Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги "Усолье - Орел" (изв. N0356300003518000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300003518000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автодороги "Усолье - Орел".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о закупках, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В п.2 ст. 23 Закона о закупках обозначено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.4 ст. 64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Поскольку в проекте контракта не указан идентификационный код закупки, при указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование ч. 1 ст. 23 Закона о закупках.
2. В п. 2. ч. 1 ст. 64 Закона о закупках предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст. 61 Закона о закупках, оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.
Отсюда следует, что проверку участника закупки о том, что он не является оффшорной компанией, производит оператор электронной площадки на стадии аккредитации.
В пп.8 п.2 раздела 4 аукционной документации, Заказчик устанавливает следующее требование к участником закупки:
8) участник закупки не является оффшорной компанией.
Согласно п. 2б ч.1 раздела 6 информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать оригиналы или копии всех страниц декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Заявитель полагает, что Заказчик установил данное требование в недействующей редакции Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о закупках.
4. Согласно разделу 4 Аукционной документации, Заказчик не требует у Участников закупки выписку СРО.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает требования в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о закупках - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заявитель полагает, что нормы закона нарушены Заказчиком, поскольку установленные виды работ по закупке требуют допуски саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Представитель Заказчика пояснил, что виды работ, являющиеся объектом закупки, а именно ремонт автодороги, подразумевает срезку асфальтового полотна и его укладку.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" N402 от 16.11.2012 года, данные виды работ относятся к текущему ремонту и для их выполнения не требуется выписка СРО.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает. Иного не доказано.
5. Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ч. 6 ст.66 Закона о закупках обозначено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчик установил требования к описанию участниками закупок товаров с нарушением Закона о Закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в Главе IV Технического задания документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание, ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в ТЗ.
Заявитель указывает, что требования к показателям щебня, битума, асфальтобетонной смеси нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только по результатам испытаний и носят избыточный характер.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснил, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание в документации требования к товарам отвечает интересам Заказчика.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что Заявителем не представлены доказательства в обоснование своей позиции, сделать вывод о том, что спорные показатели товаров носят избыточный характер, и их возможно указать только по результатам испытания, не представляется возможным. Доказательств обратного не представлено.
6. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 3.5 раздела 3 Проекта контракта, порядок расчетов: безналичный расчет. Расчет производится в течение 30 банковских дней после подписания Заказчиком акта выполненных работ (КС-2), справки о стоимости работ (КС-3) и счета-фактуры, выставленных Подрядчиком. Форма КС-3 подписывается при наличии формы КС-2 и исполнительной документации, актов освидетельствования скрытых работ, сертификатов на использованные материалы, которые представляются Подрядчиком до приемки работ. Акт о приемке выполненных работ включает в себя только фактически выполненные работы в строгом соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту) и локальным сметным расчетом.
Как следствие, Заказчиком нарушены требования ч 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
7. В соответствии с п. 3.5 проекта контракта Заявитель также полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении поставщиком счета-фактуры.
Представители Заказчика пояснили, что данное требование установлено в связи с применением участниками закупки различных систем налогообложения.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.
8. Довод Заявителя жалобы о том, что государственным контрактом не предусмотрена возможность заключения такого контракта с физическим лицом, также отклоняется как несостоятельный. Кроме того не ясно, каким образом допущенное, по мнению подателя жалобы, нарушение, нарушает права и законные интересы Заявителя - общества с ограниченной ответственностью.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Необходимо также отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Профит-плюс" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги "Усолье - Орел" (изв. N0356300003518000005) обоснованной в части первого, второго, третьего, шестого доводов.
2.Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч. 1 ст. 23, п.2 ч.1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
3.В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4.Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018