Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Плиева Р.Р. - руководителя управления, заместителя председателя комиссии: Кудзиевой А.С. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок, членов комиссии: Джиоевой В.В. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Танклаева Б.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания Портнова И.С. (по доверенности N01-07/429 от 10.03.2018 года), Сотникова А.А. (по доверенности N01-07/428 от 10.03.2018 года);
в отсутствие представителя Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна", надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна" (119435, г.Москва, ул.Малая Пироговская, д.13, стр.1, БЦ "П13", офис 401) на действия государственного заказчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания (362040, Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Чкалова, д.3) (далее - Министерство ЖКХТиЭ РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение научно-исследовательских работ по разработке региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальной схемы, созданию электронной модели для Республики Северная Осетия - Алания (открытый конкурс N0310200000318000141) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна" (далее - Заявитель) на действия Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что пунктом 13.7 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев:
1) Цена контракта (стоимостной) - величина значимости критерия 20 %;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее квалификация участника закупки) (нестоимостной) - величина значимости критерия 60 %;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостной) - величина значимости критерия 20 %.
Согласно пункту 13.15 Конкурсной документации рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется путем сложения полученных результатов показателей N1, N2, N3, N4, N5, умноженных на коэффициент значимости указанного критерия.
При этом установлены следующие показатели оценки:
Показатель N1 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами за период 2014-2018 гг.;
Показатель N2 Разработка градостроительной документации - Генеральный план за период 2014-2018 гг.;
Показатель N3 Разработка градостроительной документации - Правила землепользования и застройки за период 2014-2018 гг.;
Показатель N4 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Проект планировки территории за период 2014-2018 гг.;
Показатель N5 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос за период 2013-2018 гг.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
По мнению Заявителя Услуги (работы), предусмотренные показателями NN 2-5 (пункт 13.15 Конкурсной документации), не могут быть признаны услугами (работами) сопоставимого характера и объема с предметом закупки (разработке региональной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - "ТКО"), корректировке территориальной схемы в области обращения с ТКО, созданию электронной модели территориальной схемы в области обращения с ТКО) по следующим причинам:
а) разработка градостроительной документации осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Разработка региональной программы в области обращения с ТКО, корректировка территориальной схемы в области обращения с ТКО, создание электронной модели территориальной схемы в области обращения с ТКО осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который не входит в состав градостроительного законодательства.
Заявитель считает, что таким образом, разработка градостроительной документации и предмет закупки регулируются разными видами законодательства РФ;
б) разработка градостроительной документации относится к коду 71.11.3 (Услуги по территориальному планированию и планировке территории (ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности), тогда как разработка региональной программы в области обращения с ТКО, корректировка территориальной схемы в области обращения с ТКО, создание электронной модели территориальной схемы в области обращения с ТКО относятся к коду 72.19.19.000 (Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих естественных наук) (ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности).
Заявитель считает, что таким образом, разработка градостроительной документации и предмет закупки относятся к различным видам деятельности согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
При этом в извещении о проведении Конкурса предмет закупки обозначен по коду 71.12.19.000 (Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов). Однако в Конкурсной документации предмет закупки указан как научно-исследовательские работы, такое несоответствие извещения и Конкурсной документации свидетельствует о том, что критерии, предусмотренные Конкурсной документации, направлены на искусственное ограничение конкуренции между участниками закупки и не связаны с предметом закупки;
в) опыт оказания услуг (выполнения работ) по показателям NN 1-5 подтверждается копиями заключенных и исполненных договоров с государственным и муниципальным заказчиком за период 2014-2018 гг. (для показателя N 1), копиями заключенных и исполненных договоров с муниципальным заказчиком (для показателей NN 2-4) и копиями государственных контрактов за 2013-2016 гг. (для показателя N 5). При этом показатель N 5 оценивается по количеству водных объектов, в отношении которых участником конкурса были проведены работы, а период работ составляет 2013-2016 гг., в то время как по остальным показателям - 2014-2018 гг., что по мнению Заявителя также свидетельствует о том, что в Конкурсной документации искусственно создаются условия, при которых набрать максимальное количество баллов по Конкурсу может одна определенная организация.
Кроме того, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (пункт 2 статьи 9) градостроительная документация может быть федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и муниципального уровня. Однако согласно Конкурсной документации показатели NN 2-4 могут быть подтверждены только разработкой градостроительной документации местного уровня, хотя заказчиком по Конкурсу является орган исполнительной власти субъекта РФ.
