Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "МК-АЭфТ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6548-ЭП/18 от 16.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-техническому обслуживанию инженерных сетей и подготовке теплоцентра к отопительному сезону, с использованием строительных товаров и иных товаров, необходимых для оказания услуг по контракту для государственных бюджетных образовательных учреждений, казенных учреждений и учреждений молодежной политики и спорта, находящихся в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000718000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 711 086,82 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования _ невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию, либо в случае, предусмотренном п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги.
Согласно Приложению N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлен перечень из 264 товаров, использующихся при исполнении обязательств по контракту.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке не содержит указание на количество запасных частей, необходимых для исполнения обязательств по контракту.
Например, согласно п.п. 3.10.13, 3.13, 3.14 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Исполнитель обязан обеспечить: прибытие на место аварии не позднее чем через 1 (один) час с момента принятия вызова и произвести соответствующие работы для устранения аварии; Исполнитель обязан приступить к аварийным работам немедленно; аварийная бригада осуществляет работы до момента полного устранения аварийной ситуации;
Аварийное обслуживание инженерных сетей и оборудования осуществляются круглосуточно в течение 9 месяцев (апрель - декабрь) по заявке учреждения. Профилактические осмотры осуществляются с 9.00 до 17.00 часов, в течение периода обслуживания, не реже 1 раза в месяц.
3.14. Аварийное обслуживание включает в себя ликвидацию аварий на инженерных сетях по аварийным вызовам Заказчика. Аварийное обслуживание осуществляется круглосуточно, в течение всего периода обслуживания. Исполнитель обеспечивает прибытие специалистов по аварийному вызову Заказчика не позднее чем через 1 (один) час с момента принятия вызова для устранения неисправностей в работе инженерных сетей в зависимости от типа аварии, локализацию аварии и немедленное круглосуточное выполнение аварийно-восстановительных работ до полного устранения последствий аварии, с обязательным составлением совместного аварийного акта в случае причиненного материального ущерба.".
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлен перечень услуг по аварийно-техническому обслуживанию инженерных сетей и подготовке теплоцентра к отопительному сезону, который содержит, в том числе следующие виды работ (услуг): "Центральное отопление:
1. Оперативное прибытие и выполнение необходимых мероприятий при возникновении аварийных ситуаций.
2. Ликвидация аварий посредством:
2.1. Замена трубопровода до 2-х м.п.;
2.2. Производство сварочных работ по заварке трубопроводов, свищей;
2.3. Постановка временных хомутов на трубопроводах;
2.4. Замена запорной арматуры при аварийной ситуации (краны, вентили до D-20 мм);
2.5. Смена задвижек (материалы Заказчика, расходные материалы Подрядчика);
2.6. Ремонт аварийных задвижек без снятия с места;
2.7. Набивка сальников.
3. Ликвидация воздушных пробок в радиаторах и стояках отопления.
4. Откачка воды из подвалов в результате нарушения работы системы ЦО.
5. Отключение аварийных отопительных приборов, стояков, установка перемычек.
6. Открытие и закрытие запорной арматуры при наличии вызова учреждения.
7. Осмотр системы центрального отопления подвальных помещений при наличии вызова.
8. Смена сгонов.
Холодное и горячее водоснабжение:
1. Оперативное прибытие и выполнение необходимых мероприятий при возникновении аварийных ситуаций.
2. Ликвидация аварий посредством:
2.1. Замена трубопровода до 2-х м.п.;
2.2. Производство сварочных работ по заварке трубопроводов, свищей;
2.3. Постановка временных хомутов на трубопроводах;
2.4. Замена запорной арматуры при аварийной ситуации (краны, вентили до D-20 мм);
2.5. Смена задвижек (материалы Заказчика, расходные материалы Подрядчика);
2.6. Ремонт аварийных задвижек без снятия с места;
2.7. Набивка сальников.
3. Откачка воды из подвалов в результате нарушения работы системы ХГВС.
4. Осмотр системы ХВС и ГВС при наличии вызова.
5. Смена сгонов.
Канализация:
1. Ликвидация засора в наружных выпусках до первого колодца (подвальное помещение).
2. Откачка воды из подвалов в результате нарушения работы системы канализации.
3. Очистка внутренней канализационной сети от засоров.
4. Замена участков труб D100мм - 2 м., D50мм - 2-м. и фасонных частей при аварийной ситуации без прохождения перекрытий.
5. Поднятие и сборка канализационных стояков и лежаков в случае их выпадения с установкой на место.
Электроснабжение:
1. Оперативное прибытие и выполнение необходимых мероприятий при возникновении аварийных ситуаций.
2. Замена автоматов на ток до 25А.
3. Ремонт групповых щитков при возникновении аварийных ситуаций.
