Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - председателя Комиссии, руководителя управления; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Головиной Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Капитанюк Г.В., действующей на основании доверенности N 11 от 20.03.2018;
от заявителя жалобы - Зайцева М.В., действующего на основании доверенности N Ф-91/17 от 27.02.2017, Меркуловой А.Г., действующей на основании доверенности N Ф74-19/17 от 19.09.2017,
(сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую 14 марта 2018 года в Амурское УФАС России жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ") на действия государственного заказчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тындинский" (далее - МО МВД России "Тындинский") при осуществлении закупки в форме запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, объявленной извещением N 0123100005218000011 от 05.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На заседании Комиссии Амурского УФАС России представитель АО "СОГАЗ" полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе. Считает, что заказчик при размещении условий закупки представил неточные сведения, в частности, не предоставил информацию в полном объеме, а именно не указал VIN транспортного средства, не указал КБМ, количество мест транспортных средств для категории D для верного расчета страховой премии по каждому транспортному средству, в связи с чем отсутствует возможность корректно рассчитать цену контракта и подать заявку на участие в закупке. Попросил признать жалобу обоснованной, признать запрос котировок, объявленный извещением N 0123100005218000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, незаконным.
Государственный заказчик направил в адрес антимонопольного органа письменные пояснения. Указанные пояснения приобщены к материалам дела, из них следует, что из-за технической ошибки должностного лица заказчика в документации о проведении запроса котировок были отражены неточные сведения, информация была представлена не в полном объеме, в связи с чем у потенциальных участников закупки действительно не было возможности корректно рассчитать цену контракта и подать заявку.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе согласен. Отметил, что указанное нарушение произошло неумышленно.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон по делу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
05.03.2018 государственным заказчиком - МО МВД России "Тындинский" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 0123100005218000011 о проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 150 825,98 руб. Дата начала подачи котировочных заявок заказчиком установлена 05.03.2018. Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 14.03.2018 в 15:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 14.03.2018 на участие в закупке подана одна заявка от страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК"), признанная единой комиссией государственного заказчика соответствующей требованиям закупочной документации и Закона о контрактной системе. На основании части 6 статьи 77 Закона о контрактной системе запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка.
Принято решение о заключении государственного контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным исполнителем - САО "ВСК".
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. На основании изложенного, довод АО "СОГАЗ" о нарушении со стороны МО МВД России "Тындинский" при расчете начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств не подлежит рассмотрению Комиссией Амурского УФАС России, ввиду отсутствия у территориального органа ФАС России полномочий.
Довод АО "СОГАЗ" о нарушении государственным заказчиком положений Закона о контрактной системе в части неотражения в закупочной документации в полном объеме сведений, позволяющих надлежащим образом сформировать коммерческое предложение для возможности принятия участия в закупке, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, является обоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 названной статьи Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки, объявленной извещением N 0123100005218000011 от 05.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, является оказание услуг по обязательному страхованию автотранспортных средств (ОСАГО), принадлежащих МО МВД России "Тындинский".
Правовая основа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентирована Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 3384-У).
Согласно части 1 статьи 9 закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Таким образом, стоимость государственного контракта складывается из страховых премий по каждому транспортному средству, которые рассчитываются согласно формулам, отраженным в Приложении 4 к Указанию N 3384-У "Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования".
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц:
- для транспортных средств категории "В", "ВЕ" (в том числе такси):
Т (размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования) = ТБ х КТ х КБМ х КО х КМ х КС х КН х КПр, где КО = 1,8;
- для транспортных средств категорий "А", "М", "С", "СЕ", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей:
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КС х КН х КПр, где КО = 1,8.
При этом, ТБ - базовые страховые тарифы; КТ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортных средств; КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования; КО - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством; КМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя; КС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства; КН - при наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО, применяется коэффициент, равный 1,5; КПр - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.
В документации о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по страхованию транспортных средств МО МВД России "Тындинский" содержится Техническое задание, в котором имеется перечень транспортных средств с указанием марки, модели ТС, гос. номера, года выпуска, мощности двигателя, типа двигателя, а также наличия/отсутствия СГУ.
Вместе с тем, в извещении о запросе котировок отсутствует существенная информация для определения размера страховой премии. Так, в частности, отсутствует информация о количестве мест транспортных средств для категории D, КБМ, КО, КС и пр. Отсутствие вышеуказанных сведений не позволяет потенциальным участникам запроса котировок сформировать свое коммерческое предложение для возможности участия в закупке.
На основании изложенного, действия государственного заказчика в части неотражения в полном объеме в документации о проведении запроса котировок сведений, позволяющих надлежащим образом сформировать коммерческое предложение потенциальных участников для возможности принятия участия в закупке нарушают требования частей 1 и 2 статьи 33, части 3 статьи 7 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе. Указанные действия (бездействие) государственного заказчика влекут/могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, о чем свидетельствует наличие лишь одной поданной заявки на участие в запросе котировок - от САО "ВСК", которое ранее оказывало услуги по обязательному страхованию транспортных средств, принадлежащих МО МВД России "Тындинский" и у которого имелись все необходимые данные для формирования заявки на участие в закупке.
Кроме того, по результатам проведения внеплановой проверки закупки, объявленной извещением N 0123100005218000011 от 05.03.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Комиссия Амурского УФАС России установила в документации о проведении запроса котировок несоответствия в части информации о дате окончания срока подачи котировочных заявок и предоставления преимуществ определенным категориям участников. Так, в извещении о проведении запроса котировок в структурированной форме и пункте 18 документации, прикрепленной в формате Microsoft Word указано, что дата и время окончания срока подачи котировочных заявок - 14.03.2018 в 15-00, однако в пункте 19 документации указано следующее: "Окончание срока подачи котировочных заявок: 10 ч.00 м. 06.03.2018". В извещении о проведении запроса котировок в структурированной форме указано, что какие-либо преимущества определенным категориям участников не установлено, вместе с тем в прикрепленной документации указано, что предусмотрены преимущества субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании вышеизложенного, рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" обоснованной;
2. Признать в действиях государственного заказчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тындинский" нарушение частей 1 и 2 статьи 33, части 3 статьи 7 и части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Дегодьев
Члены Комиссии: К.И. Осинцев
Н.А. Головина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 марта 2018 г. N ЖФ-20/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018