Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу филиала ПАО СК "Росгосстрах" в Пермском крае (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии ГККУ "27 ОППС Пермского края" (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (изв. N 0356200029418000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200029418000012 Заказчиком проводился запрос котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 15.03.2018 г. заявки САО "ВСК", ПАО СК "Росгосстрах" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Заявитель полагает, что заявка САО "ВСК" не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.73 Закона о закупах).
В соответствии с ч.1 ст.74 Закона о закупках Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В ч. 1 ст. 78 Закона о закупках установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о закупках, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 73 Закона о закупках, заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение о цене контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО).
Согласно ч.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона..
В соответствии с ч.2 названной статьи коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Согласно п.2.1 Положения "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденное ЦБ РФ 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение), страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядку их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств") (далее - Указание Банка России).
Следовательно, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Указанием Банка.
В Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" закреплено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, что как раз и направлено на обеспечение Котировочной комиссии возможности оценить заявки участников, а участникам сформировать свое предложение.
В извещении о проведении запроса котировок (Приложение N 2) приведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в частности, установлено, что НМЦК рассчитана в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно расчету Заказчика начальная (максимальная) цена контракта составляет 153 485,18 руб.
Представитель Заказчика пояснил, что НМЦК рассчитана исходя из максимальных значений базовых ставок страховых тарифов (рублей), предусмотренных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 15.03.2018 г. САО "ВСК" предложило цену контракта 126 493,57 рублей.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия установила, что в заявке САО "ВСК" прописью указана цена контракта 126 493,57 рублей, при этом, исходя из расчета предлагаемой цены контракта (приложение N 1 к заявке), цена контракта должна составлять 128 161,52 рублей, что также подтверждается письмом САО "ВСК" в адрес Заказчика в котором указано, что цена контракта составляет 128 161,52 рублей.
Как следствие, Комиссия приходит к выводу, что заявка подателя жалобы на момент рассмотрения и оценки заявок не содержит конкретного предложения о цене контракта. Следовательно, невозможно установить конкретное предложение о цене контракта.
Более того, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрена возможность изменения цены контракта, указанной в котировочной заявке.
Таким образом, котировочная заявка подателя жалобы не содержит предложение о цене контракта, что не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок.
В свою очередь, не смотря на несоответствие котировочной заявки требованиям извещения о проведении запроса котировок, заявка САО "ВСК" признана соответствующей.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Котировочной комиссии имеется нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Представителем Заказчика в материалы жалобы представлены паспорта на транспортные средства, согласно которым разрешенная максимальная масса ЗИЛа (п.4) составляет 16750 кг., разрешенная максимальная масса УРАЛа (п.16) составляет 13 325 кг.
Исходя из указанных выше характеристик, с учетом Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, следует, что минимальное значение базовой ставки страхового тарифа ЗИЛа (п.4) должно составлять 5284 рублей, для УРАЛа (п.16) 3509 рублей, при этом, максимальное значение базовой ставки страхового тарифа для УРАЛа (п.16) должно составлять 4211 рублей.
Вместе с тем, по позиции N 4 ЗИЛ заявки ПАО СК "Росгосстрах" указано, что базовая ставка равна 3509 рублей, итоговое значение, с учетом коэффициентов, составило 4516,08 рублей. По позиции N 16 УРАЛ 6тн заявки ПАО СК "Росгосстрах" указано, что базовая ставка равна 5284 рублей, итоговое значение, с учетом коэффициентов, составило 7323,62 рублей.
Следовательно, ПАО СК "Росгосстрах" применены базовые ставки для спорных транспортных средств, не соответствующие Указаниям Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
Так, применив минимальные значения базовых ставок страховых тарифов, предусмотренные Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, с учетом категории, назначения и разрешенной максимальной массы транспортных средств, итоговые значения, с учетом коэффициентов, должны составлять для ЗИЛа (п.4) 6800,51 рублей, для УРАЛа (п.16) 4863,47 рублей.
Предлагаемая ПАО СК "Росгосстрах" цена контракта составила 128 337,22 рублей, тогда как должна составлять, с учетом правильного применения минимальных значений базовых ставок страховых тарифов по пунктам 4, 16 заявки, 128 161,52 рублей
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что заявка ПАО СК "Росгосстрах" не соответствует требованиям, обозначенным в извещении о проведении запроса котировок, и как следствие, в действиях Котировочной комиссии имеется нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.
В действиях Котировочной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия Пермского УФАС отмечает, что Котировочной комиссии необходимо рассматривать заявки с учетом отраслевой специфики проводимой закупки, что в рассматриваемом случае не было сделано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу филиала ПАО СК "Росгосстрах" в Пермском крае на действия Котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (изв. N 0356200029418000012) обоснованной.
2. Признать в действиях Котировочной комиссии нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Котировочной комиссии, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч.7 ст.78 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Котировочной комиссии, Заказчику.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Котировочной комиссии к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018