Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МирФирм" на действия заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 1062/18 "Поставка наборов шоколадных конфет в коробках", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МирФирм" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представители заказчика - Садовская Е.Ю. (доверенность от 31.12.2017), Курохтина Г.А. (доверенность от 31.12.2017), Кривошеева А.А. (доверенность от 31.12.2017), Кошкарева Т.В. (доверенность от 31.12.2017);
- представитель уполномоченного органа Вавилкина А.А. (доверенность от 26.03.2018).
Явку своего представителя на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком в документации о проведении электронного аукциона установлены требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной по следующим основаниям.
При составлении описания объекта закупки был рассмотрен и изучен вопрос о наличии и ассортименте шоколадных конфет на рынке, производителях и поставщиках указанной продукции. Описание объекта закупки - наборов шоколадных конфет сформировано в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе.
При описании конфет и начинок, согласно Закона о контрактной системе использовалась терминология, предусмотренная документами стандартизации и технического регулирования, а именно ГОСТ 4570-2014 "Конфеты. Общие технические условия (с Поправкой)".
По вопросу об использовании в конфетах натуральных ингредиентов без использования искусственных заменителей и стабилизаторов представитель заказчика пояснила следующее.
Пунктом 3 описания объекта закупки предусмотрено требование: "Конфеты изготовлены из натуральных ингредиентов без использования искусственных заменителей и стабилизаторов, не содержат заменителей какао-масла". В данном случае требование установлено исключительно об отсутствии в составе конфет заменителей какао-масла и не имеет отношения к эквиваленту какао-масла, наличие которого допустимо в закупаемых конфетах. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 024/2011 "Технический регламент масложировой продукции".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Учредителем подателя жалобы - ООО "МирФирм" (ИНН 5507240224) является Матченко Владимир Владимирович (ИНН 550507258394), сведения о котором включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Пункт 4.1 информационной карты содержит, в том числе, требование об отсутствии информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренным Федеральным законом РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На момент подачи рассматриваемой жалобы сведения об учредителе ООО "МирФирм" имелись в РНП, следовательно, ООО "МирФирм" не может являться участником закупки, поскольку не соответствует части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО "МирФирм" не является лицом, имеющим правовые основания для обжалования действий заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона на основании статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку не будут нарушены права и законные интересы ООО "МирФирм" как участника электронного аукциона.
По доводам жалобы комиссия Красноярского УФАС России установила следующее. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 1 статье 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что
В пункте 4.5. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты указано, что в составе первой части заявки участникам закупки необходимо указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств", заявка участника на участие в аукционе должна содержать указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки. Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
В разделе 2 "Наименование товара Функциональные, технические и качественные характеристики товара" Описания объекта закупки (Приложение N 1 к информационной карте) установлены требования, предъявляемые к объекту закупки:
1. Набор шоколадных конфет в коробке весом не менее 400 г.
Товар соответствует ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ГОСТ 4570-2014 "Конфеты. Общие технические условия (с Поправкой)".
Наборы имеют смешанный состав и состоят из не менее 5 видов начинок, описанных ниже.
Варианты начинок:
- наличие начинок N5 и N 6 обязательно, общим весом не менее 15% (значение показателя не требует конкретизации) от общего веса конфет в наборе;
- и (или) наличие начинок N 1;
- и (или) наличие начинок N 2;
- и (или) наличие начинок N 3;
- и (или) наличие начинок N 4;
- и (или) наличие начинок N 7.
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
1 |
Конфета Краски города или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с начинкой на основе жиров с добавлением пищевых добавок (крошки взрывной карамели или вафель), с ароматом фруктов и (или) ягод. |
2 |
Конфета Радость в ладошке или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с помадной сливочной начинкой на основе молока. |
3 |
Конфета |
Формовая шоколадная конфета из белой шоколадной глазури с начинкой на основе жиров с добавлением обжаренных семян кунжута или обжаренных орехов. |
4 |
Конфета типа Трюфель |
Куполообразная конфета из шоколадных масс, на основе молочно-шоколадной глазури, с добавлением дробленого фундука или миндаля, масла из коровьего молока. Поверхность оформлена какао-порошком. |
5 |
Конфета Удивительная Сибирь или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с помадной молочной начинкой крем-брюле с добавлением цельного кедрового ореха или дробленого фундука или миндаля (количество орехов не менее 4% от общего веса конфеты - значение показателя не требует конкретизации) |
6 |
Конфета Удивительная Сибирь или эквивалент |
Конфета глазированная натуральной шоколадной глазурью с грильяжным мягким корпусом. Конфетная масса на основе меда или сахаро-паточного сиропа, орехов (цельного кедрового ореха или дробленного миндаля (количество орехов не менее 50% от общего веса конфеты - значение показателя не требует конкретизации) |
7 |
Конфета |
Формовая шоколадная конфета с начинкой на основе жиров с добавлением дробленого фундука или миндаля. |
8 |
Конфета Крестовый король или эквивалент |
Куполообразная конфета с корпусом пралине, состоящая из обжареного тертого ореха с добавлением какао-масла, с добавлением изюма. Глазирована белой шоколадной глазурью с дополнительной отделкой поверхности. |
2. Набор шоколадных конфет в коробке весом не менее 750 г
Товар соответствует ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; ГОСТ 4570-2014 "Конфеты. Общие технические условия (с Поправкой)".
