Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Пожтехбезопасность" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (аппаратов УЗИ) (изв. N 0356100001418000026),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100001418000026 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (аппаратов УЗИ).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 раздела 4 аукционной документации, описание объекта закупки содержится в главе IV "Техническое задание (Спецификация)" (далее - Техническое задание).
Заявитель полагает, что Заказчик в допустил необъективное описание объекта закупки.
1. В частности, Заказчик в п. 5 Технического задания установил следующие требования к качеству технического обслуживания медицинской техники:
- к техническому обслуживанию допускается только обученный персонал, имеющий удостоверение государственного образца о повышении квалификации сотрудников по программе "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники" специалистов, осуществляющих данные работы; и сертификаты, подтверждающие прохождение обучения по техническому обслуживанию медицинской техники, на предприятии-производителе или его уполномоченных организациях по конкретным моделям оборудования, являющейся предметом аукциона.
Согласно п. 4.1.4 "Методических рекомендаций по техническому обслуживанию медицинской техники" (утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003) (далее - Методические рекомендации), специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование к сотрудникам, а также к сертификатам подтверждения прохождения обучения противоречит вышеизложенному положению Методических рекомендаций, а также ограничивает потенциальное количество участников закупки.
Комиссией установлено, что данным пунктом Методических рекомендаций предусмотрена возможность специалистам по техническому обслуживанию медицинской техники пройти обучение не только у предприятий-изготовителей оборудования, но и в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика указанные нарушения признали. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
2. Заказчиком в п. 2 Технического задания установлены следующее требование:
- текущий ремонт с заменой запасных частей стоимостью не более 2 000 (двух тысяч) рублей производится за счет Исполнителя.
При этом, пунктом 2.3 проекта договора установлено, что в цену контракта включены: все расходы на техническое обслуживание медицинского оборудования, стоимость расходных материалов, специальных жидкостей, газов, любые другие сопутствующие расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта, обязательные налоги, сборы и другие обязательные платежи, установленные действующим законодательством РФ.
Заявитель полагает, что аукционная документация в данной части содержит противоречия и вводит участников закупки в заблуждение.
Указанный довод Заявителя нашел свое подтверждение в ходе заседания Комиссии. Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Представители Заказчика, в свою очередь, указанное нарушение признали, пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Вместе с тем, представители Заказчика также пояснили, что в аукционную документацию 27.03.2018 г. внесены изменения в части первого и второго доводов жалобы, а именно:
- п. 5 Технического задания изложен в соответствии с Методическими рекомендациями, а именно:
специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца;
- п. 2 Технического задания исключен из Технического задания.
3. В соответствии с п. 13 Технического задания, расходные материалы, необходимые для проведения технического обслуживания, указанные в Перечне медицинского оборудования, поставляются Исполнителем. Комиссией установлено, что Техническое задание содержит сведения об объектах и перечне оборудования, подлежащего техническому обслуживанию.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлен перечень расходных материалов, подлежащих поставке Исполнителем.
Представители Заказчика пояснили, что принятие решения о возможности эксплуатации медицинского оборудования является конечной потребностью Заказчика при проведении технического обслуживания и ремонта техники. Заказчик на момент размещения такой закупки не имеет достоверной информации о количестве и видах расходных материалов, необходимых для оказания услуг по техническому обслуживанию. Как следствие, Заказчик не может сформировать точный и полный перечень таких расходных материалов. Такие материалы приобретаются и поставляются Исполнителем. Таким образом, указанное требование обусловлено спецификой закупаемых услуг. Доказательства обратного в жалобе отсутствуют.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает. Иного не доказано.
Поскольку на момент принятия настоящего решения Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пожтехбезопасность" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (аппаратов УЗИ) (изв. N 0356100001418000026) обоснованной в части первого и второго доводов.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018