Кроме того, многие организации выступают исполнителями (подрядчиками) по аналогичным предмету закупки услугам (работам), оказываемым (выполняемым) по договорам, заключенным с негосударственными (немуниципальными) заказчиками. Данные организации имеют большой опыт выполнения услуг (работ) по разработке региональной программы в области обращения с ТКО, территориальной схемы в области обращения с ТКО и (или) созданию электронной модели территориальной схемы, однако они ограничены в участии в Конкурсе, поскольку не могут подтвердить свой опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Заявитель считает, что включение в Конкурсную документацию указанного требования по предоставлению копий договоров с государственными или муниципальными заказчиками ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных услуг (работ) для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, что нарушает положения части 3 статьи 33, пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Заявитель считает, что услуги (работы), предусмотренные показателями NN 2-5, не могут быть признаны услугами (работами) сопоставимого характера и объема с предметом закупки, в связи с чем их использование противоречит Закону о контрактной системе (часть 9 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50) и Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (подпункт "б" пункта 27).
В объяснении по существу жалобы Министерство ЖКХТиЭ РСО-Алания указало, что пунктом 13.7 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев:
1) Цена контракта (стоимостной) - величина значимости критерия 20 %;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее квалификация участника закупки) (нестоимостной)- величина значимости критерия 60 %;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостной) - величина значимости критерия 20 %.
По критерию N2, определены следующие показатели оценки:
- Показатель N1 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами за период 2014-2018 гг.
- Показатель N2 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Генеральный план за период 2014-2018 гг.
- Показатель N3 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Правила землепользования и застройки за период 2014-2018 гг.
- Показатель N4 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Проект планировки территории за период 2014-2018 гг.
- Показатель N5 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Определение границ зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с регламентами в которых запрещено расположение объектов размещения отходов производства и потребления - Определение границ водоохраных зон и прибрежных защитных полос за период 2013-2018 гг.
Согласно пункту 27 б Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085) показатели не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законом основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, связанных с предметом контракта.
По мнению Заказчика, Заявитель целенаправленно приводит иную формулировку: "_. Услуги (работы), предусмотренные показателями NN2-5 (пункт 13.15 Конкурсной документации), не могут быть признаны услугами (работами) сопоставимого характера и объема с предметом закупки_.", то есть, имеет место не корректное переформулирование положения. При формулировке последующих доводов, Заявитель также ссылается на необходимость оценки работ (услуг) сопоставимого характера и объема с предметом закупки, а не работ (услуг) сопоставимого характера и объема с что противоречит положению пункта 27 б Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
На основании изложенного Заказчик утверждает, что предметом оценки может выступать опыт выполнения работ, связанных с предметом контракта, а не опыт работ, наименование которых полностью тождественно наименованию предмета закупки.
Требования к содержаниям Территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определены в Постановлении Правительства РФ от 16.03.2016 N197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 N197 в состав территориальных схем при необходимости могут включаться документы территориального планирования.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года N 190-ФЗ в составе градостроительной документации в обязательном порядке учитываются положения Территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также положения, связанные с размещением и правовым обеспечением функционирования объектов, связанных с обращением с отходами.
В соответствии с пунктом 23 в статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на картах Генерального плана отображаются объекты в областях физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения правил землепользования и застройки могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В соответствии с пунктом IV "Требования к результатам оказания услуг" разрабатываемая Исполнителем в рамках оказания услуги территориальная схема обращения с отходами должна отвечать требованиям достоверности, актуальности и полноты исследований, эффективности и учета особенностей социально-экономического, финансового, градостроительного, экологического, транспортного, энергетического развития территории РСО-Алания, а также иных особенностей РСО-Алания.
Таким образом, исходя из того, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 года N197 разработка территориальных схем обращения с отходами непосредственно связана с подготовкой градостроительной документации: подготовка указанных документов может осуществляться только с взаимным учетом положений друг друга. В Техническом задании Конкурсной документации также отмечено требование соответствия Территориальной схемы особенностям градостроительного развития территории РСО-Алания.
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Положения Закона о контрактной системе не содержит обязательного условия отношения предмета закупки и показателей оценки к одному виду деятельности в связи с чем, как считает Заказчик, использование различных кодов экономической деятельности при классификации предмета закупки и работ, используемых в качестве показателей оценки не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Положения Закона о контрактной системе также не содержит обязательного условия соответствия кодов экономической деятельности предмета контракта и показателей оценки.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация подразделяется на 3 уровня:
1) документы территориального планирования Российской Федерации.
2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 10 Градостроительного кодекса РФ в документах территориального планирования Российской Федерации не отображаются вопросы, связанные с обращением с отходами производства и потребления.
В соответствии с положениями статьи 14 Градостроительного кодекса РФ в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации отображаются вопросы, связанные с обращением с отходами производства и потребления, отраженные в Территориальной схеме; в настоящее время подготовлен проект документа территориального планирования уровня субъекта РФ - Схема территориального планирования Республики Северная Осетия - Алания (идентификационный код закупки 172151305770215130100100090017111244), в том числе и с учетом требований по отражению в Схеме территориального планирования вопросов, связанных с обращением с отходами.
