Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Альфа" (далее также - заявитель) - директора Васильева О.С.(после перерыва не явился);
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", заказчик) - представителя по доверенности Самойлова А.Е.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Альфа" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015) (далее - аукцион), осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Альфа" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. заказчиком в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлено требование о том, что "первая поставка товара осуществляется без заявки заказчика с момента заключения контракта в течение 2 дней в количестве 10% от объёма товара указанного в спецификации контракта" и "поставка осуществляется в течение 2 рабочих дней с даты подачи заявки. Поставщик должен уведомить Заказчика о дате поставки товара не менее чем за один рабочий день до осуществления поставки". Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заявитель указал на отсутствие необходимости рассмотрения данного довода (т.е. исключил его из содержания жалобы);
2. заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены исключающие, по мнению заявителя, возможность поставки требуемых заказчику медицинских перчаток (за исключением нескольких производителей) следующие функциональные, технические и качественные характеристики требуемых к поставке медицинских перчаток, к таковым относятся следующие:
- по позиции N 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации требование о том, что внутренняя поверхность перчаток нитриловых с увлажнителем должна быть обработана увлажняющим гелем, содержащим противовоспалительные и регенерирующие компоненты, которые включают коллаген;
- по позиции N 2 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации требование о том, что диспенсер перчаток "кубической" формы: ширина 125 мм, высота 135 мм, глубина 135 мм., имеющегося у заказчика. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заявитель указал на отсутствие необходимости рассмотрения данного довода (т.е. исключил его из содержания жалобы);
- по позиции N 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации для перчаток из натурального латекса в документации установлены требования противоречащие положениям ГОСТ Р 52239-2004. Однако, в ходе заседания Комиссии заявитель указал на отсутствие необходимости рассмотрения данного довода (т.е. исключил его из содержания жалобы);
- по позиции N 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации для перчаток диагностических указано требование к составу абсорбирующего покрытия: хлопок или флок;
- по позиции N 5 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации для перчаток хирургических, без валика, установлено требование о том, что перчатки должны быть анатомически правильной формы с расположением большого пальца в направлении ладони. Манжета перчатки должна быть обрезана (без венчика). Толщина перчатки в области манжеты более 0,19 мм для обеспечения прочности при надевании и в процессе использования. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заявитель указал на отсутствие необходимости рассмотрения данного довода (т.е. исключил его из содержания жалобы).
На заседании Комиссии 20.03.2018 директором ООО "Альфа" был заявлен довод о том, что заказчиком в аукционной документации для перчаток неопреновых (позиция N 6 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации) неправомерно установлено требование о том, что "одинарная толщина (в области пальцев) более 0,11 мм для обеспечения механической прочности, высокоэластичные (удлинение при разрыве 650 %) для комфортной работы при длительных манипуляциях".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 07.03.2018 размещено извещение N0371200015318000015 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток вместе с аукционной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в числе которых, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик указал наименование объекта закупки - поставка медицинских перчаток для ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", а также функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, среди который оспариваемыми являются следующие:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Кол-во |
Ед. измерения |
1 |
Перчатки нитриловые с увлажнителем |
Перчатки диагностические (смотровые) нитриловые для осмотров и клинико-диагностических процедур. Гипоаллергенные из-за отсутствия протеинов натурального латекса. Обработка внутренней поверхности увлажняющим гелем, содержащим противовоспалительные и регенеративные компоненты, которые включают коллаген (указано на оригинальной упаковке производителя) для обеспечения ухода и восстановления раздраженной и поврежденной кожи. Неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Микротекстурированнаяповерхность на кончиках пальцев для улучшенного захвата инструментов. Длина не менее 240 мм. Толщина (одинарная) на пальцах менее 0,09 мм для обеспечения высокой тактильной чувствительности. AQL 1,0 (указано на оригинальной упаковке производителя). В упаковке 50пар. Срок годности не менее 3 года. |
200 |
пара |
4 |
Перчатки диагностические |
Перчатки медицинские диагностические, для продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ. Из нитрильного латекса (нитрила) с внутренним абсорбирующим покрытием на основе хлопка или флока, обеспечивающего абсорбцию влаги для профилактики мацерации кожи при длительном ношении перчаток. Одинарная толщина (в области пальцев) 0,16-0,19 мм. Усилие при разрыве не менее 15(H), для обеспечения механической прочности и устойчивости к воздействию химически агрессивных сред. В области пальцев и ладони нанесен текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов. Неопудренные, не содержат силикон, косметические и увлажняющие компоненты. |
500 |
пара |
Как пояснил на заседании Комиссии представитель ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации оспариваемых заявителем функциональных, технических и качественных характеристик товара - медицинских перчаток, обусловлено объективными потребностями заказчика и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, в частности "обработка внутренней поверхности увлажняющим гелем, содержащим противовоспалительные и регенеративные компоненты, которые включают коллаген" (позиция 1); "из нитрильного латекса (нитрила) с внутренним абсорбирующим покрытием на основе хлопка или флока, обеспечивающего абсорбцию влаги для профилактики мацерации кожи при длительном ношении перчаток" (позиция 4).
