Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Олимп" на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (далее - Комитет, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000318000070 на выполнение работ по реконструкции мостового перехода на км 2,845 автодороги "Алагир-Бирагзанг" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия Комитета при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что:
1. Заказчик разместил документацию в формате, исключающим копирование отдельных фрагментов текста в нарушении ч.4 ст. 4 и ч.2 ст.7 Закона о контрактной системе, выразившемся в размещении документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней, тогда как согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
То есть, в нарушении указанных норм, техническое задание аукционной документации Заказчика размещено в формате PDF, который защищен от копирования отдельных фрагментов текста.
2. Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- позиция 5 Краска: Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 12,4*. Массовая доля летучих веществ, %, не более 7*. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2 , не более 65*. Степень перетира, мкм, не более 45*. Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3, ч, не более 24*. Твердость пленки, по маятниковому прибору типа М-3, условные единицы, не менее 0,12*. Твердость пленки, по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы, не менее 0,05*;
- позиция 7 Каменноугольное масло для пропитки древесины: массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле, %, не более 0,3*. Объемная доля воды, %, не более 1,5*. Вязкость при 80 °С, условные градусы, не более 1,3*. Температура вспышки, °С, не менее 105*;
- позиция 16 Портландцемент: массовая доля ангидрида серной кислоты SO3 в цементе должна быть не менее 1 не более 4 % по массе*;
- позиция 17 Шлакопортландцемент: массовая доля ангидрида серной кислоты SO3 в цементе должна быть не менее 1 не более 4 % по массе*.
По мнению Заявителя, требуются испытания товаров для определения данных характеристик. Участнику необходимо предварительно приобрести эти материалы, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие товаров его требованиям.
3. В позициях 42, 43, 44, 45, 46, 47 Технического задания "Бетон тяжелый", Заказчик требует:
"Бетон тяжелый класс В 25 (М350),"
"Бетон тяжелый класс В 22,5 (М300), морозостойкостью не ниже F150"
"Бетон тяжелый класс В 3,5 (М50), морозостойкостью не ниже F150"
"Бетон тяжелый класс В 7,5 (М100), морозостойкостью не ниже F150"
"Бетон тяжелый класс В 7,5 (М100), морозостойкостью не ниже F150"
"Бетон тяжелый класс В 15 (М200), морозостойкостью не ниже F150"
Тогда как, в соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки:
- по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В ГОСТе 26633-2015 отсутствует показатель характеристики бетона с обозначением М100, М50, М200 и т.д. Заказчиком используется недействующий ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который устанавливал этот показатель.
То есть, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Считает, что действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что:
1. Заказчиком в Единой информационной системы в сфере закупок (далее -ЕИС) размещен файл "ТЗ" в формате PDF, содержащий требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В Законе о контрактной системе указывается на то, что должна быть обеспечена возможность ознакомления с информацией о контрактной системе в сфере закупок. Размещенная в ЕИС аукционная документация читаема, указана разборчиво, цифры и буквы различимы, примененный формат является распространенным, открытым, воспроизводится общераспространенными бесплатными программами, к информации об электронном аукционе имеется свободный, круглосуточный и бесплатный доступ.
Кроме того, изложенный в указанном файле текст является копируемым. Для этого необходимо в панели быстрого доступа выбрать значок "Выделить текст", левой кнопкой мыши выделить текст, а затем правой кнопкой мыши выбрать "Копировать". Для копирования изображения необходимо в панели быстрого доступа выбрать значок "Снимок", левой кнопкой мыши выделить необходимую область и изображение будет скопировано в буфер обмена.
Таким образом, размещенный в ЕИС файл в формате PDF не содержит ограничений для ознакомления и обеспечивает копирование фрагментов.
