Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя - Кузакова А.А., доверенность от 21.09.2017
от заказчика - Булатовой Н.Ю., доверенность от 07.03.2018;
- Егоровой Е.В., доверенность от 21.03.2018;
в отсутствии представителя уполномоченного органа, извещенного надлежащим образом, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Бугаева Валерия Александровича (далее - Заявитель) на действия заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Холмский городской округ"" (извещение N 0361300009118000054) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя действия заказчика, которым, по мнению заявителя, допущены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Согласно требованиям заказчика, изложенным в разделе 3 задания на выполнение работ, являющемуся приложением к извещению о проведении закупки, работы должна выполняться автомобильным транспортом категории М3 по ГОСТу Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Вместе с тем, Заявитель считает, что данное требование является завышенным и ограничивающим доступ на товарный рынок (для перевозки пассажиров по данному маршруту) хозяйствующих субъектов которые не имеют в своем распоряжении транспортных средств категории М3, а имеют транспортные средства категории М2. При этом, по мнению предпринимателя требования об отсутствии коррозии и повреждения на автотранспортном средстве является завышенным и является ограничением участия в торгах.
2. Заказчиком неверно определена начальная (максимальна) цена контракта.
3. Проект контракта является обязательным приложением к извещению о проведении запроса котировок, вместе с тем, положения данного документы не соответствуют иной документации приложенной к извещению и противоречат действующему законодательству. Так пункт 2.5 проекта контракта противоречит положениям, изложенным в пункте 2.4 проекта контракта, в связи с тем, что пункт 2.5 подразумевает в своем тексте снижение цены контракта (выплат) в зависимости от дохода, который получит перевозчик во время исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальный предприниматель просит провести проверку по всем фактам, изложенным в жалобе, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Уведомлением-требованием от 21.03.2018 N 05-1009 рассмотрение жалобы по существу назначено на 22.03.2018 11 часов 15 минут.
Представитель индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии поддержал жалобу в полном объеме.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения, согласно которым просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
28.02.2018 в 11:41 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении запроса котировок по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Холмский городской округ"" (извещение N 0361300009118000054).
08.03.2018 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесении изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 193 757 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 16.03.2018 в 10 часов 00 минут.
1. Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Основной довод Заявителя сводятся к тому, что Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, так как требования, установленные в техническом задании к автобусу категории М3, ограничивает конкуренцию.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в задании на выполнение работ Заказчик установил следующие требования:
Маршрут N 3: пл. Ленина - Советская-Ад. Макарова - Победы- пл. Ленина
Наименование показателя, ед. измерения |
Значение |
Количество автомобильного транспорта (автобусов) на маршруте, ед. |
Не менее 1 |
Количество оборотных рейсов в день, шт. |
Не менее 15 |
Ежедневно - количество дней, шт. |
91 |
Всего оборотных рейсов, шт. |
Не менее 15х91 = 1365 |
Начало осуществления перевозок, час:мин |
7:00 |
Окончание осуществления перевозок, час:мин |
21:00 |
Периодичность |
Ежедневно |
Остановочные пункты |
пл. Ленина (начальная); м-н "Взгляд"; ЦРДК; м-н "Новый мир"; м-н "Золотой орфей"; церковь; Центральная библиотека; м-н "Океан"; СОШ N8; Угловая; Победы; пароходство; ЦРДК; пл. Ленина (конечная) |
Маршрут N 3А: пл. Ленина - Победы- Адм. Макарова - Советская - Южный вокзал - Морская - пл. Ленина
Наименование показателя, ед. измерения |
Значение |
Количество автомобильного транспорта (автобусов) на маршруте, ед. |
Не менее 1 |
Количество оборотных рейсов в день, шт. |
Не менее 15 |
Ежедневно - количество дней, шт. |
91 |
Всего оборотных рейсов, шт. |
Не менее 15х91 = 1365 |
Начало осуществления перевозок, час:мин |
7:00 |
Окончание осуществления перевозок, час:мин |
21:00 |
Периодичность |
Ежедневно |
Остановочные пункты |
пл. Ленина (начальная); м-н "Взгляд"; ЦРДК; Пароходство; сквер Победы; ул. Адм. Макарова; м-н "Океан"; Центральная библиотека; т/ц "Колизей"; м-н "Орбита"; Морской вокзал; ресторан "Утес"; м-н "Южный гастроном"; ресторан "Утес"; ул. Морская; пл. Ленина (конечная) |
Регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями. Расписание движения транспорта на маршруте Подрядчик разрабатывает самостоятельно и предоставляет на согласование Заказчику.
