Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей: уполномоченного органа (аукционной комиссии) - Ханбиковой Е.М., заявителя: Валеевой Т.А., Гольцева С.А.; заинтересованных лиц: ООО "Востокдорстрой" - Горкуна Н.Г.; в отсутствии представителей заказчик, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу - ООО "Юг" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Уполномоченный орган, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к туристической базе "Горный воздух" (2 этап)" (извещение N 0361200015018000280) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона.
По мнению заявителя жалобы, Аукционная комиссия в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) необоснованно признала его заявку несоответствующими требованиям, при условии, что заявка полностью соответствовали требованиям аукционной документации, в частности постановлению Правительства N99.
Представитель Уполномоченного органа (Аукционной комиссии) не согласилась с доводами Заявителей, а также представила устные и письменные возражения, из которых следует, что Аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями аукционной документации, при этом не нарушала положения Закона о контрактной системе, так как вторая часть заявки Заявителей содержала документы, которые не подтверждали наличие опыта исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства N99.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
09.02.2018 9:32 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона, в том числе аукционная документация.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.03.2018 N0361200015018000280-3, заявка Общества N2 признана несоответствующей по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 1, 1.3,2 ст. 31 44-ФЗ, в случае закупок лекарственных средств дополнительно п.п. 1,2 ч. 10 ст. 31 44-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, п.13.1 раздела II аукционной документации к участнику закутки установлено дополнительное требование о наличие опыта работы, связанного с предметом контракта: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закутка. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного договора (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке: копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке и которые участник закупки должен предоставить во второй части заявки (и. 14 раздела II аукционной документации). Участник закупки в составе второй части заявки представил муниципальный контракт от 26.07.2016 N 032-080-16 на выполнение работ по объекту: "Благоустройство улиц в и.р. Луговое", предмет которого не соответствует работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Не соответствует, а следовательно не является подтверждением о наличии опыта, т.к. участник закупки выполнял работы по благоустройству.
Представитель Уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную в указанном протоколе. При этом пояснил, что представленный Обществом в качестве подтверждения опыта контракт и выполненные по нему работы не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1; соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений постановления Правительства РФ N 99 следует, что группы работ при определении опыта подразделяются на два приведенных выше вида. Иных групп не выделено также, как и не предусмотрена возможность определять группы работ при установлении требования в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ N 99 опыта в их выполнении, исходя из их классификации, установленной в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению N 99 к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство); копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом, исходя из буквального толкования положений постановления Правительства РФ N 99, только в совокупности данные документы могут свидетельствовать о наличии успешного опыта в выполнении работ. В этой связи представленные в подтверждении опыта документы должны оцениваться комиссией в совокупности, а не по отдельности.
Таким образом, Постановлением N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников аукциона дополнительным требованиям.
Такие же требования установлены в аукционной документации (информационной карте) ко второй части заявки участника закупки.
Из извещения об аукционе следует, что работы, выполнение которых являлось объектом закупки, имеют код по ОКПД2 42.11.10.120, начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 192 011 239 ,00 рублей.
При таких обстоятельствах, а также исходя из характера работ по спорной закупке, размера установленной начальной (максимальной) цены контракта, заказчик имел правовые основания для установления в документации по спорной закупке требований к участникам закупки о наличии у них опыта в выполнении работ.
В п. 13.1 Информационной карты установлено требование к участнику закупки о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного договора (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного договора (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка.
Необходимость представления вышеуказанных документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта (контрактов), договора (договоров) на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту объектов капитального строительства сторонами не оспаривалась.
В подтверждении опыта работ Обществом в составе второй части заявки представлен муниципальный контракт от 26 июля 2016 N 032-080-16 на выполнение работ по объекту: "Благоустройство улиц в п.р. Луговое" (далее - контракт), на сумму 71 709 891,28 руб. который заключен по результатам электронного аукциона 0161300000116000665. Акт приемки законченного строительства объекта КС-11 от 30.11.2016. Акты КС-2 и КС-3. А также дополнительные соглашения. Согласно дополнительному соглашению N2 от 28.11.2016 цена контракта увеличилась и составляла 78 880752, 28 руб.
