Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МирФирм" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Главное промышленно-строительное управление" ФСИН России при проведении электронного аукциона "Поставка кондитерских изделий в ассортименте" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МирФирм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика - Шаврина И.О (доверенность N 23 от 22.03.2018).
Явку своего представителя на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком в документации о проведении электронного аукциона установлены требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа:
- позиция 2 технического задания: "Конфеты на сбивной основе ГОСТ 4570-2014 (глазированные шоколадной глазурью конфеты с помадно-сбивным корпусом. С добавлением дробленного грецкого ореха и какао-порошка, вкус- сливочный, аромат-миндальный). Под указанное описание подходят только конфеты "Саянские" производитель Краскон (г. Красноярск);
- позиция 4 технического задания: Конфеты пралиновые (кунжут) ГОСТ 4570-2014 (глазированные шоколадной глазурью конфеты продолговатой прямоугольной формы с корпусом на основе массы типа пралине. С добавлением обжаренных семян кунжута и какао порошка. Под указанное описание подходят только конфеты "Тессоро" производитель Краскон (г. Красноярск).
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В ходе подготовки аукционной документации заказчик исходил исключительно из производственной необходимости. Ассортимент и описание объекта закупки сформированы согласно потребности осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Наибольшим спросом у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пользуются конфеты шоколадные пралиновые, помадные и конфеты на сбивной основе, что подтверждается многочисленными заявками продавцов магазинов, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН России, подведомственных заказчику (190 магазинов в 17 субъектах РФ).
Нарушения части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе отсутствуют в связи с тем, что объект закупки не имеет избыточных потребительских свойств. Указаны виды ингредиентов, входящих в состав кондитерских изделий, и соответствие ГОСТам. Данные ингредиенты являются легкодоступными. Заказчиком не указан химический состав и количество составляющих компонентов, а только основные качественные характеристики. В описании объекта закупки отсутствуют требования о наличии избыточных потребительских свойств.
Таким образом, требования к объекту закупки не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что разделом 1.1 "Техническое задание" документации о проведении электронного аукциона установлены требования, предъявляемые к объекту закупки:
N п/п |
Наименование и характеристика объекта закупки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Конфеты фруктово-желейные ГОСТ 4570-2014 - глазированные кондитерской глазурью с фруктово-желейным корпусом. - вкус- абрикос. |
кг |
3 500 |
2 |
Конфеты на сбивной основе ГОСТ 4570-2014 - глазированные шоколадной глазурью конфеты с помадно-сбивным корпусом. - с добавлением дробленого грецкого ореха и какао-порошка. - вкус - сливочный. - аромат - миндаль. |
кг |
4 000 |
3 |
Конфеты помадные ГОСТ 4570-2014 - глазированные кондитерской глазурью конфеты с помадным корпусом. - вкус - абрикос. |
кг |
4 000 |
4 |
Конфеты пралиновые (кунжут) ГОСТ 4570-2014 - глазированные шоколадной глазурью конфеты продолговатой прямоугольной формы с корпусом на основе массы типа пралине. - с добавлением обжаренных семян кунжута и какао порошка. |
кг |
3 500 |
5 |
Конфеты пралиновые неглазированные (батончики) ГОСТ 4570-2014 - неглазированные конфеты круглого сечения. - корпус из массы пралине с добавлением вафельной крошки. - с добавлением ядра тертого жареного арахиса. - аромат - "Амаретто". |
кг |
3 500 |
6 |
Конфеты пралиновые (лесной орех) ГОСТ 4570-2014 - глазированные шоколадной глазурью конфеты. - корпус из массы пралине с добавлением ядра ореха фундука жареного дробленого. - аромат - "Ирисо-молочная карамель". |
кг |
4 000 |
7 |
Конфеты пралиновые (арахис) ГОСТ 4570-2014 - глазированные шоколадной глазурью конфеты. - корпус из массы пралине. - с добавлением ядра арахиса жареного тертого. - аромат - "Ванильно-сливочный". |
кг |
4 000 |
ИТОГО: |
|
26 500 |
В описании объекта электронного аукциона отсутствуют указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка кондитерских изделий, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.03.2018 к участию в электронном аукционе допущено 2 участника.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в описании объекта электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения государственным заказчиком - Министерством социальной политики Красноярского края требований при заключении контракта от 06.12.2017 N Ф.2017.518419/238 "На поставку новогодних подарков для детей-инвалидов и детей из семей, в которых оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, или неполных семей, в которых родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид" инспекцией Красноярского УФАС России установлено, что учредителем ООО "МирФирм" (ИНН 5507240224) является Матченко Владимир Владимирович (ИНН 550507258394), сведения о котором включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Пункт 2 Раздела извещения N 0519100001618000050 "Требования к участнику электронного аукциона" содержит, в том числе, требование об отсутствии информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренным Федеральным законом РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На момент подачи рассматриваемой жалобы сведения об учредителе ООО "МирФирм" имелись в РНП, ООО "МирФирм" является лицом, не соответствующим части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО "МирФирм" не является лицом, имеющим правовые основания для обжалования действий заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона на основании статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку не будут нарушены права и законные интересы ООО "МирФирм" как участника электронного аукциона.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "МирФирм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 марта 2018 г. N 313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018