Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Профит-Плюс" (далее - Заявитель-1), ООО "Изидолг" (далее - Заявитель-2) на положения аукционной документации, утверждённой Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка топлива для нужд МУП "Водоканал" (извещение N 0561600000218000001) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителей на положения аукционной документации, по мнению которых при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявители в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
2. Заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, в связи с чем, нарушил часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, чем ограничил Общество в участии в аукционе, так как для предоставления, надлежащего и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо провести и испытать всю партию товара заранее.
4. Заказчиком в нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе, неверно установлены штрафы в проекте контракта.
Вместе с этим, Заявитель-2 в своей жалобе приводит другие доводы:
1. Заказчиком в разных частях документации указаны разные идентификационные коды закупки.
2. Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер, чем нарушил положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеприведенные доводы, Заявители просит приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения аукциона, привлечь заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку на действия аукционной комиссии.
Уведомлением-требованием от 15.03.2018 N 05-903 рассмотрение жалобы по существу назначено на 20.03.2018 16 часов 00 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.
С учетом изложенное рассмотрение жалоб перенесено на 21.03.2018 на 17 часов 00 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
Стороны на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалоб по существу извещены надлежащим образом. Вместе с тем, со стороны заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалоб без участия представителя заказчика, а также запрашиваемые в уведомлении-требовании документы и письменные возражения, согласно которым просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
01.03.2018 в 10 часов 28 минут на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Поставка топлива для нужд МУП "Водоканал" (извещение N 0561600000218000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 681 500 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 15.03.2018 в 09 часов 00 минут.
1. Согласно частям 1, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно грамматическому толкованию нормы части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе словосочетание "не менее чем за" означает, что действие должно быть совершено до, в данном случае до пятнадцати дней.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В данном случае отчет пятнадцатидневного срока осуществляется в обратной последовательности, то есть со дня, предшествующего дате окончания срока подачи заявок (15.03.2018), то есть с 14.03.2018.
Следовательно, пятнадцатым днем, установленным частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе является 15.01.2018.
При таких обстоятельствах, датой размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона является 27.02.2018.
Однако заказчик разместил соответствующую информацию лишь 01.03.2018, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Таким образом, сокращение минимального установленного срока ограничивает конкуренцию, поскольку способствует установлению неравного положения участников гражданского оборота при реализации, предоставленных им прав, в данном случае права на формирование предложения, составление и подачи заявки на участие в закупке в течение пятнадцати дней.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает вышеуказанный довод жалобы Заявителей обоснованный, а заказчика нарушившим положения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
В части 3 вышеуказанной нормы указано, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также информационной карты дата и время окончания подачи заявок - 15.03.2018. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 15.03.2018. Дата проведения аукциона в электронной форме - 20.03.2018.
Учитывая положения части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе Комиссия приходит к выводу, что дата проведения аукциона в электронной форме не должна быть позднее 19.03.2018.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчик нарушены требования части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод заявителей признается обоснованным.
3. В силу положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе проверки аукционной документации Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчиком указаны требования к материалам, применяемые при выполнении работ, которые установлены в соответствии с ГОСТами.
Так, в Техническом задании установлены требования к поставляемому товару, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ и др. стандартов качества, действующих на момент поставки. Продукция должна сопровождаться документами, подтверждающими ее качество и безопасность действующие сертификаты, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следовательно, на основании изложенного, необходимость в проведении испытаний отсутствует. Данные требования установлены заказчиком не к составу заявки, и обязанность представлять их при подаче заявки на участие в электронном аукционе отсутствует. Вместе с тем, при поставке продукции необходимо представить данные документы для подтверждения качества поставленного товара.
Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также надлежащие доказательства того, что установленные в описании объекта закупки требования влекут ограничение количества участников закупки.
Все материалы, указанные в Техническом задании указаны в диапазоне от минимального до максимального показателя.
Таким образом, вышеуказанный довод заявителей не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Изменения Постановления N 1042 вступили в силу 09.09.2017, изменения в аукционную документацию, как установлено Комиссией, внесены Заказчиком 20.09.2017. Следовательно, должны были быть учтены при внесении изменений.
Однако в разделе 7 проекта Контракта аукционной документации Заказчиком указаны размеры штрафов, не соответствующие действующей редакции Постановления N 1042.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителей признается обоснованным.
Рассмотрев остальные доводы Заявителя-2 изложенное в жалобе, Комиссия установила следующее.
1. Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Из изложенного следует, что ИКЗ используется с целью систематизации документов по закупке для упрощения процедуры их учета, в том числе в бюджетных правоотношениях, то есть любой из документов по определенной закупке должен содержать один ИКЗ.
Несмотря на это, в извещении Заказчиком указан ИКЗ - 183651300078365130100100170170000000, однако в пункте 12 Информационной карты аукционной документации и преамбуле проекта контракта указан ИКЗ - 183651300078365130100100170000000000.
Таким образом, заказчиком в нарушение частей 1, 2 статьи 23 Закона о контрактной системе указаны ИКЗ не позволяющие установить взаимосвязь между документацией об электронном аукционе, в связи с чем, довод Заявителя-2 признается обоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
В соответствии с частью 6 вышеуказанной нормы в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В пункте 17 Информационной карты аукционной документации указано, что Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта.
Для этого участнику закупки необходимо:
1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;
2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств либо банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
Срок: участник должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта Контракт заключается только после предоставления обеспечения. Обеспечение исполнения Контракта составляет 5 (пять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 484075 (четыреста восемьдесят четыре тысячи семьдесят пять) рублей 00 копеек. Исполнение Контракта может обеспечиваться безотзывной банковской гарантией или путем перечисления на счет Заказчика денежных средств. Форма обеспечения исполнения Контракта определяется победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается Контракт при уклонении победителя от подписания Контракта, самостоятельно.
Таким образом, Заказчиком установлены ненадлежащим образом антидемпинговые меры, а именно, отсутствует возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, что не соответствует положениям, установленным в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте договора документации об аукционе ненадлежащие антидемпинговые меры, нарушают часть 2 статьи 37, часть 1, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, в связи с чем, вышеуказанный довод Заявителя-2 признается обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-Плюс" на положения аукционной документации, утверждённой Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Городской округ Ногликский" при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка топлива для нужд МУП "Водоканал" (извещение N 0561600000218000001) - частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Изидолг" на положения аукционной документации, утверждённой Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" муниципального образования "Городской округ Ногликский" при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка топлива для нужд МУП "Водоканал" (извещение N 0561600000218000001) - частично обоснованной.
3. Признать Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Городской округ Ногликский", утвердившего аукционную документацию нарушившим требования части 1, 2 статьи 23, части 4 статьи 34, части 2 статьи 37, части 3 статьи 63, части 3 статьи 68, части 1, 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 марта 2018 г. N 53/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018