Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по замене окон на ПВХ на объектах муниципальной формы собственности в зданиях детских садов (извещение N 0142300011618000026, начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 312,52 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по замене окон на ПВХ на объектах муниципальной формы собственности в зданиях детских садов (извещение N 0142300011618000026, начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 312,52 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1. в установленных заказчиком гарантийных сроках и сроках устранения недостатков имеются разночтения;
2. в документации установлены избыточные требования к описанию объекта закупки;
3. заказчиком установлена ненадлежащая инструкция;
4. заказчиком не соблюдены требования Постановления Правительства РФ N1042 от 15.05.2017 г.;
5. заказчиком нарушены положения части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе;
6. в документации отсутствует указание на ГОСТ, которым должно соответствовать качество выполненных работ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Изучив материалы жалобы, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. ООО "ОПТ-СНАБ" считает, что в установленных заказчиком гарантийных сроках и сроках устранения недостатков имеются разночтения.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Гарантийные сроки на выполнение работы установлены в проекте контракта: 5 лет, Заказчик пояснил, что допустил опечатку, указав в техническом задании "2 года", однако данная ошибка не влияет на количество заявок участников.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России не усматривает нарушений в установленных заказчиком положениях контракта.
2, 3. Согласно доводам заявителя в документации установлены избыточные требования к описанию объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В документации содержится следующая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"Для участия в электронном аукционе участник закупки, получивший аккредитацию на
электронной площадке, подает заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с
регламентом, установленным оператором электронной площадки. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренный документацией об электронном аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей: первая часть заявки и вторая часть заявки.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе:
При описании товара, который участник закупки предлагает использовать при производстве
работ, необходимо указывать полный перечень конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениями документации о закупки. Наименование показателя товара
это точное название показателя, при котором определяются конкретные показатели. Наименование показателя не конкретизируется. Конкретным показателем товара являются
показатели, которые однозначно идентифицируют товар. Если в аукционной документации
значение показателя сопровождается словами "более", "или", "должен быть" (в соответствующих падежах, числах и родах), "должно" (в соответствующих падежах, числах и родах), "до" (кроме рабочей температуры), "до вкл.", "от" (кроме рабочей температуры) и знаком "," то участник закупки указывает конкретные показатели, предлагаемых им товаров без указанных слов. Если в аукционной документации значения показателя сопровождаются словами "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "св.", "свыше", "менее", "не превышает" (в соответствующих падежах, числах и родах), "около", "в диапазоне", "и" и знаками "-", ";" такие значения являются неизменными. Участник в своей закупке указывает такие значения в сопровождении тех же слов и знаков. Изменение значений установленных диапазонов не допускается. Значения показателей, сопровождающиеся словом "более" не включают граничных значений. Пределы показателей, обозначенные словами "от" включают нижнюю границу значения, установленного документацией. Пределы показателей, обозначенные через предлог "до", не включают величины, непосредственно указанные в крайнем граничном значении, если данный показатель не сопровождается словом "вкл.". Если при перечислении значений показателей используется разделительный союз "или", участник закупки должен указать единственный показатель, предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, при этом исключается возможность участника закупки указывать одновременно несколько показателей. В случае если заказчик при перечислении значений показателей, связанных с определением соответствия применяемых товаров потребностям заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более значения, причем второй и последующие значения перечислены через запятую, то данные значения рассматриваются как предложенные для выбора единственного, а в своей заявке участник закупки указывает одно такое значение без запятой. Если слова "ниже", "не ниже", "свыше", "выше", "не выше", "не менее", "не более", "менее", "более", "от", "до вкл.", "должно быть" (в соответствующих падежах и родах), "должно" (в соответствующих падежах и родах) и им подобными, а также единицы измерения стоят перед знаком ":", то их следует относить ко всем значениям, указанным после знака ":". При указании диапазонного значения показателей, вместо конкретного и указание конкретного значения показателей, вместо диапазонного, расценивается комиссией как несоответствие заявки требованиям документации. Участник закупки в своей заявке при описании характеристик и предложений должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями настоящей документации. При подаче сведений участник закупки должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в настоящей документации. Предложенный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации. В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что значения показателей являются неизменными. В случае, если в настоящей документации содержаться указания на определенные ГОСТы, СНиПы, СП, которые являются замененными или в обозначении не содержится дата введения, участник закупки должен руководствоваться действующей версией нормативного документа. В случае если участник закупки указывает в своей заявке товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, такое указание не должно сопровождаться словами "или эквивалент", "аналог". В случае если участник закупки предлагает в своей заявке товар эквивалентный товару указанному в настоящей аукционной документации, то эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по показателям характеристик (технический, функциональных и др.) товара и их значениям, указанных в настоящей документации об аукционе. Заявки представляются в произвольной форме Ответственность за достоверность сведений о показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименование страны происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки".
Инструкция по заполнению заявки участника не содержит требований к конкретизации характеристик компонентов товара, показателей товара, которые не могут быть определены на этапе подачи заявок, а также не содержит двусмысленных положений.
Заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не приводит доказательств противоречия положений Инструкции заказчика.
На основании изложенного, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
4. Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 30.08.2017N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. "570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
В разделе N6 проекта контракта заказчиком установлена ответственность Сторон п.4 (правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком. поставщиком (подрядчиком, исполнителем) размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом) устанавливается фиксированная сумма 3% от цены контракта, как субъекту малого предпринимательства, в соответствии п.1 части 1 ст.30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (п.9 правил) для Заказчика устанавливается фиксированная сумма: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
В проекте контракта указано: "За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 1 000,00 руб.".
Таким образом, противоречия Правилам в проекте контракта отсутствуют.
5. Согласно доводу заявителя заказчиком нарушены положения части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В размещенном на сайте Единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru) архиве содержатся следующие файлы:
В соответствии с п. 10.6 проекта контракта Неотъемлемой частью контракта является приложение N 1 - локальный ресурсный сметный расчет; приложение N2- график выполнения работ; приложение N 3- обеспечение исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пояснениям Заказчика указанные документы будут приобщены к контракту при его заключении, поскольку график работы определяется поставщиком самостоятельно.
Вместе с тем в аукционной документации содержатся Локальный ресурсный сметный расчёт N РС-4/2018, Дефектная ведомость.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика.
6. Согласно доводам заявителя в документации отсутствует указание на ГОСТ, которым должно соответствовать качество выполненных работ.
В соответствии с аукционной документацией:
4.9. Условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги |
Качество работ должно соответствовать действующему в РФ законодательству (СНиП, ГОСТ, ТУ и т.д.). |
Вместе с тем, Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование соответствия государственным стандартам товара.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика отступают от требований стандартов, ограничивают количество участников закупки.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес Заказчика по обжалуемому доводу Заявителя не поступало.
Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что на участие в электронном аукционе подано 27 заявок, 10 заявок допущены к участию в электронном аукционе, в результате проведения электронного аукциона снижение начальной (максимальной) цены составило 31 %.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 марта 2018 г. N 171-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018