Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБДОУ детский сад N 26 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Фирма Ролитекс" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7238-ЭП/18 от 22.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для прачечной для нужд Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 26 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200192718000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 278 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Согласно доводам Заявителя документация о закупке в Приложении N 2 к Техническому заданию содержит требования к конкретным показателям, например, следующих товаров: кабель, автоматический выключатель, стяжки нейлоновые, труба, угол, муфта тип 1, которые являются избыточными и не могут быть проверены при выполнении работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено Заказчиком в п. 12 Части II документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчик вправе устанавливать требования к конкретным показателям товаров, которые используются при выполнении работ (оказании услуг).
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Приемке подлежат выполненные работы (оказанные услуги), которые выполнены (оказаны) с использованием товаров, требования к которым установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к конкретным показателям товаров невозможно проверить при выполнении работ (оказании услуг) признан необоснованным, так как приемка в соответствии с нормами ст. 94 Закона о контрактной системе проводится после выполнения работ (оказания услуг), при этом Заказчик обязан провести экспертизу на соответствие выполненных работ (оказанных услуг) требованиям технического задания, в том числе в части соответствия используемых товаров.
По смыслу пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предъявить требования к товарам, которые используются в производственном процессе на основании потребности Заказчика, не утрачивают свои потребительские свойства и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ (оказанных услуг).
Доказательств того, что товары, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию не используются при исполнении контракта и не переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ Заявителем не представлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Доказательств того, что требования к конкретным показателям по оспариваемым Заявителем товарам являются нестандартными в соответствии с законодательством о техническом регулировании для данных видов товаров Заявителем также не представлено.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в составе документации о закупке проектно-сметной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Предметом закупки не является строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Следовательно, довод Заявителя о неправомерном отсутствии в документации о закупке проектно-сметной документации признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя документация о закупке не содержит достаточное описание требований к результату и объему работ.
Требования к описанию объекта закупки установлены в ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 2.3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Поставщик принимает на себя обязательства по поставке товара по наименованию, в количестве, комплекте согласно Приложению N 1 и Приложению N 2 к Технической части.
При осуществлении поставки товара Поставщик должен представить и выдать: оригиналы или в установленном порядке заверенные копии действующих сертификатов качества, сертификатов соответствия на поставляемые товары, в которых должны быть отражены номера и даты выдачи удостоверения, наименование и адрес изготовителя товара, показатели качества, санитарно-эпидемиологических заключений, сертификатов качества и сертификатов соответствия требованиям нормативных документов на поставляемый товар, разрешающих использование поставляемого товара на территории Российской Федерации.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что проект контракта содержит обязательства сторон. Техническим заданием документации о закупке установлены требования к товарам.
Доказательств того, что описание объекта закупки является недостаточным и не позволяет исполнить обязательства по контракту в соответствии с потребностью Заказчика Заявителем не представлено.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке сведений о количестве товаров, необходимых к поставке, требования к которым установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении.
Согласно п. 2.3 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Поставщик принимает на себя обязательства по поставке товара по наименованию, в количестве, комплекте согласно Приложению N 1 и Приложению N 2 к Технической части.".
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком указано количество следующих товаров: машина стиральная, гладильный каток, утюг.
Вместе с тем, Приложение N 2 к Техническому заданию включает в себя требования, например, к следующим товарам: кабель, автоматический выключатель, стяжки нейлоновые, труба, угол, муфта тип 1.
При этом сведения о количестве комплектующих, требования к которым установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию, в документации о закупке отсутствуют.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фирма Ролитекс" частично обоснованной в части доводов о неустановлении сведений о количестве в отношении всех товаров, являющихся объектом поставки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 марта 2018 г. N 44-1520/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018