Согласно пункту 12.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.
В рамках осуществления медицинской деятельности постоянный контакт содержащего коллаген геля, которым обрабатывается внутренняя поверхности перчаток, с кожей рук медицинского персонала в процессе проведения медицинских манипуляций является наиболее эффективной формой ухода за кожей рук последних. Кроме того, как отметил представитель заказчика, в лечебной деятельности учреждения применяются медицинские перчатки с данным составом вещества на внутренней поверхности перчаток, что обеспечивает поддержание нормального физиологического состояния кожи рук медицинского персонала, в том числе предрасположенной к проявлениям контактного дерматита; в процессе использования таких перчаток не выявлено случаев индивидуальной непереносимости со стороны медицинского персонала.
Требование к обработке диагностических перчаток (позиция 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации) абсорбирующим веществом (хлопок или флок) обусловлено необходимостью обеспечения поглощения влаги кожными покровами рук при длительном использовании перчаток, снижением риска возникновения аллергических реакций и дерматита контактного типа.
Кроме того, требования к составу абсорбирующего покрытия установлены заказчиком на усмотрение участникам закупки: либо флок, либо хлопок.
В качестве предмета закупки обозначена поставка медицинских перчаток, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющиеся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить медицинские перчатки, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Доказательств того, что указанные в аукционной документации товары могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
ООО "Альфа" не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности поставить медицинские перчатки (позиция 1 и позиция 4).
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2018 на участие в закупке подано пять заявок, три из которых допущены до участия в аукционе.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по формированию раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в частности по позициям 1 "Перчатки нитриловые с увлажнителем" и 4 "Перчатки диагностические".
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе 15.03.2018 09:00.
На заседании Комиссии 20.03.2018 директором ООО "Альфа" был заявлен довод о том, что заказчиком в аукционной документации для перчаток неопреновых (позиция N 6 раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации) неправомерно установлено требование о том, что "одинарная толщина (в области пальцев) более 0,11 мм для обеспечения механической прочности, высокоэластичные (удлинение при разрыве 650 %) для комфортной работы при длительных манипуляциях".
Таким образом, поскольку указанный выше довод ООО "Альфа" заявлен после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Исходя из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, указывается требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлены требования к участникам закупки.
1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Правомочность участника закупки заключать контракт.
3. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
4. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
5. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанностизаявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
6. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6.1. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
8. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарногопредприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
9. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Соответственно, заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено требование о правомочности участника закупки, не предусмотренное положениями части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; а также в пункте 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (участник закупки не является офшорной компанией), что является нарушением части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Исходя из части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Одним из таких является ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, и в пункте 7 "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации указано, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации содержатся требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона*;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10 информационной карты аукциона), или копии этих документов;
3) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ*;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) копию действующего регистрационного удостоверения с приложениями (в случае наличия приложений) на все товары, представленные в техническом задании, и для которых наличие данного документа является обязательным в соответствии с требованиями, установленными в РФ
* Указанную информацию и документы рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N3 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия рассматривает также документы, направленные уполномоченному органу оператором электронной площадки, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Копии документов, предоставляемые участником аукциона, должны быть представлены в полном объеме, в том числе содержать все страницы и не иметь нечитаемых фрагментов (не воспроизводящих или воспроизводящих не в полной мере информацию подлинника) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"
В соответствии с указанным ГОСТ под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Информация для участников аукциона - хозяйственных обществ:
Решения общего собрания участников хозяйственного общества, принятые с 1 сентября 2014 года, предоставляемые в составе заявки или содержащиеся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, должны соответствовать требованиям части 3 статьи 67.1. Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, заказчик, указав в извещении и аукционной документации, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не установив при этом требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частями 4 - 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - правила).
Данные правила вступили в законную силу с 09.09.2017.
Извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015) размещено в единой информационной системе 07.03.2018.
Согласно пункту 4 правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Пунктом 9 правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Исходя из пункта 10 правил, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Условия об ответственности сторон определены заказчиком в разделе 8 "Ответственность сторон" проекта контракта.
В пункте 8.3 проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере ____ рублей и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
В пункте 8.5 проекта контракта заказчиком установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 8.6 проекта контракта заказчиком указано, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере ______ рублей и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, размещенной заказчиком в единой информационной системе в качестве приложения к извещению о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015) 07.03.2018, обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены заказчиком не в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, что соответственно, является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" (ИНН 7604300017, ОГРН 1167627058917) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы ООО "Альфа", заявленного директором ООО "Альфа" на заседании Комиссии (20.03.2018) относительно положений документации при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение медицинских перчаток (извещение N0371200015318000015), не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", нарушившим часть 6 статьи 31, части 5, 7, 8 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ
4. Выдать заказчику - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 марта 2018 г. N 60Ж-18(2214/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018