Резолютивная часть объявлена 23.03.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.03.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Кулешов Д.Ю. по доверенности NМ-005 от 20.03.2018;
от Заказчика - Молокова М.Н. по доверенности N63 от 22.03.2018.
рассмотрев жалобу ООО "Медпроект" (ИНН 7105522889, ОГРН 1147154037260) от 16.03.2018 N335-ж на действия Заказчика - "ГУ-РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АО-ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000010) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе II Техническое задание установлено:
Слуховые аппараты должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АППАРАТЫ СЛУХОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ" Маркировка СА - по ГОСТ Р 50444.
Список технических характеристик и функций, приведенных в ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТа установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Потребность заказчика была определена на основании заявлений инвалидов, которые подаются на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми бюро медико-социальной экспертизы и заключения врача-сурдолога.
Предусмотренные в документации о проведении электронного аукциона технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.
В разделе II Техническое задание установлены следующие требования к поставляемому товару:
Цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные - 120 шт.
Световой индикатор состояния работы аппарата - наличие
Указанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, указанные требования установлены не в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации и в документации о закупке отсутствует надлежащее обоснование необходимости установления таких требований, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний" отсутствует такой показатель, как "световой индикатор состояния работы аппарата".
Заказчиком указано, что потребность заказчика была определена на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми бюро медико-социальной экспертизы и заключения врача-сурдолога.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Статья 11 названного закона определяет индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
На основании ст. 8 названного закона разработка ИПРА возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
В соответствии с Письмом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2016 г. N 17237/2016 "По вопросу разработки ИПРА с определением нуждаемости в слуховых аппаратах" при формировании ИПРА специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются положениями следующих нормативных правовых документов:
- Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ;
- Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р;
- Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. N 998н.
Перечень технических средств реабилитации инвалидов, к которым относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, содержится в статье 11.1 названного Закона.
В силу положений Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.
Указанный Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включает в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.
Виды слуховых аппаратов и их технические характеристики позиционированы в указанном Федеральном перечне под кодом 17 "Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления":
17-01 Слуховой аппарат аналоговый заушный сверхмощный
17-02 Слуховой аппарат аналоговый заушный мощный
17-03 Слуховой аппарат аналоговый заушный средней мощности
17-04 Слуховой аппарат аналоговый заушный слабой мощности
17-05 Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный
17-06 Слуховой аппарат цифровой заушный мощный
17-07 Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности
17-08 Слуховой аппарат цифровой заушный слабой мощности
17-09 Слуховой аппарат карманный супермощный
17-10 Слуховой аппарат карманный мощный
17-11 Слуховой аппарат цифровой заушный для открытого протезирования
17-12 Слуховой аппарат костной проводимости (неимплантируемый)
Указание иных технических характеристик, заявленных сверх Перечня, реквизитами ИПРА не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 Письма ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2016 г. N 17237/2016 "По вопросу разработки ИПРА с определением нуждаемости в слуховых аппаратах" нуждаемость в слуховом аппарате определяется по результатам проведенной медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области (врача-сурдолога) медицинской организации.
В соответствии с п. 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
В то время как заказчик, не имея в своем штате врача-специалиста в данной области (врача-сурдолога) и не являясь медицинской организацией, не может должным образом провести комплексную оценку ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных инвалида и определить способы максимально эффективного достижения конечной задачи - компенсации потерь слуха инвалидов. Задача заказчика в данном случае состоит в том, чтобы в строгом соответствии с потребностью инвалидов, определенной специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области (врача-сурдолога) медицинской организации, и отраженной в ИПРА, провести процедуру в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Самостоятельное добавление региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации или иными уполномоченными органами, в которые направляются в ИПРА, каких-либо сведений, указанных в ИПРА, не имеет правовых оснований, что подтверждается Письмом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2016 г. N 17237/2016 "По вопросу разработки ИПРА с определением нуждаемости в слуховых аппаратах".
Таким образом, считаем необходимым условием для полного, объективного и всестороннего рассмотрения настоящей жалобы обязать заказчика предоставить на заседание комиссии документальное обоснование, основанное на реальной потребности инвалидов, неоходимости установления к цифровым слуховым аппаратам заушным сверхмощным в количестве 120 шт. требования о наличии нестандартной функции "световой индикатор состояния работы аппарата".
Анализ ранее заключенных Государственным учреждением - региональное отделение фонда Социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре контрактов показывает, что из раза в раз из сверхмощных слуховых аппаратов поставляется модель Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл", даже несмотря на то, что по информации заказчика на рынке имеются не менее трех слуховых аппаратов разных производителей, подходящих под техническое задание заказчика.
