Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ": А.Е. Черепаха,
ООО "СтройСервис": Н.В. Селезнёвой,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по прочистке и дезинфекции приточно-вытяжной вентиляции в ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" (Закупка N0373200059718000034) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/12058/18 от 15.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, не используемых при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлены требования к 11 типам дезинфицирующих средств, в том числе к дезинфицирующим средствам, предназначенным для дезинфекции медицинских отходов, обеззараживания содержимых накопительных баков автономных туалетов, обеззараживания почвы, поверхностей помещений, жесткой мебели, предметов обстановки, аппаратов, приборов, инвентаря и т. д.
Согласно доводам жалобы Заявителя указанные дезинфицирующие средства не используются при оказании услуг, предусмотренных контрактном, поскольку объектом закупки является оказание услуг по прочистке и дезинфекции приточно-вытяжной вентиляции, что не предусматривает обеззараживания почв, мебели, помещений и т.д.
Кроме того, Заявитель указывает, что такие дезинфицирующие средства не учтены при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы в части неиспользования таких дезинфицирующих средств при оказании услуг, предусмотренных контрактом. Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание является типовым и не подлежит редактированию, при этом, в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам необходимо представить сведения в отношении необходимых к использованию дезинфицирующих средств.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления, что в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком устанавливаются требования к объекту закупки, таким образом, установление требований к товарам, не относящимся к объекту закупки, неправомерно и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товарам, необходимым к использованию при оказании услуг, совокупности которых не соответствует ни один товар, реализуемый на территории Российской Федерации, в частности, требования к товарам по п. 2 "Средство для дезинфекции N2", п. 4 "Средство для дезинфекции N4".
Также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя представлен анализ рынка, в соответствии с которым совокупности установленных требований к указанным товарам не соответствует товар ни одного производителя.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, опровергающих указанный довод жалобы Заявителя и свидетельствующие о существовании в свободной продаже товаров, соответствующих требованиям, установленным Заказчиком в отношении товаров по п. 2 "Средство для дезинфекции N2" и п. 4 "Средство для дезинфекции N4".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч. 1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком при описании требований к товарам, используемым при оказании услуг, используется символ "+", значение которого не указано в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления в аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым к использованию при оказании услуг, в частности к товару по п. 6 "Средство для дезинфекции N6" установлено требование: "Показатель активности ионов водорода (рН) 1% водного раствора средства: 6,0 + 1,0".
При этом, в аукционной документации отсутствуют какие-либо положения, регламентирующие предоставление сведений участниками закупки, в случае использования при описании требуемых характеристик товаров символа "+".
По мнению Заявителя, указанное требование может быть расценено как необходимость указания одного конкретного значения с учетом отклонения, например, значение "6,5," или возможность указания значения показателя в том же виде, как оно представлено в аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное требование стоит расценивать как необходимость указания конкретного значения в пределах установленного отклонения, то есть, значения "6,0", "6,5", "7,0" и т.д. Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований подобным образом, а также не возможность использования обозначений диапазона допустимых значений с помощью стандартных символов, использование которых предусмотрено Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Также Заявитель указывает на нарушение Заказчиком ст. 65 Закона о контрактной системе в части изменения Заказчиком разъяснениями сути аукционной документации, в частности, Заказчиком в аукционной документации установлено следующие требования к товару по п. 1 "Средство для дезинфекции N1": "Класс опасности по параметрам остро токсичности при введении в желудок (по ГОСТ 12.1.007-76): не выше 3", "Класс опасности при введении в брюшину (по классификации К.К. Сидорова): не выше 4".
В соответствии с Инструкцией, размещенной в составе аукционной документации, слова "не выше" означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения, то есть, по вышеуказанным параметрам участникам закупки необходимо предоставить значения, менее указанных, например, "1", "2".
Вместе с тем, Заказчиком 12.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений аукционной документации, согласно которым участник по показателю "Класс опасности по параметрам остро токсичности при введении в желудок (по ГОСТ 12.1.007-76)" вправе указать значение "4", что будет являться значением более указанного.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем, размещенные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации указывают на возможность участникам закупки предоставить в заявке на участие в аукционе значение показателя, не соответствующее установленным требованиям, в частности положениям Инструкции, что является изменением сути аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Е.А. Миронова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 марта 2018 г. N 2-57-3114/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018