Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Медика" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7143-ЭП/18 от 22.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.03.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200009818000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 802 807,26 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы согласился частично.
1. Согласно доводам жалобы N 1 и N 8 Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товарам, которые отсутствуют на товарном рынке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 4 Заказчиком установлено требование к товару "Шпатель". По п. 25 Заказчиком установлено требование к товару "Набор воздуховодов Гведела".
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено доказательств отсутствия на товарном рынке товаров, соответствующих требованиям Заказчика к конкретным показателям по п.п. 4, 25 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.03.2018 N0372200009818000018-1-1 на участие в аукционе подано 5 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Согласно доводу жалобы N 2 Заявитель указал на установление требования к товару, которое не является медицинским изделием, так как товары с указанным в Приложении N 2 к Техническому заданию по п. 5 наименованием отсутствуют в государственном реестре медицинских изделий.
В п. 5 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару "Палочки деревянные медицинские нестерильные": "Палочки деревянные медицинские нестерильные Предназначены для обработки раны вокруг разрыва кожного покрова в результате травмы, в послеоперационный период, а также для других различных манипуляций.".
Доводы Заявителя основаны на наименовании товара, указанного в п. 5 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 615 г. "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий" утвержден Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пп. в) п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" для государственной регистрации медицинского изделия представляются следующие документы: техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие; эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия; документы, подтверждающие результаты технических испытаний медицинского изделия и т.д.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что регистрационное удостоверение медицинского изделия может содержать наименование товара, отличное от наименования, указанного Заказчиком в документации о закупке. При этом само по себе наименование товара в регистрационном удостоверении не позволяет сделать вывод о соответствии товара, указанного в регистрационном удостоверении, товару, требования к которому установлены в документации о закупке. При подаче заявки на участие в закупке, предметом которой является поставка медицинских изделий, участник закупки руководствуется как наименованием товара, так и техническими характеристиками медицинского изделия.
На основании изложенного, отсутствие в государственном реестре медицинских изделий с наименованием, указанным Заказчиком в документации о закупке, не свидетельствует об отсутствии зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий, соответствующих требованиям документации о закупке к конкретным показателям таких медицинских изделий.
Доказательств отсутствия зарегистрированных медицинских изделий, соответствующих требованиям документации о закупке к конкретным показателям товара по п. 5 Приложения N 2 к Техническому заданию, в жалобе Заявителем не представлено.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
3. Согласно доводам жалобы N 3 и N 4 Заявитель указал на отсутствие по товару 6 сведений о количестве товара в упаковке, по п. 7 Заявитель указал на неправомерное установление требований к маркировке товара, которая не соответствует принятому формату.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик вправе устанавливать требования к упаковке. При отсутствии в документации о закупке требований к количеству товара в упаковке участник закупки вправе поставить любой товар, соответствующий требованиям к конкретным показателям товара, установленным в документации о закупке.
Аналогичный довод о неправомерном установлении Заказчиком требований к упаковке товара по п. 25 Приложения N 2 к Техническому заданию признан необоснованным, так как данный довод противоречит п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 7 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "маркировка: Дата изготовления напечатана на упаковке каждой салфетки (банки) в формате "гггг.мм.дд" (год, месяц, день) согласно международных стандартов".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать стандартные показатели в соответствии с законодательством о техническом регулировании, либо содержать обоснование невозможности использования таких показателей.
Доказательств того, что установленные Заказчиком требования к маркировке товара являются нестандартными и противоречат законодательству о техническом регулировании Заявителем не представлено.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Согласно доводам жалобы N 5, N 6, N 9, N 10, N 12 Заявитель указал на неправомерное установление Заказчиком требований к конкретным показателям товаров, которые не влияют на потребность Заказчика, а также не позволяют предложить аналогичный товар с иными характеристиками.
Например, согласно п. 26 "Катетер" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Внутренний диаметр 3,4 мм, внешний диаметр 5,33 мм , длина 54 см.".
При этом Заявитель по доводу жалобы N 12 также указал на недостаточное, по мнению Заявителя, описание объекта закупки в части отсутствия сведений о совместимости требуемого товара с тонометром.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчик вправе устанавливать требования к конкретным показателям товаров, которые соответствуют потребности Заказчика.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Наличие пяти поданных заявок, все из которых допущены к участию в аукционе, свидетельствует об установлении Заказчиком требований к конкретным показателям товаров, которые не повлекли отказ в допуске к участию в аукционе, следовательно, не повлекли ограничение количества участников закупки.
В случае отсутствия в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые являются, по мнению Заявителя, существенными, Заявитель вправе предложить любой товар по показателям, требования к которым отсутствуют, при условии соответствия такого товара показателям, установленным в документации о закупке.
На основании изложенного, в данной части жалоба признана необоснованной.
5. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретному показателю товара по п. 21 Приложения N 2 к Техническому заданию, который не позволяет определить потребность Заказчика.
Согласно п. 21 "Контейнер для дезинфекции" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Габаритные размеры изделия в сборе (ДхШхВ см.): 42,7х23х15 см. Размер: 700х800мм".
Таким образом, Заказчиком установлено требование к конкретному показателю размера товара, которое не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика, а также не позволяет сопоставить данное требование с требованием к конкретному показателю габаритных размеров.
Заказчик с данным доводом жалобы согласился.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медика" частично обоснованной в части довода об установлении требований к конкретным показателям товара, которые не позволяют надлежащим образом определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 марта 2018 г. N 44-1526/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018