Номер закупки |
Реестровый номер контракта |
Модель поставленного слухового аппарата сверхмощного |
0387100012717000344 |
1860100433218000084 |
Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл" |
0387100012717000216 |
1860100433217000566 |
Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл" |
0387100012717000088 |
1860100433217000379 |
Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл" |
0387100012717000077 |
1860100433217000309 |
Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернешнл" |
При этом "блокирующей" в описании объекта закупки является функция "световой индикатор состояния работы аппарата", которая
1. является нестандартной, установленной заказчиком не в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации;
2. не оказывает влияния на качество слухопротезирования и компенсацию потери слуха;
3. ограничивает количество участников закупки до одного или нескольких аффилированных между собой.
Так, например, в предыдущих закупках:
- N 0387100012717000344 на оказание услуг по обеспечению лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации, вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году - единственный участник ООО "РИАГРАНД", поставленная в соответствии с Контрактом N 1нс от 26.01.2018 г. продукция: Лира 3Р, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл", Сакура Р, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл", Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл";
- N0387100012717000216 на оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различных модификаций с изготовлением индивидуальных ушных вкладышей в 2017 году - единственный участник ООО "РИАГРАНД", поставленная в соответствии с Контрактом N 185тс от 27.09.2017 г. продукция: Барс, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл", Вист Р, производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл".
Таким образом, заказчиком нарушены часть 2 статьи 8, пункты 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.7. прилагаемого к документации о закупке N 0387100012718000010 проекта контракта установлено: Денежные средства возвращаются в полном объёме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, возникших в период действия обеспечения) в течение десяти дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя на основании документов, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по Контракту. Обеспечение будет возвращено на банковский счет, указанный Исполнителем в письменном требовании.
Однако Законом о контрактной системе не предоставлено права заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанности по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта, напротив у заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта по истечении срока, указанного в контракте.
При указанных обстоятельствах, заказчиком нарушена часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в проекте контракта установлены дополнительные обязанности исполнителя по предоставлению письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Изложенная позиция подтверждается решением по жалобе N 05-05-06/232-16 о нарушении законодательства о контрактной системе от 12.10.2016 года комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по закупке N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
Представитель Заявителя в ходе заседания поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что Заказчик действовал в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000010) размещены на официальном сайте единой информационной системы 21.02.2018.
В соответствии с пунктом 1 технического задания Заказчику требуются Цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные с наличием светового индикатора состояния работы аппарата.
Из информации представленной Заказчиком следует, что требованиям пункта 1 технического задания соответствует товар четырех производителей: Барс ОАО "Исток-Аудио Интернешнл" Россия, Safari 600 SP BTE 13 SP "Oticon A/C" Дания, Nitro 301 SP "Siemens Audiologische Technik GmbH Германия, UP Smart UPS598-DLW "GN ReSoundas" Дания.
В самом техническом задании Заказчик указал, что список технических характеристик и функций, приведенных в ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТа установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТе должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Изучив техническое задание Комиссия Управления приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе указаны показатели, необходимые для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. В соответствии с частью 4 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание государственного контракта предусматривает, что по Контракту должны быть обеспечены обязательства Поставщика по возмещению убытков Заказчика, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, а также обязанность по выплате неустойки (штрафа, пени), возврату аванса и иных долгов, возникших у Поставщика перед Заказчиком. Таким образом, контрактом предусмотрено исключительное условие, в соответствии с которым такой вид обеспечения исполнения контракта как обеспечительный платеж не прекращает свое действие после исполнения основного обязательства.
При этом, пунктом 28 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) подтверждено, что обеспечительный платеж обеспечивает денежное обязательство, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем, включая обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Письмом Минэкономразвития от 21.03.2017 г. N Д28и-1666 предусмотрено, что Заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В соответствии со статьей 190, статьей 191 ГК РФ установленный сделкой срок определяется, в том числе исчислением периода времени, который исчисляется днями, его течение начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, определение Заказчиком срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, предполагает установление события, которым определено начало течения срока (поступление заявления от Поставщика) и определение количества дней, по истечение которых срок считается истекшим.
Действующее законодательство не ограничивает заказчика в порядке установления срока, в том числе установлении определенных видов событий, связанных с началом течения срока для возврата Поставщику денежных средств.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что предусмотренное контрактом условие о направлении Поставщиком заявления о возврате денежных средств, соответствует действующему законодательству, а также обеспечивает соблюдение прав и законных интересов Поставщика, в части перечисления денежных средств на действующий банковский счет, указанный им в заявлении.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медпроект" (ИНН 7105522889, ОГРН 1147154037260) от 16.03.2018 N335-ж на действия Заказчика - "ГУ-РО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АО-ЮГРЕ при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обеспечению инвалидов цифровыми слуховыми аппаратами различной модификации и вкладышами ушными индивидуального изготовления в 2018 году (извещение N0387100012718000010) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 марта 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018