Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ярославская проектно-строительная компания" (далее также - ООО "ЯПСК", заявитель, общество), - генерального директора Плотникова Е.П., представителя по доверенности Халатяна Р.С.,
от заказчика, муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, заказчик) - представителя по доверенности Тихомирова С.А.,
от уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, уполномоченный орган), - директора Громовой И.К., представителя по доверенности Беляевой Н.М.,
от оператора торговой площадки, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер, представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославская проектно-строительная компания" на действия заказчика, муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, и уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района города Ярославля в 2018-2020 годах (извещение N 0371300027818000077) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
14.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЯПСК" на действия заказчика, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, и уполномоченного органа, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района города Ярославля в 2018-2020 годах (извещение N 0371300027818000077) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом при формировании описания объекта закупки в документацию об электронном аукционе включены такие виды работ, которые не относятся к предмету заключаемого по итогам проведения закупки муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, а именно уборка остановочных комплексов и содержание дорожных ограждений (включающие в себя мойку, покраску, текущий ремонт ограждений, демонтаж старых и установку (замену) ограждений, а также снятие рекламы), которые, как полагает заявитель, должны быть выделены в отдельную самостоятельную закупку.
На основании вышеизложенного ООО "ЯПСК" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, 27.02.2018 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0371300027818000077 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района города Ярославля в 2018-2020 годах вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.
Заказчиком выступило муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 172 714 260,91 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0371300027818000077 и пункту 5 главы 3 "Информационная карта" части I "Электронный аукцион" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района города Ярославля в 2018-2020 годах. Описание объекта закупки содержится в техническом задании, представленном в составе документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью II "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе в рамках данной закупки заказчику необходимо, чтобы подрядчиком (победителем электронного аукциона) были выполнены названные работы по содержанию объектов улично-дорожной сети, включающие в себя:
- содержание проезжей части дорог 1, 2, 3 категорий, местных и внутриквартальных проездов;
- содержание тротуаров;
- содержание остановочных площадок городского общественного транспорта;
- содержание павильонов ожидания городского общественного транспорта;
- содержание и замена урн;
- содержание мостов и путепроводов;
- содержание обочин;
- благоустройство и содержание газонов;
- погрузка, вывоз и утилизация снега, смета, случайного мусора, крупногабаритных отходов, твердых бытовых отходов;
- содержание снежной свалки;
- содержание обочин, кюветов, водоотводных канав;
- покраска бордюрного камня;
- окраска и ремонт объемных знаков "Ярославль" при въезде в город;
- окраска садовых диванов;
- окраска металлических поверхностей;
- содержание дорожных ограждений.
Указанные в документации требования к объекту закупки, как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа, обусловлены объективной потребностью заказчика: обеспечить надлежащее и качественное выполнение закупаемых работ по содержанию объектов улично-дорожной сети города в зимний и летний периоды с целью поддержания безопасного и бесперебойного движения на объектах улично-дорожной сети, их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов.
Техническое задание сформировано заказчиком таким образом, что выполнение указанных работ предполагает не только содержание проезжей части дорог, но и тротуаров, газонов и так далее; ограждения же в соответствии с нормами федерального законодательства являются неотъемлемой частью автомобильных дорог.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в состав автомобильных дорог входят: автомобильная дорога, защитные дорожные сооружения (к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения), искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения и другие.
Из методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты и введены в действие Письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) также следует, что ограждения являются частью автомобильных дорог.
Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного органа, последними правомерно включены в одну закупку работы по содержанию как проезжей части дорог, так и ее элементов, в том числе ограждений.
Соответственно, включение в состав объекта данной закупки работ по содержанию ограждений связано как с производственной, так и с экономической целесообразностью.
Кроме того, согласно документации об электронном аукционе подрядчик должен осуществлять выполнение данных работ в круглосуточном режиме, что позволит ему оперативно выявлять поврежденные ограждения и при их обнаружении осуществлять своевременный ремонт или замену, что в свою очередь, в случае выполнения работ по содержанию исключительно ограждений другим подрядчиком в рамках иного контракта проблематично.
Тот факт, что работы по содержанию дорожных ограждений ранее являлись предметом отдельного контракта, не является основанием для необоснованного и неправомерного включения таких работ в комплекс работ по содержанию объектов улично-дорожной сети города.
Следовательно, виды работ, входящие в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются в комплексе для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов улично-дорожной сети на территориях районов города Ярославля.
Вместе с тем, как справедливо отметили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, на сегодняшний день законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки исходя из его потребностей, в частности, при описании требований к выполняемых работам заказчик вправе устанавливать такие параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупки.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Вместе с тем, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком и уполномоченным органом были использованы три коммерческих предложения: коммерческое предложение от 31.01.2018 от муниципального унитарного предприятия "Городское спецавтохозяйство", коммерческое предложение от 31.01.2018 от общества с ограниченной ответственностью "Яравтодор", коммерческое предложение от 31.01.2018 от общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Автотранс". Иными словами в данном случае имеется, как минимум, три потенциальных подрядчика, которые сформировали свои ценовые предложения на основании требований документации об электронном аукционе, утвержденной заказчиком и уполномоченным органом.
В соответствии с протоколом N 198 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.03.2018 на участие в рассматриваемой закупке также подано четыре заявки, в том числе заявка заявителя.
Следовательно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для общества как потенциального участника закупки, а также не представлено доказательств невозможности выполнения закупаемых работ на условиях заказчика, учитывая, что заявку на участие в оспариваемом аукционе ООО "ЯПСК" подало.
Таким образом, исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа при формировании документации об электронном аукционе (описания объекта закупки) нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославская проектно-строительная компания" (ИНН 7604229685, ОГРН 1127604012205) на действия заказчика, муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532), и уполномоченного органа, департамента социально-экономического развития города мэрии г. Ярославля (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети Заволжского района города Ярославля в 2018-2020 годах (извещение N 0371300027818000077) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 марта 2018 г. N 05-02/61Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018