2. В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания руководствовался указанными нормами и своими потребностями. Также, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Заказчик не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, либо, предварительно купив партии этих материалов, документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Кроме того, в документации приведена инструкция по подготовке заявок (пункт 6.3.), согласно которой в случае, когда значение показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не глубже", "не ранее", "не позднее", "не дольше", "максимальное", "минимальное", "min", "max", "максимальный", "максимальная", "минимальный", "минимальная", "как минимум", символ "-". Также, в случае, когда отдельные значения показателей товаров, в том числе значения параметров, которые в соответствии с перечисленными в настоящей инструкции случаями допускается указывать в диапазонном виде представляют собой величины (параметры), которые возможно соответственно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний и\или при изготовлении товара и\или производитель товара по указываемому показателю не использует конкретный показатель, либо специфика производства товара, не позволяет использовать конкретные показатели на стадии подачи заявки, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров в диапазонном виде, либо указывать значения данных параметров в конкретном виде, в том числе выбрав конкретный вариант исполнения товара, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
Инструкция Заказчика содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
3. В соответствием с ГОСТ 26633-2015 (п. 4.3.2) классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Таким образом, ГОСТ 26633-2015 позволяет устанавливать маркировку бетона по прочности на основании технологической документации производителя, что не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Марка бетона по прочности (М300, М50, М350, М100, М200) является общеиспользуемой маркировкой и установлена на основании информации, доступной из открытых источников, в частности, сайтов производителей ООО "СтройСоюз", ООО Торговый дом "Пром бетон", OOO "Атлант".
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 14 февраля 2018 года в ЕИС Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) были размещены извещение N0310200000318000070 о проведении Аукциона на выполнение работ по реконструкции мостового перехода на км 2,845 автодороги "Алагир-Бирагзанг" и Документация по указанному Аукциону.
02 марта 2018 года Заказчиком были внесены изменения в Документацию по указанному Аукциону, утвержденную председателем Комитета (далее - Аукционная документация), которые были размещены в ЕИС Управлением РСО-Алания.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
Порядок и требования к информации, размещаемой в ЕИС, установлены Положением "О пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом", утвержденным Приказом Минэкономразвития России N 646 и Казначейства России N21н от 14.12.2010 г. (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая в ЕИС с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет, соответственно допускается наличие файлов в формате PDF.
Кроме того, размещенный в ЕИС файл Технического задания в формате PDF не содержит ограничений для ознакомления и обеспечивает копирование фрагментов.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Кроме того, в документации приведена инструкция по подготовке заявок (пункт 6.3.), согласно которой в случае, когда значение показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не глубже", "не ранее", "не позднее", "не дольше", "максимальное", "минимальное", "min", "max", "максимальный", "максимальная", "минимальный", "минимальная", "как минимум", символ "-". Также, в случае, когда отдельные значения показателей товаров, в том числе значения параметров, которые в соответствии с перечисленными в настоящей инструкции случаями допускается указывать в диапазонном виде представляют собой величины (параметры), которые возможно соответственно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний и\или при изготовлении товара и\или производитель товара по указываемому показателю не использует конкретный показатель, либо специфика производства товара, не позволяет использовать конкретные показатели на стадии подачи заявки, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров в диапазонном виде, либо указывать значения данных параметров в конкретном виде, в том числе выбрав конкретный вариант исполнения товара, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
Инструкция Заказчика содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, проектно-сметной документацией и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации. Выполнение работ, товары, технология и методы их производства на объекте должны осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми документами - строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами и правилами (СанПин), территориальными сметными нормами (ТСН), нормами пожарной безопасности, техническими и технологическими рекомендациями (ТР), определяющими нормы и правила ремонтно-строительных работ, товары должны соответствовать всем требованиям, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Так, согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать по позициям 42, 43, 44, 45, 46, 47 "Бетон тяжелый" следующих классов:
- бетон тяжелый класс В 15 (М200), морозостойкостью не ниже F150:
- бетон тяжелый класс В 7,5 (М100), морозостойкостью не ниже F150;
- бетон тяжелый класс В 7,5 (М100), морозостойкостью не ниже F150;
- бетон тяжелый класс В 3,5 (М50), морозостойкостью не ниже F150;
- бетон тяжелый класс В 22,5 (М300), морозостойкостью не ниже F150;
- бетон тяжелый класс В 25 (М350), морозостойкостью не ниже F150.
Тогда как, в соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки:
- по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
В ГОСТе 26633-2015 отсутствует показатели характеристики бетона с обозначением М50, М100, М200, М300 и М350. Заказчиком используется недействующий ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который устанавливал указанные показатели: М50, М100, М200, М300 и М350.
То есть, в Техническом задании Аукционной документации установлены нестандартные показатели содержания органических веществ и плотности плиты из минеральной ваты. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества плит из минеральной ваты.
Действия должностного лица Заказчика, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Олимп" на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318000070 на выполнение работ по реконструкции мостового перехода на км 2,845 автодороги "Алагир-Бирагзанг".
2. Признать Комитет нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Комитету предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА78-03/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновного должностного лица Комитета к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 марта 2018 г. N А78-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018