Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
члены Комиссии:
. - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей заказчика - администрациимуниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемянск" (далее -Администрация МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск", заявителя - (далее -.), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу на положения аукционной документации электронного аукциона на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0108300014618000012от 28.02.2018),
установила:
Администрацией МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" проводится электронный аукцион на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0108300014618000012от 28.02.2018),
В Марийское УФАС России поступила жалоба.на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейразмещены на официальном сайте 28.02.2018(код закупки 0108300014618000012).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru
Начальная максимальная цена контракта - 950 000,00 рублей.
1.По мнению заявителя заказчикнеправомерно установилотсылочную информацию в извещение об осуществлении закупки, а именно в части порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, банковского сопровождения контракта, срока поставки товара, исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукционав соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42указанного Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться:
- сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96указанного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35названного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 указанного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения N 0108300014618000012 указано: "Согласно аукционной документацией".
В разделе "Требования к участникам" извещения N 0108300014618000012 указано: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), в соответствии с пунктом 16 информационной карты (раздел N I документации), требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
В разделе "Обеспечение заявок" извещения N 0108300014618000012 указано:"Размер обеспечения контракта 9 500,00", "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок в соответствии с пунктом 13 информационной карты (раздел N I аукционной документации)".
В разделе "Обеспечение исполнения контракта" извещения N 0108300014618000012 указано: "Размер обеспечения исполнения контракта 47 500,00", "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта в соответствии с пунктом 26 информационной карты (раздел N Iаукционной документации).
При изучении соответствующих разделов документации об электронном аукционе Комиссией Марийского УФАС России установлено, что в пунктах 11 информационной карты"Сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) до 13 апреля 2018", 16 "Требования к участникам электронного аукциона в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе", 13 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" и 26 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" документации об электронном аукционе были определены порядок подачи заявок, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта соответственно.
Учитывая, что извещение и документация о закупке размещаются на официальном сайте одновременно, при этом юридическая техника позволяет использовать в качестве приема (способа) изложения текста отсылочные нормы, Комиссия Марийского УФАС России считает указанный довод жалобы необоснованным.
2. По мнению заявителя заказчик установил ненадлежащее требование к составу вторых частей заявок в части правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В пункте 14 информационной карты заказчиком установлены требования ко второй части зявки на участие в электронном аукционе, в том числе о наличиии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов - наличие правоустанавливающих документов на жилое помещение.
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику имущества в силу статьи 209 ГК РФ.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к лицам, осуществляющим поставку товара, кроме того приобретение жилого помещения участником закупки возможно и после окончания срока подачи заявок на участие в проводимой процедуре закупки, поскольку на момент подготовки и подачи заявки право собственности на жилое помещение может находиться на этапе приобретения и государственной регистрации права, т.е. на момент подачи заявки документ о праве собственности может отсутствовать у участника закупки.
Более того, в силу статьи 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, представление правоустанавливающих документов не свидетельствует о соответствии участника требованиям, определенным аукционной документации, а также данный документ не является товаросопроводительным и не подтверждает соответствие товара требованиям технического задания. Следовательно, установление требования к участникам закупки о предоставлении во вторых частях заявок правоустанавливающих документов на жилое помещение противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя в указанной части обоснована.
Аналогичные требования заказчиком установлены к участникам электронного аукциона (пункт 16 информационной карты), что также противоречит положениям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По мнению заявителя заказчик ограничил участников электронного аукциона, поскольку исключил приобретение жилого помещения в общежитиях.
Согласно статье 94Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или учебы.
Вместе с тем, целью закупки являетсяприобретение жилого помещения, которое в дальнейшем будет передано детям - сиротам для постоянного пользования.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Техническое задание разрабатывается заказчиком и утверждается им исходя из своих потребностей. Отсутствие у какого-либо хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в конкретном аукционе не свидетельствует о том, что определенные требования для участников конкурса аукциона ограничивают конкуренцию.
Таким образом, заказчик правомерно исключил данный вид жилого помещения, поскольку приобретаемое жилое помещение не предназначено для временного проживания.
Довод заявителя в указанной части является необоснованным.
4.По мнению заявителя инструкция по заполнению заявки вводит участников электронного аукциона в заблуждение, противоречит пункту 10 технического задания в части требований к отопительным приборам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 15 информационной карте заказчиком установлено, что символы "/" (косаячерта), ";" (точка с запятой) следуетчитатькак "или" (исключениесоставляетесли символ "/" (косаячерта) используется при описанииединицыизмерения или маркитовара) при этом участнику в первой части заявки надлежитуказатьоднозначениепоказателя из представленныхзаказчиком.
При этом, в пункте 10 технического задания заказчиком установлены требования к отопительным приборам, а именно: чугунные батареи; конвекторы; радиаторы. Допускается наличие нескольких видов отопительных приборов. Без протечек, ржавчин и в рабочем состоянии.
Учитывая изложенное, заказчик допускаетразличные виды отопительных приборов, а именно: чугунные батареи или конвекторы, или радиаторы. При этом, допускается наличие нескольких видов отопительных приборов одновременно.
Таким образом, довод заявителя в указанной части является необоснованным.
Вместе с тем, из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе следует, что до окончания, указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила 1 (одна) заявка. Указанная заявка единой комиссией заказчика допущена.
Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России решила предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в части установления требования о содержании в составе второй части заявки правоустанавливающих документов на жилое помещение, установления единых требований к участникам закупки не выдавать.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
решила:
1. Признать жалобучастично обоснованной.
2. Признать в действиях администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3.Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
5. Передать материалы дела N 02-06/40-18 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 22 марта 2018 г. N 02-06/40-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018