Остановки автомобильного транспорта для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок.
Минимальный объем работы должен выполняться автомобильным транспортом категории М3 класс I по ГОСТу Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", со следующими требованиями:
- мест для сидения пассажиров должно быть не менее 25 шт.;
- наличие служебных дверей (двери), обеспечивающей въезд инвалидной коляски;
- наличие возможности размещения инвалидной коляски в салоне;
- высота ступеньки над уровнем дороги - не более 340 мм.
Перевозчик обязан обеспечивать фактическую наполненность транспортных средств в соответствии с техническими характеристиками, предусмотренными заводом-изготовителем.
Техническое состояние и оснащение автомобильного транспорта должно отвечать следующим требованиям:
- ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки";
- транспортные средства должны относятся к экологическому классу ЕВРО-4 или ЕВРО-5.
- на кузове должны отсутствовать коррозия и повреждения.
- состояние салона должно отвечать нормам и правилам санитарной гигиены, состояние сидений должно быть в исправном состоянии;
- отопление и вентиляция салона должны быть в исправном состоянии и соответствовать требованиям для работы в холодных климатических условиях, микроклимат и состояние воздушной среды в салоне должны отвечать нормативным требованиям;
- должен быть оснащен внешними световыми приборами - количество, тип, цвет, режим работы и их расположение должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки";
- должен быть оснащен медицинскими аптечками и средствами пожаротушения, молотками для разбивания стекол в салоне при аварии (или колец для выдергивания уплотнительного оконного шнура);
- должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
- перед выездом автомобильный транспорт должен быть чистым (помытым), в исправном состоянии.
- должен быть экипирован знаками аварийной остановки, маршрутными указателями (передними, боковыми и задними).
Проанализировав Техническое задание, Комиссия Сахалинского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика, нарушений правил описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью.
Комиссией установлено, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана единственная заявка, однако данное обстоятельство не может служить безусловным доказательством ограничения круга участников закупки. При этом на заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что у индивидуального предпринимателя имеется в наличии автобус категории М3, который отвечает потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе Любой участник закупки имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В части 9 той же нормы указаны, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов как участника закупки.
Таким образом, первый довод заявителя признается необоснованным.
2. Относительно второго довода заявителя Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе), в том числе в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
При таких обстоятельствах контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Сахалинского УФАС России, в связи с чем, второй довод заявителя по существу не рассматривается.
3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2.1 проекта контракта указано, что ценой Контракта является субсидия в размере _______________________ рублей (____________________ руб.____ коп.), которая будет предоставлена Подрядчику в соответствии с действующим на территории муниципального образования "Холмский городской округ" Порядком ее предоставления, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Порядок), при этом максимальный ежемесячный размер субсидии составляет ________________ рублей (_____________________ руб. ___ коп.).
Из пункта 2.2 проекта контракта следует, что назначение субсидии: частичное возмещение Подрядчику прямых затрат, образовавшихся в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально значимым маршрутам в границах муниципального образования "Холмский городской округ", не компенсированных доходами от перевозки пассажиров (далее - субсидия).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеприведенные положения проекта контракта не противоречат действующему законодательству, поскольку особенности цены контракта по настоящей закупке, выражаются в том, что она является субсидией на частичное возмещение Подрядчику прямых затрат, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров, соответственно при увеличении доходов от перевозки пассажиров, которые подрядчик оставляет себе в соответствии с условиями проекта контракта, уменьшается субсидия. То есть, оплата по контракту не будет ниже цены, предложенной участников закупки.
Таким образом, рассмотрев четвертый довод заявителя, Комиссия не установила нарушений действующего законодательства, в связи с чем, признает его необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Бугаева Валерия Александровича на действия заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ" при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования "Холмский городской округ"" (извещение N 0361300009118000054) - необоснованной.
2. Довод индивидуального предпринимателя Бугаева Валерия Александровича на обоснование начальной (максимальной) цены контракта по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 марта 2018 г. N 64/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018