ООО "Перспектива", ООО "ГарантСтрой", ИП <_>необоснованными.
2. Признать жалобу ООО БСК "Оптима" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 марта 2018 г. N 04-50/126-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018