Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Сучков О.Н. - председатель комиссии, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления,
Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0130300032618000018 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МКУ "Хозяйственная служба" в присутствии представителей:
от МКУ "Хозяйственная служба" (далее - Заказчик) - Самутиной М.А. (по доверенности от 19.03.2018),
от Администрации г. Вологды (далее - Уполномоченный орган) - Золотовой Т.С. (по доверенности от 31.12.2016), Воскресенского В.Ю. (по удостоверению от 06.03.2018),
от Заявителя - Артюгиной Н.В., Амосова С.В. (по доверенностям от 16.01.2018), Колесова И.А. (по доверенности от 16.01.2018),
от ЗАО "МАКС" - Смирнова Н.В. (по доверенности от 01.01.2018),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0130300032618000018 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд МКУ "Хозяйственная служба", противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы сводятся к следующему.
16.02.2018 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение N 0130300032618000018 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) для нужд МКУ "Хозяйственная служба, победителем которого было признано ЗАО "МАКС", как предложившее наиболее низкую цену заключения контракта.
Заявитель с указанным решением комиссии не согласен и считает его незаконным по следующим обстоятельствам:
Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентированы специальным федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Государственным заказчиком устанавливается порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
Цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены. Формируя цену предложения по оказанию услуг ОСАГО, Участник закупки обязан применять тарифы в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также применять информацию, размещенную в документации Заказчика. Заявитель в строгом соответствии с вышеуказанными руководящими документами предоставил заявку, в которых указанная стоимость рассчитана исходя из информации, представленной в "Техническом задании" и "Обосновании начальной (максимальной) цены контракта" Заказчика.
Согласно описанию объекта закупки услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в рамках вышеуказанного электронного аукциона должны быть оказаны в соответствии с требованиями ФЗ N 40-ФЗ от 25.04.2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Центрального Банка.РФ от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", другими нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абз. 4-5 п. 1.8 Положения Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. N 431-П: "При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов".
В соответствии с вышеуказанными документами и, в частности с п. 1.8 Положения Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. N 431-П, расчет страховой премии с применением минимального базового тарифа, согласно описанию объекта закупки, за все транспортные средства составляет 191 008 рублей 21 коп.
Заявка Заявителя содержит предложение цены контракта в размере 191 008 рублей 21 коп. Страховая премия рассчитана с учетом минимального базового тарифа.
Все заявки, предложенные иными участниками закупки в ходе проведения электронного аукциона, кроме ЗАО "МАКС", содержат ценовые предложения в размере 191 008 рублей 21 коп.
Предложение ЗАО "МАКС" - 190 207 рублей 23 коп. - какое - либо законное обоснование для снижения цены в данном случае отсутствует.
Необоснованное снижение базовой ставки страхового тарифа: "Страховые тарифы по ОСАГО должны быть рассчитаны в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"".
САО "ВСК" считает, что заявка ЗАО "МАКС" должна быть отклонена по причине необоснованного занижения размера страховой премии.
Согласно ч. 6.1. ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
По аналогии с указанной нормой Закона о контрактной системе аукционная комиссия, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в ценовом предложении, представленном участником электронного аукциона при проведении электронного аукциона, обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения, так как контракт по такому ценовому предложению заключен быть не может.
Таким образом, ЗАО "МАКС", участвуя в данном электронном аукционе, представило ценовые предложения, содержащие недостоверную информацию в части указания цены контракта, что позволило им стать победителем данного электронного аукциона.
Представители Заявителя доводы жалобы на рассмотрении дела поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают действия аукционной комиссии законными, жалобу необоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
16.02.2018 в ЕИС было размещено извещение N 0130300032618000018 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) для нужд МКУ "Хозяйственная служба".
02.03.2018 в ЕИС был опубликован протокол проведения электронного аукциона, участник, предложивший цену контракта 190 207, 23 руб., имел N заявки 5.
07.03.2018 Протоколом подведения итогов электронного аукциона был признан победителем аукциона участник с порядковым номером заявки N 5 - ЗАО "МАКС".
Все 4 участника закупки: САО "ВСК", ОАО "АльфаСтрахование", АО "СОГАЗ", АО "НАСКО" предложили цену в ходе торгов: 191 008, 21 руб., также их заявки были признаны соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в
соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе императивно установлен запрет на признание заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Федерального закона о контрактной системе.
Содержание первой части заявки участника закупки регламентировано ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. В соответствии с указанной нормой, в документации об аукционе в электронной форме заказчиком требовалось согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Требования к содержанию документов и информации в составе второй части заявки предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчик в соответствии с нормами Закона о контрактной системе не вправе устанавливать требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки расчета цены контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст. 68 Федерального закона о контрактной системе.
Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Цена контракта, которая определена по результатам электронного аукциона не проверяется комиссией по осуществлению закупок и ей не оценивается.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и, заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО. Установленные тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Комиссией УФАС на заседании рассмотрено следующее: расчет страховой премии, составленный ЗАО "МАКС", и представленный Заказчику уже после признания ЗАО "МАКС" победителем аукциона. КБМ для автомобиля TOYOTA AVENSIS гос. рег. знак А014АА 35 равен 0,5 (требовалось указать, по мнению Заявителя, 0,55), а для автомобиля Sang Yong KYRON II гос. рег. знак В655МА 35 - равен 0,8 (требовалось указать, по мнению Заявителя, 0,9). Представитель Заказчика на заседании подтвердил, что указанный расчет по данным позициям неверен.
Вместе с тем, контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России. Комиссия по осуществлению закупок, исходя из положений Закона о контрактной системе, Закона об ОСАГО не имеет полномочий проверять правильность расчета цены, не обладает достаточными знаниями в области страхования для проверки обоснованности расчета страховой премии.
На момент рассмотрения вторых частей заявок у комиссии отсутствовал расчет цены ЗАО "МАКС", выявить недостоверность, из содержащихся в заявке участника документов не представлялось возможным.
Закон о контрактной системе не содержит требований о проверке членами комиссии по закупкам ценовых предложений участников аукциона.
Таким образом, учитывая, что ЗАО "МАКС" в ходе проведения электронного аукциона была предложена наиболее низкая цена, а также то, что заявка ЗАО "МАКС" (первая и вторая части) соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, аукционной комиссией правомерно было принято решение о признании ЗАО "МАКС" победителем электронного аукциона.
Ценовое предложение не является частью заявки на участие в электронном аукционе. Нормы Закона о контрактной системе не позволяют заказчику, аукционной комиссии каким-либо образом отстранить участника электронного аукциона от дальнейшего участия в закупке в связи с подачей в ходе проведения электронного аукциона ценового предложения, не соответствующего действующим на территории Российской Федерации законам и подзаконным нормативным правовым актам.
Таким образом, жалоба на действия аукционной комиссии необоснованна.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела для соответствующего контроля в ЦБ РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
О.Н. Сучков
Н.А. Куфтырева
Е.Д. Преснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 21 марта 2018 г. N 04-11/42-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018