Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей заказчика - Комитета по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Заказчик): Иващенко О.Е. (по доверенности от 22.03.2018 N 28), Кузьминой Н.В. (по доверенности от 22.03.2018 N 29),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Портал-Камчатка" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях переселения граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда (1-но комнатная квартира площадью от 29,20 до 35,04 кв.м.) (закупка N 0138300000418000104), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.02.2018 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях переселения граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда (1-но комнатная квартира площадью от 29,20 до 35,04 кв.м.) (закупка N 0138300000418000104) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 2 500 000,00 руб.
15.03.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Портал-Камчатка" на действия Заказчика при разработке документации об ЭА:
1) в документации об ЭА в перечне улиц, где может находиться приобретаемая квартира, в графе "КП - ТЭЦ 2" не указана улица Гастелло, которая расположена в указанном микрорайоне, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников Закупки, в том числе, участие Заявителя, и не соответствует правилам описания объекта закупки, установленным в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
2) в соответствии с подпунктом 4 пункта 13.2 документации об ЭА вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (квартиру), являющееся предметом закупки (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 18 Жилищного кодекса Российской Федерации), что, по мнению Заявителя, противоречит части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, кроме того, по мнению Заявителя, данное требование лишено юридического и практического смысла, поскольку не указано, какой именно документ о праве собственности на жилое помещение (квартиру) необходимо представить во второй части заявки на участие в ЭА;
3) в пункте 6.4 проекта контракта указано, что денежные средства, внесенные поставщиком, в обеспечение исполнения муниципального контракта, возвращаются поставщику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему контракту в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика, что, по мнению Заявителя, противоречит статье 34 Закона о контрактной системе, поскольку ставит обязанность Заказчика возвратить поставщику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, в зависимость от письменного обращения поставщика о возврате указанных средств.
Заказчик представил пояснения (письмо от 26.03.2018 N 01-12-01/1845/18), в которых указал следующее:
1) невключение в документацию об ЭА жилых помещений в домах по улице Гастелло г. Петропавловска-Камчатского в перечень улиц, где может находиться приобретаемее жилое помещение (квартира), вызвано многочисленными отказами лиц, в интересах которых осуществляется Закупка, от предлагаемых им жилых помещений (квартир) в домах по указанной улице и необходимостью, в связи с этим, нести бремя по содержанию невостребованных квартир за счет средств муниципального бюджета;
2) требование, в соответствии с которым вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (квартиру), являющееся предметом закупки, не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку, в соответствии со статьей 27 Закона о контрактной системе, участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей, полномочия которых подтверждаются соответствующей доверенностью, при этом поверенный будет действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя - собственника жилого помещения (квартиры);
3) включение в проект контракта обязательного условия о возврате денежных средств, внесенных поставщиком в обеспечение исполнения муниципального контракта, после получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика вызвано необходимостью уточнения реквизитов, по которым указанные денежные средства будут в дальнейшем перечислены поставщику.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение к извещению) установлено, что жилое помещение (квартира) должно находиться в черте города Петропавловска-Камчатского. Согласно таблице N 1, установлено несколько групп адресов расположения дома: "10 км - 8 км" - 14 улиц; "областная библиотека - КП" - 23 улицы; "Северо-Восток - Кирпичики" - 17 улиц; "Сероглазка" - 6 улиц; "КП - ДОФ" - 6 улиц; "КП - ТЭЦ-2" - 5 улиц.
Как пояснил представитель Заказчика в заседании Комиссии, указанные адреса охватывают приблизительно половину улиц города Петропавловска-Камчатского. Отсутствие в данных перечнях некоторых улиц обусловлено тем, что они могут находиться в районах города Петропавловска-Камчатского, которые считаются отдаленными, с неразвитой инфраструктурой и т.д. (например, "микрорайон Завойко"), цена квартир в указанных домах может быть невысокой и существенно повлиять на определение НМЦК.
Рядом с группой улиц "КП - ТЭЦ-2", кроме улиц Ленинградская, Пограничная, Атласова, Солнечная и Лизы Чайкиной находится, также, улица Гастелло.