Заказчик считает, что таким образом, в составе показателей оценки отсутствуют документы территориального планирования уровня Российской Федерации, так как, в них не отображаются вопросы, связанные с обращением с отходами, документы территориального планирования уровня субъекта Российской Федерации (Схема территориального планирования Республики Северная Осетия - Алания), так как они разработаны с учетом требований статьи 14 Градостроительного кодекса РФ и в период реализации положений Постановлении Правительства РФ от 16.03.2016 N197, вместе с тем все документы территориального планирования муниципальных образований РСО-Алания подготовлены в период 2008-2015 гг, то есть до вступления в силу Постановлении Правительства РФ от 16.03.2016 N197, в связи с чем, исходя из временного интервала они не соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 16.03.2016 N197 и Градостроительного кодекса РФ в части вопросов, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Также обращаем внимание, что положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 не содержат запрета использования органами исполнительной власти субъекта РФ при формировании критериев оценки заявок в закупках, в которых данные органы власти выступают заказчиками в качестве показателей оценки услуг (работ) муниципального уровня.
Также, после объявленного Комиссией Северо-Осетинского УФАС России перерыва в рассмотрении дела NА69-03/18, Министерством ЖКХТиЭ РСО-Алания было представлено дополнение к объяснениям по существу заданных его представителя вопросов (исх.N01-07/436 от 19.03.2018 года), из которых следует, что генеральные планы и Правила землепользования и застройки (Показатель N2 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Генеральный план за период 2014-2018 гг и Показатель N3 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Разработка градостроительной документации - Правила землепользования и застройки за период 2014-2018 гг.):
Из статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" следует, что научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе, направленная как на получение новых знаний (фундаментальные научные исследования), так и на их применение для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования).
Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 (далее - Методические рекомендации), в ч. 7.5. устанавливают возможность включения в задание на проектирование (градостроительное задание) проведение научно-исследовательских работ.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Концепция пространственного развития территории требует глубоких исследований: социологических, демографических, экономических и другой информации. При этом на основе этих исследований, с учетом научных проработок, возможно планирование устойчивого развития территорий муниципальных образований на срок не менее 20 лет, как предусмотрено ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ.
Концепция предусматривает наиболее сбалансированное и рациональное размещение объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктур с целью формирования комфортной среды жизнедеятельности и повышения качества жизни граждан, создания условий для деловой и инвестиционной привлекательности территорий.
Новизна работ в данном случае заключается в выработке в программе комплексного проекта развития территорий и проекте технологического обеспечения работ (научно-исследовательская часть) новых методических подходов, аналитических исследований, сопоставлений, прогнозного моделирования ситуации и синхронизации социально-экономических программ, включая: выявление основных проблемных ситуаций; вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры; стратегию пространственной организации муниципального образования, обеспечивающих формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.
В соответствии п. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ в случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, такие программы и решения подлежат в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования приведению в соответствие с ними.
Кроме того, согласно ч. 5.14. Методических рекомендаций положения генеральных планов могут использоваться при комплексном решении вопросов социально-экономического развития, разработке и утверждении в установленном порядке программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также для приведения перечисленных программ в соответствие с утвержденными генеральными планами поселений, городских округов.
При разработке стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований учитываются утвержденные в их отсутствие генеральные планы (п. 5.15 Методических рекомендаций).
Заказчик считает, что учитывая вышесказанное, а также срок реализации генеральных планов поселений (не менее 20 лет), нельзя утверждать, что подготовка градостроительной документации будет осуществляться только на основании уже имеющихся знаний.
В ч. 1 ст. 769 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что по договору на выполнение научно-исследовательской работы исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Конкурсной документацией предусмотрено выполнение научных исследований, и результаты выполненных работ предоставляются в форме отчета о НИР. Порядок выполнения научно-исследовательских работ установлен, в том числе, ГОСТ 15.101-98, а результаты выполнения научно-исследовательских работ оформляются отчетом о НИР по ГОСТ 7.32-2001.
Таким образом, имеющаяся градостроительная документация муниципальных образований требует приведения в соответствие описания и отображения функциональных и территориальных зон, установленных в проектах генерального плана и правил землепользования, но и внесения изменений в действующую научно-исследовательскую работу, а именно - комплексное планирование устойчивого развития территории муниципального образования на основе научно обоснованных предложений по размещению объектов местного значения поселения в сфере отходов производства и потребления, с учетом анализа использования территорий поселения, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, а также оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения на комплексное развитие этих территорий.
