Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АвантаДор" на действия государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 1474/18 "Поставка инструментов и оборудования медицинского (далее Товар) на строящийся объект: "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.03.2018 поступила жалоба ООО "АвантаДор" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000118001074.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представители заказчика Матросов И.Е. (доверенность N16 от 18.01.2018, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Матвеева Т.В. (доверенность N5 от 29.12.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) в аукционной документации объединены товары, технологически и функционально между собой не связанные, а именно: аппарат наркозно-дыхательный с принадлежностями, инструменты (Зажим, скальпель, иглодержатель, костный набор, ножницы, пинцеты), стерилизатор паровой непроходной тип для обеззараживания медицинских отходов, машина моечно-дезинфекционная для суден и уток, ванна медицинская для гидротерапии с принадлежностями, аппарат "Искусственная почка" с принадлежностями, и др.
Объединение в один лот медицинского оборудования и медицинских инструментов, функционально и технологически между собой не связанных, по мнению подателя жалобы, привело к необоснованному укрупнению лота, к увеличению начальной максимальной цены контракта и, как следствие, к увеличению размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, наличию у потенциальных участников соответствующего рынка дополнительных материальных, технических и трудовых ресурсов;
2) наряду с поставкой товара, заказчик требует оказать услуги по вводу в эксплуатацию оборудования. В п.п.2.6. проекта контракта сказано, что оплата по контракту осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней после:
1) поставки всего количества Товара, предусмотренного Спецификацией;
2) оказания услуг, указанных в п. 1.3 контракта;
3) предоставления перечня документов предусмотренных пунктом 2.5. Контракта;
4) подписания акта, поименованного в приложении N 2;
5) выполнения условий по пункту 2.7. Контракта.
По мнению подателя жалобы, для ввода в эксплуатацию аппарата наркозно-дыхательного требуется наличие лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники и все необходимые акты будут подготовлены. При этом подателю жалобы не ясно как ввести в эксплуатацию инструменты (Зажим, скальпель, иглодержатель, костный набор, ножницы, пинцеты), какой акт оказания услуг, указанных в п. 1.3 контракта, составить. В случае его отсутствия, не будет произведена оплата, если не указать в п.п. 2.6. проекта контракта: 2) оказания услуг, указанных в п. 1.3 контракта (при необходимости).
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку основаны на действительной потребности заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку инструментов и оборудования медицинского на строящийся объект: "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" (извещение о проведении электронного аукциона от 10.03.2018 N0319200039718000067).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в Приложении N 2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки были установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик инструментов и оборудования, позволяющие определить потребность заказчика.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является обеспечение инструментами и оборудованием, предусмотренными Описанием объекта закупки, реконструируемого объекта КГБУЗ "Краевая клиническая больница" XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске.
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком и при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемым инструментам и оборудованию с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого КГБУЗ "Краевая клиническая больница" вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Объединение в рассматриваемый объект закупки поставки оборудования и инструментов обусловлено специализированным характером и медицинским предназначением закупаемых изделий, формированием описания объекта закупки, исходя из потребностей заказчика в комплектации лечебного учреждения - реконструируемого объекта КГБУЗ "Краевая клиническая больница" XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске, необходимостью достижения конечного результата - обеспечения согласованной работы различных видов медицинского оборудования и инструментов, закупаемых по различным контрактам в ходе проведения реконструкции клинической больницы с целью проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске, с учетом специфики осуществляемого КГБУЗ "Краевая клиническая больница" вида деятельности, выражающейся в обеспечении получателя (клинической больницы) медицинским оборудованием и инструментами, необходимыми для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь.
Кроме того, в рассматриваемом случае описание объекта закупки в рамках определения поставщика медицинского оборудования и инструментов осуществляется заказчиком, уполномоченным органом в целях достижения максимального результата при оказании медицинской помощи, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав пациентов в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Учитывая вышеизложенное, обжалуемые подателем жалобы действия заказчика, уполномоченного органа по объединению в рассматриваемый объект закупки поставки оборудования и инструментов само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку, во-первых, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки, во-вторых, такие действия обусловлены необходимостью достижения конечного результата - комплектации лечебного учреждения, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, обеспечения согласованной работы различных видов медицинского оборудования и инструментов, закупаемых по различным контрактам в ходе проведения реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница" с целью проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске.
В отношении довода подателя жалобы о том, что для ввода в эксплуатацию аппарата наркозно-дыхательного требуется наличие лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; не ясно как ввести в эксплуатацию инструменты (Зажим, скальпель, иглодержатель, костный набор, ножницы, пинцеты), какой акт оказания услуг, указанных в п. 1.3 контракта, составить, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1.3. проекта контракта поставка инструментов и оборудования медицинского на строящийся объект "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" включает в себя также обязательство поставщика по упаковке, маркировке, погрузке, доставке, хранению, разгрузке, сборке, расстановке и креплению в помещениях, подключению к инженерным сетям и вводу оборудования в эксплуатацию, обучению технического персонала, утилизации упаковочного материала.
Пунктом 2.6. контракта предусмотрено, что оплата по контракту осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней после:
1) поставки всего количества товара, предусмотренного Спецификацией;
2) оказания услуг, указанных в п. 1.3 контракта;
3) предоставления перечня документов предусмотренных пунктом 2.5. контракта;
4) подписания акта, поименованного в приложении N 2;
5) выполнения условий по пункту 2.7. контракта.
Актом, поименованным в приложении N 2 к контракту, предусмотрено условие о том, что обязательства поставщика, в том числе, по подключению к инженерным сетям и вводу оборудования в эксплуатацию исполняются при необходимости. Указанное условие корреспондирует содержанию пункта 1.3 проекта контракта, в котором услуги по подключению к инженерным сетям и вводу в эксплуатацию подлежат оказанию поставщиком только в отношении оборудования. Следовательно, утверждение подателя жалобы о неоднозначном толковании в рассматриваемой части условий проекта контракта не соответствует фактическим условиям рассматриваемого проекта контракта, которым предусмотрено оказание услуг по подключению к инженерным сетям и вводу оборудования в эксплуатацию (при необходимости), что не препятствует оплате по контракту.
Кроме того, Комиссией принято во внимание условие, предусмотренное пунктом 3.1 проекта контракта, о возможности оказания услуг поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей, что допускает возможность поставщика привлечь к оказанию услуг по вводу в эксплуатацию медицинского оборудования соисполнителей, обладающих необходимыми разрешительными документами, в целях достижения конечного результата - комплектации реконструируемого лечебного учреждения к сроку проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске.
При этом, риски неудовлетворения потребности заказчика, выраженной в Описании объекта закупки, к сроку проведения XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске несет заказчик.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "АвантаДор" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 марта 2018 г. N 308
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018