При оценке заявки участника аукциона аукционная комиссия должна, в числе прочего, произвести сопоставление представленных в составе заявки документов дополнительным требованиям, для чего необходимо, в частности, установить, выполнялись ли ранее данным участником конкретные виды работ, поименованные в перечне работ, сгруппированных под кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, при этом комиссия также должна удостовериться в том, что выполненные участником работы не отнесены к коду 43.13 ОК 034-2007.
Кроме того, помимо того, что комиссия должна удостоверится в том, что по содержанию работы, о которых указано в документах о наличии опыта, соответствуют тем, которые являются объектом закупки, комиссии надлежит удостовериться и в том, что стоимость данных работ не ниже 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, а также в том, что эти работы выполнены за последние 3 года до даты подачи заявки
Из представленных Обществом в составе второй части заявки в подтверждении наличия опыта в выполнении работ документов следует, что обществом представлен муниципальный контракт с приложением к нему актов выполненных работ, а также акта приемки законченного строительства объекта. Согласно карточки данного контракта, а также извещения о закупке, в результате проведения которой данный контракт заключен, размещенных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, работы по данному контракту по ОКПД имеют код 42.11.10.120. Работы по спорной закупке имеют аналогичный код ОКПД2 42.11.10.120.
Согласно Акту приемки законченного строительства объекта КС-11 от 30.11.2016 работы приняты на сумму 77 027 252,23. Данный факт также подтверждается информацией размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Кроме того в составе второй части заявки Общества имеется дополнительное соглашение о расторжении контракта от 18.01.2017 из которого следует, что контракт расторгнут по факту выполненных работ на сумму 77 027 252,23 руб., в связи с отсутствием необходимости выполнения работ на сумму 1 853 500, 05 руб.
В том числе в подтверждении фактического выполнения работ по муниципальному контракту, представленному Обществом в составе второй части заявки в качестве документов, подтверждающих наличие опыта, им представлены акты о приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости работ по форме КС-3.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что представленные Обществом документы о наличии опыта не противоречат друг другу, а в полном объеме отражают информацию как о факте выполнения работ, так и об их объемах и характере. У аукционной комиссии при оценке вторых частей заявок не должно было возникнуть сомнений относительно объема и характера фактически выполненных обществом работ, а также относительно того, что изменения в объеме работ были согласованы между их заказчиком и обществом.
При этом согласно представленного акта КС-11 от 30.11.2016 заказчиком результат работ принят без замечаний в том числе и по объему.
Кроме того, согласно общедоступной информации с сайта http://zakupki.gov.ru работы по контракту приняты и оплачены в полном объеме, никаких мер гражданской правовой ответственности к обществу не применено.
Также Комиссией не может согласится с позицией Уполномоченного учреждения (аукционной комиссии) о том, что представленные Обществом в подтверждении наличия опыта документы свидетельствовали о наличии опыта в выполнении работ не по капитальному ремонту, а просто по ремонту (текущему).
При сопоставлении работ, указанных в приказе Министерства транспорта РФ N 402 от 16.11.2012, с работами, поименованными в актах выполненных работ по форме КС-2, представленных Обществом, следует, что обществом выполнялись работы, в том числе те, которые согласно классификации работ к указанному приказу невозможно отнести к числу работ исключительно по ремонту автомобильных дорог (текущему ремонту).
На основании и с учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что представленные Обществом документы в совокупности подтверждают, что у него имеется успешный опыт в выполнении работ, сопоставимых с работами, выполнение которых является объектом спорной закупки с точки зрения требований, содержащихся в постановлении Правительства РФ N 99.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной, а Аукционная комиссия нарушившей ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юг" на действия аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Подъезд к туристической базе "Горный воздух" (2 этап)" (извещение N 0361200015018000280) - обоснованной.
2. Признать Аукционную комиссию - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" нарушившей ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Аукционной комиссии - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
О.Л. Тихенький |
Члены Комиссии |
К.В. Солонин
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 марта 2018 г. N 58/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018