Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6761-ЭП/18 от 19.03.2018)на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту туалетов в детском корпусе N10 ГБДОУ "ДОГ "Малыш"(далее - аукцион),а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200236718000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 651 594,71 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.03.2018 N0372200236718000014-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Отклонена, в соответствии с п.1 и 2 ч 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации и несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе, а именно: 1. Участник закупки предлагает товар: краски масляные, марка - МА-15, МА-25, цвет - розово-бежевая, бежевая, темно-красная (показатели N1, 3 товара N9). Однако, в соответствии с п. 2.3 ГОСТ 10503-71, которому должен соответствовать данный товар - краска розово-бежевого цвета марки МА-15 не существует. 2. Участник закупки предлагает товар: шурупы с полукруглой головкой, исполнение - 1, номер крестообразного шлица -2, 3 (показатель N9,10 товара N19). Однако, в соответствии с п. 2 ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", которому должен соответствовать данный товар, шурупы исполнения 1, не имеют крестообразный шлиц.
В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов): если Заказчиком установлены материалы на выбор, то соответствующие материалы, которые не будут использоваться участником закупки при выполнении работ - не описываются. 3. Участник закупки предлагает товар: раствор цементно-известковый, группа по модулю крупности заполнителя - средний, мелкий; модуль крупности заполнителя - 1.5, 2.0 (показатель N10, 11 товара N7). Однако, в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", которому должен соответствовать данный товар: модуль крупности для средней группы песка должен быть свыше 2.0 до 2.5)".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе,а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, иуказание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 7 "Раствор цементно-известковый" Заказчиком установлены следующие требования к товару: по показателю N 10 -Модуль крупности заполнителя - 1,5; по показателю N 11 - Группа по модулю крупности заполнителя - средний, мелкий".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции, опубликованной Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке, Заказчиком установлено требование о соответствии товара по п. 7ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия",ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия",ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия", а также установлен следующий порядок заполнения: "По показателю N10 товара N7 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N11 товара N7 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по показателю 10 указано "1.5, 2.0", по показателю 11 в соответствии с инструкцией указано значение показателяв неизменном виде - "средний, мелкий".
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
Таким образом, участник закупки при указании значения показателя "Модуль крупности заполнителя" пренебрег положениями инструкции по заполнению заявки и требованиями ГОСТ, указав значение не в соответствии с установленными в документации о закупке требованиями. В частности, Заявителем представлены значения показателя модуль крупности, не соответствующие средней группе песка.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации отоваре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласноч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, а также в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных впротоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке.
В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке.
Таким образом, Комиссия УФАС не выявила в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки Заявителя.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии сч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров,а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок.
При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также учитывать необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Установление Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявок может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что,в свою очередь, приведет к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии Заказчика,в отношении, каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении, каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться,и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки разделена Заказчиком на три части:
- в Части II"Информационная карта аукциона" документации о закупке установлено требование о заполнении первой части заявки в соответствии с разделом 9 Части III документации о закупке.
- раздел 9 Части III"Техническое задание" документации содержит следующее указание: "Участник закупки, при заполнении заявки, должен учитывать, что требуемые значения показателей, определяющих соответствие используемых при выполнении работ товаров и/или материалов потребностям Заказчика, подлежат инструкции по заполнению, размещенной к таблице соответствие используемых при выполнении работ товаров и/или материалов потребностям Заказчика в Приложении N3 к ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ". При этом данное положение раздела 9 Части III"Техническое задание" документации о закупке не позволяет однозначно определить его смысловое содержание.
- в Приложении N 3 к Техническому заданию (Требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (Приложено отдельным файлом).
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию документации о закупке, Заказчиком также установлен перечень государственных стандартов, которым должны соответствовать предлагаемые в первой части заявки товары.
Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию установлен порядок заполнения каждого показателя товара, например:
"По показателю N8 товара N20 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N4 товара N4 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему. По показателю N2 товара N14 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N18 товара N28 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N1 товара N7 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N19 товара N28 участнику закупки необходимо выбрать одно или несколько значений показателя из перечисленных через знак ",". По показателю N1 товара N17 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N8 товара N19 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N1 товара N31 участнику закупки необходимо указать значение показателя в неизменном виде. По показателю N5 товара N32 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения при этом указанное значение не включается в диапазон возможных значений. По показателю N6 товара N15 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть более указанного значения или равно ему. По показателю N8 товара N26 участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее указанного значения или равно ему".
Вместе с тем, требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком хаотично. Например, по товару N 2 требование к показателю N 4 установлено Заказчиком на странице 63 Приложения N 3 к Техническому заданию, к показателю N 1 - на странице 64, к показателю N 2 - на странице 67.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями,их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все требования к значениям показателей с наименованиями показателей,с наименованиями товаров, с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-порядок заполнения показателя-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара, соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Кроме того, Заказчиком установлен различный порядок заполнения показателей, требования к которым установлены идентичным способом - например, с использованием символа ",". Так по показателю N3 товара N21 участнику закупки необходимо выбрать одно значение показателя из перечисленных через знак ","; по показателю N1 товара N9 участнику закупки необходимо выбрать одно или несколько значений показателя из перечисленных через знак ","; по показателю N12 товара N6 участнику закупки необходимо выбрать одно значение показателя из перечисленных через знак ","; по показателю N7 товара N13 участнику закупки необходимо указать два альтернативных значений показателя, разделенных знаком ",", включая первое из альтернативных значений показателя.
Установленная Заказчиком инструкция повышает вероятность допуска участниками закупки технической ошибки при заполнении идентичных показателей, для которых установлен различный порядок заполнения.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями Технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки всоответствии с установленной Заказчиком инструкцией порядка определения показателей в Приложении N 3 к Техническому заданию необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, сопоставить (найти) в инструкции требования о соответствии товара государственному стандарту, чтобы определить порядок его заполнения и подобрать существующий на рынке товар.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Законао контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фарм-Вектор" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга Московская ул., д. 61, пгт Вырица, Ленинградская обл., 188380
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,Москва, 119435
ООО "Фарм-Вектор" пр. Ленина, д. 8, Ярославль, 150003
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1444/18 об устранении нарушений законодательства о закупках
26.03.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-1444/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербургаи аукционной комиссии устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200236718000014;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200236718000014 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200236718000014 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срокдо 14.05.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе,в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участиев аукционе.
Примечание.В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 марта 2018 г. N 44-1444/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018