Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СК "Строй-Индустрия" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6803-ЭП/18 от 20.03.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту раздаточных в детском корпусе N10 ГБДОУ "ДОГ "Малыш" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200236718000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 913 145,05 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.03.2018 N0372200236718000013-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 5) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Отклонена, в соответствии с п.1 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации и несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, а именно: 1. Участник закупки предлагает товар: краски масляные, марка - МА-15, МА-25, М-22 цвет - розово-бежевая, бежевая, темно-красная (показатели N1, 3 товара N9). Однако, в соответствии с п. 2.3 ГОСТ 10503-71, которому должен соответствовать данный товар - краска розово-бежевого цвета марки МА-15 не существует.))).".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 9 "Краски масляные" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "1. Марка: МА-15, МА-25, МА-22. 2. Степень перетира 90 мкм. 3. Цвет розово-бежевая, бежевая, темно-красная".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции, опубликованной Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование о соответствии товара по п. 9 ГОСТ 10503-71, а также установлен следующий порядок заполнения: "По показателю N1 товара N9 участнику закупки необходимо выбрать одно или несколько значений показателя из перечисленных через знак ",". По показателю N3 товара N9 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде.".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по показателю 3 в соответствии с инструкцией указано значение показателя в неизменном виде.
В соответствии с п. 2.2 ГОСТ 10503-71 установлено: "Готовые к применению масляные краски должны выпускаться следующих цветов:
кремовая, бежевая, темно-серая, светло-голубая, голубая, темно-желтая, фисташковая, зеленая, красно-коричневая, темно-красная, коричневая - для наружных покрытий;
кремовая, оранжевато-бежевая, бежевая, темно-серая, светло-голубая, голубая, синяя, темно-желтая, желто-зеленая, фисташковая, зеленая, красная, вишневая, красно-коричневая, коричневая, светлая серо-зеленая, светло-серая, светло-бежевая, розово-бежевая - для покрытий внутри помещений.".
Заявителем в первой части заявки указаны все марки краски и все цвета, установленные в документации о закупке, в соответствии с инструкцией и ГОСТ 10503-71.
Согласно доводам Заказчика Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе не указано, какой из цветов какой марке краски соответствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является форма предоставления сведений в заявке, так как предоставление значения показателя цвета, которое является неизменным и предоставление значения показателя марки краски, путем указания нескольких значений, соответствует требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе. Иными словами, самой по себе форме подачи заявки аукционной комиссией Уполномоченного органа придается значение большее, чем содержанию заявки (ее сути). Такая трактовка аукционной комиссии Заказчика противоречит не только положениям ст.ст. 66 и 67 Закона о контрактной системе, но также комплексным целям и принципам контрактной системы в сфере закупок; она (такая трактовка) основана на сугубо формальном восприятии нормативных требований и положений аукционной документации в отрыве от юридически и социально значимых результатов (последствий) организации и проведения соответствующей закупки.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также учитывать необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Установление заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявок может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь приведет к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки разделена Заказчиком на три части:
- в Части II документации о закупке установлено требование о заполнении первой части заявки в соответствии с разделом 9 Части III документации о закупке.
- раздел 9 Части III документации содержит следующее указание: "Участник закупки, при заполнении заявки, должен учитывать, что требуемые значения показателей, определяющих соответствие используемых при выполнении работ товаров и/или материалов потребностям Заказчика, подлежат инструкции по заполнению, размещенной к таблице соответствие используемых при выполнении работ товаров и/или материалов потребностям Заказчика в Приложении N3 к ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ". При этом данное положение раздела 9 Части III документации о закупке не позволяет однозначно определить его смысловое содержание.
- в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 1 Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару:
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком также установлен перечень государственных стандартов, которым должны соответствовать предлагаемые в первой части заявки товары.
Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию установлен порядок заполнения каждого показателя товара, например:
"По показателю N2 товара N27 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N5 товара N26 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N2 товара N3 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N21 товара N6 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения при этом указанное значение не включается в диапазон возможных значений. По показателю N13 товара N19 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N13 товара N21 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N6 товара N10 участнику закупки необходимо указать диапазон возможных значений показателя разделенных знаком "-", при этом крайние значения не включены в диапазон возможных значений. По показателю N1 товара N24 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N7 товара N30 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N8 товара N13 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N14 товара N21 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N2 товара N20 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения при этом указанное значение не включается в диапазон возможных значений. По показателю N10 товара N25 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему.".
Вместе с тем, требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком хаотично. Например, по товару 1 требование к показателю 1 установлено Заказчиком на странице 50 Приложения N 3 к Техническому заданию, к показателю 3 - на странице 53, к показателю 4 - на странице 55, к показателю 2 - на странице 61.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все требования к значениям показателей с наименованиями показателей, с наименованиями товаров, с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-порядок заполнения показателя-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Кроме того, Заказчиком установлен различный порядок заполнения показателей, требования к которым установлены идентичным способом - например, с использованием символа ",". Так по показателю N2 товара N1 участнику закупки необходимо выбрать одно значение показателя из перечисленных через знак ","; по показателю N18 товара N6 участнику закупки необходимо выбрать одно значение показателя из перечисленных через знак ","; по показателю N7 товара N13 участнику закупки необходимо указать два альтернативных значений показателя, разделенных знаком ",", включая первое из альтернативных значений показателя; по показателю N1 товара N31 участнику закупки необходимо выбрать одно или несколько значений показателя из перечисленных через знак ",".
Установленная Заказчиком инструкция повышает вероятность допуска участниками закупки технической ошибки при заполнении идентичных показателей, для которых установлен различный порядок заполнения.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), при этом участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией порядка определения показателей в Приложении N 3 к Техническому заданию необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, сопоставить (найти) в инструкции требования о соответствии товара государственному стандарту, чтобы определить порядок его заполнения и подобрать существующий на рынке товар.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению первой части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Строй-Индустрия" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии и должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2018 г. N 44-1434/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018