Комиссия установила, что в адрес Заказчика неоднократно поступали заявления от потенциальных собственников из числа лиц, в интересах которых осуществляется Закупка, об отказе вступить в права собственности в отношении жилых помещений (квартир), находящихся по улице Гастелло, о чем Заказчик представил копии нескольких заявлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Заказчик, в случае приобретения жилого помещения (квартиры) для лиц, в интересах которых осуществляется Закупка, и дальнейшего отказа указанных лиц от вступления в права собственности на жилое помещение (квартиру), вынужден нести бремя содержания данного помещения.
Как пояснил в заседании Комиссии представитель Заказчика, формирование списка улиц города Петропавловска-Камчатского осуществляется на основе изучения статистических данных о вступлении в права собственности на жилое помещение (квартиру) лиц, для которых осуществляется Закупка.
Таким образом, формирование Заказчиком групп улиц, на которых находятся дома, в которых предполагается осуществить Закупку, носит объективный характер и отвечает потребностям Заказчика.
Следовательно, описание объекта Закупки, содержащееся в документации об ЭА, Закону о контрактной системе не противоречит.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в ЭА состоит из двух частей.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Исходя из статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), ЖК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются (в том числе):
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1);
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2);
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения (пункт 3);
свидетельства о праве на наследство (пункт 4);
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6);
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Таким образом, перечисленные в части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости документы являются документами, подтверждающими право собственности на недвижимость, в том числе, на жилое помещение (квартиру).
В соответствии с подпунктом 4 пунктом 13.2 документации об ЭА вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (квартиру), являющееся предметом Закупки (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 18 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из анализа указанного пункта, данное условие не подразумевает, что документами, подтверждающими право собственности на жилое помещение (квартиру), являющимся предметом закупки, должен обладать участник Закупки.
Также, участник Закупки не ограничен в представлении конкретного документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение (квартиру), являющееся предметом Закупки, если указанное требование не противоречит требованию к данному виду документов, установленному частью 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 6.4 проекта контракта установлено следующее условие: "Денежные средства, внесенные поставщиком, в обеспечение исполнения муниципального контракта, возвращаются поставщику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему контракту, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика".
Однако, условие о сроке возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, поставлено в зависимость от письменного требования поставщика, что налагает на поставщика обязанность, не предусмотренную Законом о контрактной системе.
Таким образом, условие о сроках возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установлено в проекте контракта в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об ЭА, обязательного условия о возврате денежных средств после получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: И.В. Кодерле
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
С.А. Громов
А.А. Козаченко
Заказчик:
Комитет по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
ул. Ленинградская, д. 74/1,
г. Петропавловск-Камчатский 683003
Заявитель:
ООО "Портал-Камчатка"
пр. 50 лет Октября, д. 12, оф. 34,
г. Петропавловск-Камчатский 683000
Оператор электронной площадки:
ОАО "ЕЭТП"
info@roseltorg.ru
30.03.18 N 1104/06
ПРЕДПИСАНИЕ
N 21-06/79-18Ж
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
27 марта 2018 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
на основании решения от 27.03.2018 по делу N 21-06/79-18Ж, принятого Комиссией по результатам рассмотрения жалобы ООО "Портла-Камчатка" на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях переселения граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда (1-но комнатная квартира площадью от 29,20 до 35,04 кв.м.) (закупка N 0138300000418000104),
руководствуясь пунктом 2 части 22 и частью 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - Комитету по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа:
1. В срок до 20.04.2018 устранить нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно: при заключении контракта исключить из пункта 6.4 проекта контракта условие возврата денежных средств, внесенных поставщиком в обеспечение исполнения контракта, предусматривающее получение заказчиком соответствующего письменного требования поставщика.
2. В срок до 23.04.2018 представить в Камчатское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (4152) 42-58-74 или электронной почте to41@fas.gov.ru.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. Предписание подлежит исполнению в установленный данным предписанием срок.
2. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
Ведущая заседание Комиссии И.В. Кодерле
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
А.А. Козаченко
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 марта 2018 г. N 21-06/79-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018