4. Смена отдельных участков проводки до 10-м.
5. Техническое обслуживание ГРЩ при наличии вызова (планово-предупредительный ремонт).
Обслуживание теплоцентров:
1. Подготовка теплоцентров к отопительному сезону (промывка и опрессовка систем центрального отопления), по необходимости смена инженерного оборудования.
2. Антикоррозийные работы
3. Промывка трубопроводов и гидравлическое испытание
4. Сдача подготовленной системы теплоснабжения ресурсоснабжающей организации.".
Таким образом, ремонтные работы осуществляются по заявкам Заказчика при наличии оснований для проведения такого ремонта. В случае исправной работы оборудования, подлежащего обслуживанию, замена запасных частей не осуществляется.
Следовательно, в документации о закупке не указан объем необходимых для выполнения (оказания) работ (услуг), в том числе аварийных, объем которых определить невозможно до наступления аварийного случая. Указание на перечень работ (услуг) в Приложении N 3 к Техническому заданию не свидетельствует о необходимости проведения комплекса мер по замене всех запасных частей оборудования, общее количество которых также отсутствует в документации о закупке, при их исправной работе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не определен объем необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию, который в связи со спецификой предмета закупки определить невозможно. Однако, извещение о проведении закупки не содержит указание на цену каждой запасной части к оборудованию, которое подлежит обслуживанию.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке информации об обслуживаемом оборудовании, что не позволяет определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие информации об оборудовании, которое подлежит обслуживанию, не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика с целью предложения в первой части заявки товаров, в полной мере соответствующих оборудованию, имеющемуся в собственности Заказчика.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в инструкции противоречивого порядка заполнения первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам Заявителя инструкция не содержит указание на порядок заполнения уточняющих слов и знаков, с использованием которых установлены требования к конкретным показателям товаров.
Анализ Приложения N 5 к Техническому заданию показал, что требования к конкретным показателям товаров не содержат уточняющих слов или знаков (например, "не более", "_").
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в инструкции противоречивого порядка заполнения в части возможности указания в первой части заявки на максимальность или минимальность значения показателя.
Согласно инструкции Заказчиком установлено следующее: "В силу того, что участник закупки не обязан иметь в наличии товары на момент подачи заявки, а товары, которые должны соответствовать нормативно-технической документации согласно условиям Документации, могут иметь показатели (для которых в Документации установлены максимальные или минимальные значения), конкретные значения которых согласно условиям указанной нормативно-технической документации определяются методами испытаний, участник закупки при заполнении первой части заявки относительно оговоренных в настоящем абзаце показателей таких товаров вправе включить в первую часть заявки указание на максимальность или минимальность конкретных значений данных показателей, определенный участником закупки в соответствии с положениями нормативно-технической документации. Данное условие распространяется исключительно на предоставляемые участником закупки конкретные показатели товаров, которые определяются методами испытаний, кроме показателей, требования к которым установлены в Таблице "Технические и качественные характеристики. Размеры", исключительно по товарам, по которым в Документации установлено требование о соответствии товара нормативно-технической документации. Участник закупки при указании конкретных показателей, требования к которым установлены в Таблице 1.4 "Технические и качественные характеристики: Размеры" Приложения N 5 к Техническому заданию, товаров, в отношении которых установлено требование о соответствии нормативно-технической документации, должен указывать в первой части заявки конкретные показатели таких товаров, определенные в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявок, без включения дополнительной информации с указанием на максимальность или минимальность значений такого показателя.".
Таким образом, инструкция содержит запрет на указание информации о минимальности или минимальности значений показателей, требования к которым установлены в Таблице 1.4 Приложения N 5 к Техническому заданию. При этом в соответствии с инструкцией информация о минимальности или максимальности значения показателя может быть указана по показателям, значения которых определяются по результатам проведения испытаний в соответствии с нормативно-технической документацией, требования о соответствии которой содержатся в документации о закупке.
На основании изложенного, Комиссия УФАС не выявила в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления противоречивого порядка заполнения показателей, которые содержат указание на минимальность или максимальность значения.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки позволяет участникам закупки указать значение показателя в соответствии с нормативно-технической документацией путем предоставления в первой части заявки значения показателя сопровождающегося указанием на минимальность или максимальность такого значения в случае, если показатель определяются по результатам проведения испытаний.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки не создает дополнительные барьеры для формирования первой части заявки на участие в аукционе при заполнении показателей, значения которых определяются по результатам проведения испытаний товара.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК-АЭфТ" частично обоснованной в части доводов о формировании извещения о проведении закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе; об опубликовании документации о закупке, которая не позволяет определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 марта 2018 г. N 44-1376/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018