Наборы имеют смешанный состав и состоят из не менее 7 видов начинок, описанных ниже.
Варианты начинок:
- наличие начинок N 3, N 6 и N 9 обязательно, общим весом не менее 30% от общего веса конфет в наборе (значение показателя не требует конкретизации);
- и (или) наличие начинок N 1;
- и (или) наличие начинок N 2;
- и (или) наличие начинок N 4;
- и (или) наличие начинок N 5;
- и (или) наличие начинок N 7;
- и (или) наличие начинок N 8.
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
1 |
Конфета Красноярский вальс или эквивалент |
Конфета с корпусом из шоколадных масс, на основе какао-продуктов с добавлением фруктовой или ягодной настойки. Глазированная шоколадной глазурью. |
2 |
Конфета Саянале или эквивалент |
Конфета с корпусом пралине, состоящая из обжаренного миндаля или фундука с добавлением какао-масла. Глазирована шоколадной глазурью. |
3 |
Конфета Краскоша- друг белочки или эквивалент |
Конфета с корпусом пралине, состоящая из тертого обжаренного фундука, какао-масла, с добавлением дробленого фундука. Глазирована шоколадной глазурью. |
4 |
Конфета Сибирская красавица или эквивалент |
Конфета с фруктово-желейным корпусом на основе фруктового сырья. Глазирована шоколадной глазурью. |
5 |
Конфета Симонель или эквивалент |
Конфета с молочным корпусом с добавлением обжаренных семян кунжута или орехов, глазирована шоколадной глазурью. |
6 |
Конфета |
Формовая шоколадная конфета из белой шоколадной глазури с начинкой на основе жиров с добавлением обжаренных семян кунжута или обжаренных орехов. |
7 |
Конфета Тесоро или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с начинкой на основе жиров с добавлением пищевых добавок (имбиря и алкоголя). |
8 |
Конфета Тесоро или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с начинкой на основе жиров с добавлением пищевых добавок (натурального кофе). |
9 |
Конфета Удивительная Сибирь или эквивалент |
Формовая шоколадная конфета с помадной молочной начинкой крем-брюле с добавлением цельного кедрового ореха или дробленого фундука или миндаля (количество орехов не менее 4% от общего веса конфеты - значение показателя не требует конкретизации) |
Товарные знаки указаны в сопровождении слова "эквивалент", а также установлены критерии эквивалентности. В описании технических характеристик указана вариативность начинок шоколадных конфет. Данные условия соответствуют требованиям статье 33 Закона о контрактной системе.
Также комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание на следующее. Пунктом 3 описания объекта закупки предусмотрено требование: "Конфеты изготовлены из натуральных ингредиентов без использования искусственных заменителей и стабилизаторов, не содержат заменителей какао-масла". В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 024/2011 "Технический регламент масложировой продукции".
Эквиваленты масла какао - это продукты с массовой долей жира не менее 99 процентов, обладающие совместимостью с маслом какао в любых соотношениях, нуждающиеся в темперировании, имеющие сходные с маслом какао физико-химические свойства и состав жирных кислот, содержащие не более 1 процента массовой доли лауриновой кислоты, не менее 50 процентов массовой доли 2-олеодинасыщенных триглицеридов, изготавливаемые из немодифицированных масел растительных (эллипе, борнео, пальмового, сал, ши, кокум, из ядер манго) и их фракций с добавлением или без добавления пищевых добавок и других пищевых ингредиентов. Температура плавления эквивалентов какао-масла 29-32°С (для сравнения температура плавления какао-масла 25-29°С).
Заменители масла какао нетемперируемые нелауринового типа - это продукты с массовой долей жира не менее 99 процентов, не нуждающиеся в темперировании, изготавливаемые на основе модифицированных растительных масел (в основном из масел пальмы), содержащие не более 1 процента массовой доли лауриновой кислоты, с добавлением или без добавления пищевых добавок и других пищевых ингредиентов. Используемые в заменителях жирные кислоты являются твёрдыми, имеющими температуру плавления от 35 до 38°С, что впоследствии при разжёвывании изделий, выполненных с использованием данного сырья, даёт привкус восковитости из-за замедленного таяния во рту, а сами изделия делает более мягкими со структурой "пластилина". Кроме того, вследствие высоких температур плавления и наличия транс-изомеров, переработка таких изделий в организме требует дополнительных и более длительных энергозатрат и выработки дополнительных ферментов, что негативно отражается на пищеварительной и сердечно-сосудистой системе.
Заменители масла какао нетемперируемые лауринового типа - продукты с массовой долей жира не менее 99 процентов, не нуждающиеся в темперировании, изготавливаемые на основе модифицированных растительных масел (в основном пальмоядрового и кокосового), содержащие не менее 40 процентов массовой доли лауриновой кислоты, с добавлением или без добавления пищевых добавок
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что на участие в закупке поступили 5 заявок от участников закупки и все заявки до участия в аукционе были допущены. Кроме того, в заявках указаны разные производители конфет: ООО ПП "Шоколадная страна", ООО "Невский кондитер", КДВ Групп, КФ "Сергеево- Поссадская", КФ "Славянка".
Комиссии по рассмотрению жалобы пришла к выводу, что довод подателя жалобы о наличии в описании объекта электронного аукциона требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "МирФирм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 марта 2018 г. N 335
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018