Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Гебекова К.Д. - Вр.и.о. зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Агамирзаева В.А. -Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Единая служба заказчика" МО "Хасавюртовский район" (далее - Заказчик) при проведении МКУ "ОТДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК И ПРОДАЖ" АДМИНИСТРАЦИИ МО "ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН" (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803600001417000079 на строительство футбольного поля размером 110 х 70-м в сел.Эндирей Хасавюртовского района РД 2-й этап. (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
05.03.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
16.02.2018 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 065 934 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены сроки окончания дачи запроса разъяснений положений документации электронного аукциона с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Как усматривается из извещения о проведении электронного аукциона, сформированном в Единой информационной системе, Заказчик установил:
дата начала подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.
Дата начала предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации: "19" февраля 2018 г.
дата окончания подачи заявок : 06.03.2018 г.
Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе датой окончания срока дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе установлено 03.03.2018 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком определена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. В жалобе Заявителя указывается, что в проекте контракта документации об Аукционе содержится конкретный размер обеспечения исполнения контракта, без учета возможности применения антидемпинговых мер.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Из содержания ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе усматривается, что размер обеспечения с учетом положений данной нормы можно определить только после проведения Аукциона. Наличие в документации об Аукционе фиксированной суммы обеспечения исполнения контракта, по мнению Комиссии, не ограничивает участника закупки в возможности представить обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, при заключении контракта.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Комиссией установлено, что ч. 8 "Обеспечение исполнения контракта " п. 8.5 Проекта контракта установлено следующее: "Возврат подрядчику денежных средств, внесенных им на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика, но не ранее окончания срока действия контракта. Денежные средства перечисляются по банковским реквизитам, указанным в письменном требовании".
п. 8.2. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, внесение денежных средств и банковская гарантия это два самостоятельных способа обеспечения исполнения контракта. Установив в проекте контракта условия подобным образом, заказчик требований законодательства о контрактной системе не нарушил.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком в п. "Бетон тяжелый" Технического задания установлен недействующий показатель марки бетона.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 2 указано, в том числе: "Марка бетона по прочности должна быть не менее М150. Класс бетона по прочности должен быть не менее В 10".
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые." п. 4.3 "Характеристики бетона"
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
Согласно ГОСТу "Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам" определяется марка прочности бетона.
Класс и марка бетона таблица - соотношение значений.
Класс бетона (В) по прочности на сжатие |
Ближайшая марка бетона (М) по прочности на сжатие |
Средняя прочность бетона данного класса кгс/см? |
В3,5 |
М50 |
45,84 |
В5 |
М75 |
65,48 |
В7,5 |
М100 |
98,23 |
В10 |
М150 |
130,97 |
В12,5 |
М150 |
163,71 |
В15 |
М200 |
196,45 |
В20 |
М250 |
261,94 |
В22,5 |
М300 |
294,68 |
В25 |
М350 |
327,42 |
В27,5 |
М350 |
360,16 |
В30 |
М400 |
392,90 |
В35 |
М450 |
458,39 |
В40 |
М500 |
523,87 |
В45 |
М600 |
589 |
В50 |
М650 |
655 |
В55 |
М700 |
720 |
В60 |
М800 |
786
|
"Прочность бетона на сжатие в большинстве случаев определяется с помощью бетонных кубиков, которые разрушают ("давят") в специальных прессах. Усилие пресса при разрушении кубика разделенное на площадь грани (на которую "давят") и есть прочность на сжатие.
Так сложилось, что прочность бетона выражают двумя величинами: класс бетона и марка бетона.
Класс бетона (В) - это кубиковая прочность бетона на сжатие (в МПа) с обеспеченностью (доверительной вероятностью) 0,95. То есть величина "класс бетона" учитывает неоднородность прочности бетона. Не вдаваясь в подробности, приведем численное соотношение класса бетона и марки: В = 0,0764-М (коэффициенте вариации принят 0,135). Соответственно, марка М400 - это примерно класс В30.
Марка бетона (М) - это средняя прочность бетона на сжатие (кубиковая) в кгс/см. Раньше термин "марка бетона" применялся в проектировании железобетонных конструкций, но с 1986 г не применяется. В силу привычки термин "марка бетона" до сих пор используется как в монолитном строительстве, так и при устройстве бетонных полов."
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании аукционной документации в п. "Бетон тяжелый" установлены класс В10 и марка не менее М150 бетона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены соответствующие требования к товару, в связи с чем, довод жалобы Заявителя необоснован.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком в п.2 "Бетон тяжелый" установлены требования к товару "характеристика морозостойкости должна быть не менее 100F" не соответствующие ГОСТу.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 2 "Бетон тяжелый" установлено следующее, в том числе : "характеристика морозостойкости должна быть не менее 100F".
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые." п. 4.3 "Характеристики бетона"
4.3.1 По показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: , , , , , , , , , , ;
на марки по второму базовому методу: , , , , , ;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчиком установлен показатель морозостойкости 100F не соответствующий ГОСТу.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные показатели к товару не соответствуют ГОСТу, что в свою очередь приводит к нарушению п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в ответе на запрос разъяснений документации об Аукционе, размещенном в единой информационной системе указано, что "морозостойкость 100F техническая ошибка , которая не будет учитываться комиссией при рассмотрении заявок".
Кроме того, по данному основанию ни один из участников закупки не был отклонен.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу что выявленное нарушение не повлияло на результат аукциона.
6. Заявитель указывает, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе пункт 6 "Асфальтобетонная смесь" установлены показатели товара, не соответствующие требованиям ГОСТа.
Комиссией установлено, что в п. 6 Технического задания аукционной документации установлено следующее: "Асфальтобетонная смесь горячая плотная мелкозернистая тип А или Б или В ,марки I или II или III по ГОСТ 9128-2013".
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов" п. 4.1.6 "Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки", указанные в таблице 1
|
|
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Марка |
Горячие: |
|
- высокоплотные |
I |
- плотные типов: |
|
А |
I, II |
Б, Г |
I, II, III |
В, Д |
II, III |
- пористые |
I, II |
- высокопористые щебеночные |
I |
- высокопористые песчаные |
II |
Холодные: |
|
- типов: |
|
Бх, Вх |
I, II |
Гх |
I, II |
Дх |
II |
- высокопористые щебеночные |
I |
Согласно ГОСТу горячая асфальтобетонная смесь подразделяется, в том числе, по видам на высокоплотные и плотные. В свою очередь подразделяются на марки, высокоплотные: марка I, плотные по типу: А - на марки I,II; тип Б,Г -марка I,II,III; тип В,Д - марка II,III.
Таким образом, участник закупки имеет возможность при составлении заявки представить показатели в соответствии с требованиями Технического задания, и утверждение Заявителя о том, что марка горячей плотной смеси может быть только марки I не нашло своего подтверждения.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее
В соответствии со ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Заказчиком в п. 2.2. проекта контракта документации об Аукционе указано: "Оплата производится за фактически выполненные работы, на основании подписанных Заказчиком и Подрядчиком акта приемки выполненных работ (форма КС-2) и предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), не более чем в пятнадцати рабочих дней".
По мнению Комиссии, из содержания п. 2.2. проекта контракта документации об Аукционе, возможно установить порядок приемки выполненных работ.
При этом, анализ содержания проекта контракта документации об Аукционе установил, что Заказчиком в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта не указан срок приемки выполненных работ .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 и ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.Д. Гебеков
Члены Комиссии: В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп.: Магомедов А.Ш.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 14 марта 2018 г. N 210А
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018