Определение границ зон с особыми условиями использования территории (Показатель N5 Опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - Определение границ зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с регламентами в которых запрещено расположение объектов размещения отходов производства и потребления - Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос за период 2014-2018 гг:):
Составом работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос является сбор, анализ и обобщение материалов гидрологической и картографической изученности соответствующих участков водных объектов водных объектов, определение береговой линии водного объекта и уклона берегов, гидрологических расчетов, определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, что соответствует также и проведению научно-исследовательских работ, с использованием картографических материалов в оцифрованном виде и ГИС-технологий с составлением соответствующих отчетных томов.
Руководствуясь ГОСТом 15.101-98 "Система разработки постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ", научно-исследовательская работа - это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, производимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Заказчик указывает на то, что исходя из требований, установленных в Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 года N377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", представляется возможным определить, что при проведении определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов предусматриваются научно-исследовательские работы.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 26 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение N0310200000318000141 о проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по разработке региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальной схемы, созданию электронной модели для Республики Северная Осетия - Алания (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 26.02.2018 года министром ЖКХТиЭ РСО-Алания (далее - Конкурсная документация).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, помимо прочего, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, пунктом 13.7 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, а также величины значимости этих критериев:
1) Цена контракта (стоимостной) - величина значимости критерия 20 %;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее квалификация участника закупки) (нестоимостной) - величина значимости критерия 60 %;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (нестоимостной) - величина значимости критерия 20 %.
Из таблицы N1 пункта 13.5 Конкурсной документации следует, что критерий N2 (Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки) (нестоимостной) - (величина значимости критерия 60 %) складывается из следующих показателей:
N1 - опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами за период 2014-2018 гг.;
N2 - опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - генеральный план за период 2014-2018 гг.;
N3 - опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - правила землепользования и застройки за период 2014-2018 гг.;
N4 - опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - проект планировки территории за период 2014-2018 гг.;
N5 - опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - определение границ зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с регламентами в которых запрещено расположение объектов размещения отходов производства и потребления - определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос за период 2013-2018 гг.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Из статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) следует, что утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, помимо прочего, относятся разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами, а также разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Из анализа Закона об отходах следует, что предмет закупки, а именно разработка региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, корректировка территориальной схемы и создание электронной модели для Республики Северная Осетия - Алания, осуществляется в соответствии с Законом об отходах, содержащего в свою очередь в себе все необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие и устанавливающие порядок выполнения работ, являющихся предметом Конкурса.
Таким образом, такие показатели критерия "Квалификация участника закупки" как (N2 - N5): опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - генеральный план за период 2014-2018 гг.; опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - правила землепользования и застройки за период 2014-2018 гг.; опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - разработка градостроительной документации - проект планировки территории за период 2014-2018 гг.; опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки - определение границ зон с особыми условиями использования территории, в соответствии с регламентами в которых запрещено расположение объектов размещения отходов производства и потребления - определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос за период 2013-2018 гг., не являются работами сопоставимого характера с объектом Конкурса и не могут квалифицироваться как опыт выполнения работ аналогичных предмету закупки (опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема), так как предметом Конкурса являются научно-исследовательские работы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
То есть, Конкурсная документация содержит такие критерии оценки заявок, которые не соответствуют части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, а также пункта 27 Правил.
Действия должностного лица Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания, выразившиеся в установлении порядка оценки заявок на участие в Конкурсе с нарушением требований части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункта 27 Правил, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки в документации о закупке заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, помимо прочего, должно содержать наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, помимо прочего, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В Извещении о проведении Конкурса Заказчиком указан код зауцпки ОКПД 71.12.19.000 - услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов.
Из Технического задания Конкурсной документации следует, что предметом Конкурса является выполнение научно-исследовательских работ по разработке региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальной схемы, созданию электронной модели для Республики Северная Осетия - Алания.
Однако, объект закупки соответствует коду ОКПД 72.19.19.000 "Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области прочих естественных наук".
Таким образом, Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания, выразившиеся в размещении в Единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе не ограничивает государственных и муниципальных заказчиков в установлении периода, за который требуется предоставление исполненных контрактов по выполнению работ и услуг аналогичных предмету закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна" на действия Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания при проведении открытого конкурса N0310200000318000141 на выполнение научно-исследовательских работ по разработке региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальной схемы, созданию электронной модели для Республики Северная Осетия - Алания.
2. Признать в действиях Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания при проведении открытого конкурса N0310200000318000141 нарушение части 9 статьи 32 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 27 Правил.
3. Выдать государственному заказчику - Министерству ЖКХТиЭ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА69-03/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства ЖКХТиЭ РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Р.Р. Плиев
Заместитель председателя комиссии А.С. Кудзиева
Члены комиссии В.В. Джиоева
Б.С. Танклаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 марта 2018 г. N А69-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2018