Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (далее - Заказчик):
ММО ВПО "Красная Звезда" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6474/18 от 15.03.2018) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на поставку продуктов питания на оказание услуг по обеспечению системного досуга несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет, склонных к совершению правонарушений (извещение номер 0172200001518000009) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.01.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001518000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 127 238,73 рублей.
В жалобе ММО ВПО "Красная Звезда" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок 13.03.2018 NПРО1 содержит следующую указанию:
"В соответствии с пунктом "Г" показателя 2 "Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" раздела 13 части II конкурсной документации указано: "г) пример подробного распорядка дня на 14 дней для участников Сборов и пример подробных распорядков дня для каждого отряда, одинаковые для каждой из смен, включающие: время на гигиенические процедуры, прием пищи, сон, спортивные и оздоровительные мероприятия, военно-прикладную подготовку, занятия в классах, досуговые мероприятия".
Участник в составе заявки в примере подробного распорядка дня на 14 дней для участников Сборов и пример подробных распорядков дня для каждого отряда, одинаковые для каждой из смен, не указал информацию в части "военно-прикладная подготовка". В связи с этим, информация по пункту "Г" не засчитана. Таким образом, оценка по показателю 2 "Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации" равна 15 баллам".
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки:
"2. Предложение по примеру программ и документов с учетом включения необходимой информации:
а) пример инструктажа участника Сборов по технике безопасности и охране труда;
б) пример Концепции Сборов, включающей в себя: общие положения, с описанием формы проведения Сборов, нормативно-правовой базы; цели и задачи проведения Сборов, актуальность реализации; информацию об участниках, с анализом портрета участника и описанием методов формирования состава участников, перечнем необходимых документов для включения в состав участников Сборов; описание сроков и места проведения Сборов; информацию о составе Государственного заказчика и организационно-административного персонала Сборов с описанием обязанностей каждого сотрудника; правила пребывания участников на территории проведения Сборов; регламентом сборов с информацией о территории проведения, местах проживания и организации питания участников; оценивание результатов прохождения Сборов; описание фирменного стиля Сборов, концепцию информационной кампании Сборов, включающую медиа-план. Содержание и оформление Концепции должны соответствовать требованиям Технического задания;
в) пример программы Сборов, включающий: описание процесса реализации программы Сборов в соответствии со структурой Сборов, изложенной в настоящем Техническом задании, описание направлений работы Сборов, варианты даты, места и времени проведения, план проведения по дням с указанием технических параметров конкретных территорий и помещений, в которых планируется проведение Сборов, варианты досуговых мероприятий для участников Сборов, варианты спортивных и военно-прикладных мероприятий для участников Сборов;
г) пример подробного распорядка дня на 14 дней для участников Сборов и пример подробных распорядков дня для каждого отряда, одинаковые для каждой из смен, включающие: время на гигиенические процедуры, прием пищи, сон, спортивные и оздоровительные мероприятия, военно-прикладную подготовку, занятия в классах, досуговые мероприятия;
д) примеры сценариев церемоний сборов - торжественная церемония открытия, торжественная церемония закрытия и торжественный смотр сборов, документы должны содержать информацию о предполагаемых словах ведущего, персонах гостей, словах гостей, выступающих коллективов и исполнителей;
е) пример подробного меню для питания участников сборов должен содержать информацию о 5 приемах пищи в каждый из 14 дней смены сборов, наименования блюд, выход блюд в граммах, содержание пищевых веществ в граммах в каждом блюде и за каждый прием пищи, энергетическая ценность в ккал, содержание витамина, информация о сборнике рецептур.
ж) чертежи или фотографии (в сопровождении подробного описания), полосы препятствий согласно Техническому заданию.
Баллы присваиваются в следующем порядке:
- представление всей вышеуказанной информации - 40 баллов;
- необходимая информация представлена не в полном объеме (не представлена информация по одному из пунктов предложения) - 15 баллов;
- необходимая информация представлена не в полном объеме (не представлена информация по двум и более пунктам предложения) - 5 баллов;
- информация по предложению не представлена и/или не соответствует требованиям документации - 0 баллов".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что в спорном предложении участника содержится информация о военно-прикладной подготовке, например:
- тактическая подготовка (с прохождением полосы препятствий);
- прикладная инженерная подготовка;
- медико-санитарная подготовка и т.д.
Согласно конкурсной документации оценивается предложение участника конкурса в части наличия той или иной информации в примерном распорядке дня, однако конкурсная комиссия Заказчика не учла вышеуказанные разделы в составе конкурсной заявки Заявителя.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика неверно применен установленный конкурсной документацией порядок оценки, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ММО ВПО "Красная Звезда" обоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2018 г. N 44-1419/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018