Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Ибрагимовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения г. Москвы": Некрасовой Е.А., Плотниковой Е.Л.,
ООО "РОКО": Алтухова М.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РОКО" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (молочная продукция) для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200036118000028) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 NТФ/12516/18,
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с учетом необходимости представления в составе заявок документов, выданных исключительно Заказчиками - медицинскими и оздоровительными (в том числе санаториями) учреждениями в связи с исполнением Контрактов/Договоров на поставку продуктов питания (кроме воды), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнение которых завершено в 2016, 2017 году.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации в рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" оценивается количество у участника закупки рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п., выданных Заказчиками - медицинскими и оздоровительными (в том числе санаториями) учреждениями в связи с исполнением Контрактов/Договоров на поставку продуктов питания (кроме воды), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнение которых завершено в 2016, 2017 году.
Также установлено, что по указанному критерию оценки документы должны быть предоставлены в виде читаемых, полноразмерных, неповторяющихся копий, содержащих наименование Заказчика, выдавшего соответствующий документ, должность, фамилию и инициалы подписавшего лица, его подпись, печать Заказчика, а также номер договора и дату его заключения.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что наличие положительной деловой репутации участника конкурса в сфере поставки продуктов питания или оказания услуг по организации питания играет важную роль для любого юридического лица и является показателем надежности хозяйствующего субъекта, качества поставляемых им товаров, оказанных услуг, соблюдения объемов и сроков установленных договорами.
Таким образом, поскольку поставка пищевых продуктов в медицинские и оздоровительные учреждения имеет свою специфику, в целях определения участников закупок, которые наиболее соответствуют требованиям в соответствии с правилами оценки, Заказчиком был установлен в конкурсных документациях нестоимостной критерий и раскрывающие его показатели, а также методика оценки заявок, позволяющая объективно оценить участников конкурса как наиболее квалифицированных исполнителей.
В свою очередь, представление подтверждающих опыт исполнения Контрактов/Договоров на поставку продуктов питания (кроме воды), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнение которых завершено в 2016, 2017 году обусловлено возможностью проверки представленных документов в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, а также не указаны нормы действующего законодательства, нарушенные Заказчиком при установлении вышеуказанного порядка оценки нестоимостных критериев, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупок.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в документациях показатели и документы оцениваемые в их рамках необоснованно создали одним участникам закупок преимущество перед другими, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком в конкурсной документации утвержден противоречивый порядок оценки заявок.
Согласно п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения..
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Заказчиком установлены следующие нестоимостные критерии:
Показатель 2. Деловая репутация участника закупки.
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,3
Максимальное количество баллов - 30.
Порядок оценки:
Общий балл по данному показателю определяется из деловой репутации участника закупки, выражающейся в количестве предоставленных грамот, благодарственных писем, дипломов и т.п., из расчета 1 балл за каждый предоставленный и принятый для целей оценки отзыв.
Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества работников в соответствии с порядком, установленным п. 29 Правил, а именно шкалы оценки - количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Значение показателя критерии оценки |
Количество баллов |
0 |
0 |
От 1 до 10 |
10 |
От 11 до 20 |
20 |
От 21 до 40 |
30 |
От 41 до 60 |
40 |
От 61 до 80 |
50 |
От 81 до 100 |
60 |
От 101 до 120 |
70 |
От 121 до 140 |
80 |
От 141 до 160 |
90 |
От 160 и более |
100 |
Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, будет скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки по данному показателю не позволяет однозначно определить количество присуждаемых баллов по предложению участника, поскольку, следуя порядку оценки общего балла из расчета 1 балл за каждый предоставленный и принятый для целей оценки отзыв, например, для 5 предоставленных участником закупки отзывов должно быть присвоено 5 баллов, в том время как согласно таблице оценки общего балла за 5 предоставленных отзывов должно быть поставлено 10 баллов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки конкурсных заявок сформирован в нарушение положений ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, поскольку не устанавливает однозначной зависимости между предложением участника и количеством присваиваемых баллов.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком в конкурсной документации установлен противоречивый перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки при подаче заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
На основании ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупок установлены Постановлением Правительства N 99 согласно п.6 Приложения N 2 которого при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, соответствие которым подтверждаются следующими документами:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
- копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
В силу п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе содержит перечень требований к составу заявки на участие в конкурсе.
На основании ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пп.8 п.16.1 указано, что в копии ранее исполненных контрактов, договоров и актов выполненных работ не требуются, в то время как в пп.14 п.16.1 Информационной карты установлено требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, установленным к участникам закупки: копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Таким образом, требования к составу заявки, установленные в пп.14 п.16.1 Информационной карты позволяют установить перечень необходимых документов, представляемых участниками закупки в составе заявки в подтверждение соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлены требования к остаточному сроку годности товаров, выраженному в процентах.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.2.8 Технического задания все поставляемые пищевые продукты, за исключением сезонных видов сырья (овощи свежие и замороженные, фруктовые и овощные соки прямого отжима и т.п.), должны иметь резерв срока годности (остаточный срок годности) не менее 50 % от установленного предприятием-изготовителем срока годности, для особо скоропортящихся продуктов (со сроком годности до 10 суток) - не менее 30 % от установленного предприятием-изготовителем срока годности.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного доводова жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку требования об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Вместе с тем установлено, что заявителем подана заявка на участие в конкурсе, таким образом данное нарушение не повлияло на результат закупки.
Также, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя представлены дополнения к жалобе в части установления неправомерного порядка оценки по показателю "обеспеченность трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По мнению Заявителя, установление показателя "обеспеченность трудовыми ресурсами" допускается только при оказании услуг или выполнении работ, в то время как объектом закупки является поставка товаров, поскольку наименование нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не содержит указания на поставку товаров.
Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Вместе с тем, из положений законодательства, в частности Правил, а также из наименования самого показателя "обеспеченность трудовыми ресурсами" не следует, что оценка по показателю не применяется при поставке товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довода жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОКО" на действия ГБУЗ г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения г. Москвы" обоснованной в части нарушении порядка оценки, а также установления остаточного срока годности продуктов в процентах.
2. Признать в действиях Заказчика п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: А.С. Ибрагимова
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 марта 2018 г. N 2-57-3328/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018