Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Радонеж" (далее - Заявитель), поступившую 13.03.2018 г., на положения документации об электронном аукционе "N 02174-18 Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики в Увинском районе" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118000400, далее - Аукцион), а также осуществив внеплановую проверку на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19.03.2018 г. в присутствии:
представителей Заявителя - <_>. (доверенность от 19.03.2018 г. б/н), <_>. (доверенность от 19.03.2018 г. б/н),
представителей заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 15.03.2018 г. N 38/01-131), <_>. (доверенность от 15.03.2018 г. N 37/01-131),
представителей уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>. (доверенность от 01.02.2018 г. N 1-юр), <_>.,
представителя участника закупки АО "ДП "Ижевское" - <_>. (доверенность от 09.08.2017 г. N 106-17-д), <_>. (доверенность от 01.03.2017 г. N 61-17-д),
слушателя: <_>.,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 20.03.2018 г. в присутствии:
представителя Заявителя - <_>. (доверенность от 19.03.2018 г. б/н),
представителей заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 15.03.2018 г. N 38/01-131), <_>. (доверенность от 15.03.2018 г. N 37/01-131), <_>. (доверенность от 20.03.2018 г. N 39/01-131), <_>. (доверенность от 09.01.2018 г. N 02/01-131);
представителей уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики": <_>. (доверенность от 01.02.2018 г. N 1-юр), <_>.,
представителя участника закупки АО "ДП "Ижевское" - <_>. (доверенность от 09.08.2017 г. N 106-17-д),
слушателя: <_>
УСТАНОВИЛА:
13.03.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе не содержит дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, чем нарушены требования статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, представители Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, представили для приобщения к материалам дела письменные пояснения от 19.03.2018, а также устно пояснили, что работы, являющиеся объектом закупки не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, в связи с чем установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
26.02.2018 г. Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 84 907 795,00 рублей.
14.03.2018 г. 09-00 - дата и время окончания подачи заявок.
16.03.2018 г. - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
19.03.2018 г. - дата проведения Аукциона в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком требований статьи 31 Закона о контрактной системе, считает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1-10 указанной статьи 31 Закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к частникам закупок, объектом которых является выполнение работ строительных, включённых в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
При этом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации не содержит требования о наличии у участника закупки опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в случае, когда объектом закупки является текущий ремонт.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. N402 (далее - Приказ N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно разделу III Приказа N 402 при ремонте автомобильных дорог проводятся, в том числе, следующие работы:
по земляному полотну и системе водоотвода:
- восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;
- укрепление обочин;
по дорожным одеждам:
- восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
- укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
- полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
- ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
- замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
- восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги;
по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
- замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров;
- замена, установка недостающих переходных плит, открылков и шкафных стенок устоев;
- замена ограждений, перил и тротуаров;
по элементам обустройства автомобильных дорог:
- восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов;
- восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей и др.
В соответствии с определениями, указанными в пунктах 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1, разделом 4, а также приложениями NN 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 (Сводные ведомости объёмов работ) к Техническому заданию документации об Аукционе (приложению N 3 к документации об Аукционе), а также приложениями NN 2.1, 2.2 к Техническому заданию документации об Аукционе (приложению N 3 к документации об Аукционе) объектом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики в Увинском районе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев документацию об Аукционе, установила, что виды работ, подлежащих выполнению в ходе осуществления закупки, относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, следовательно, установление дополнительных требование к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе не требуется.
Ссылку Заявителя на положения пункта 8.2 Технического задания документации об Аукционе (приложения N 3 к документации об Аукционе) о том, что при производстве работ подрядчик должен руководствоваться требованиями СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" (в части производства работ по ремонту проезжей части), Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт несостоятельной, поскольку положения указанного пункта не содержат требований к объёму и видам работ, определяющих объект закупки как выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что работы, являющиеся объектом закупки, направлены на замену и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, а не на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при котором не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1. Статьей 7 Закона о контрактной системе установлен принцип открытости и прозрачности. Так, в силу части 3 указанной статьи информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статья 8 устанавливает принцип обеспечения конкуренции. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из взаимосвязанных целей регулирования Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны - не ограничить количество участников.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики в Увинском районе.
Пунктом 4.3 раздела 4 документации об Аукционе установлено условие о том, что требования к качеству, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика приведены в приложении N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" и Проекте контракта (Раздел 5).
Пунктом 15 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" установлен перечень товаров, с применением которых должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товаров |
Характеристика (показатель) и значение показателя |
1. |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
фракция - св. 20 до 40 мм; марка по морозостойкости - > F200; марка по дробимости - > 600; группа - не хуже 2; марка по истираемости - И1; удельная эффективная активность - (св. 370 до 740 Бк/кг)* или (до 370 Бк/кг)*; содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.)* или (св. 10 до 15 % по массе включ.)*; число циклов замораживания и оттаивания - < 400; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - I или II |
2. |
Битум |
марки - БНД 60/90, БНД 90/130 |
3. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - мелкозернистая; наибольший размер минеральных зерен - (до 20 мм)*; вид в зависимости от температуры при укладке - горячая; марка - II; тип - Б; марка по дробимости щебня - не ниже 1000; потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.)* или (св. 25 до 35 %)*; марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - II |
4. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - крупнозернистый, мелкозернистый; вид в зависимости от величины остаточной пористости - пористый; марка - II; марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - II |
5. |
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь |
вид - ЩМА-15; смесь фракций щебня - от 5 мм до 15 мм; марка по дробимости щебня - > 1200; марка щебня по истираемости - И1; марка щебня по морозостойкости - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - класс II |
В соответствии с пунктом 14 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" при выполнении работ, являющихся объектом закупки, подрядчик должен применять нормативные документы, указанные в таблице 1, в том числе ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013.
Согласно пункту 11.2.2 раздела 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, указанным в Приложении N 3 к документации об аукционе (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, применяемого при выполнении работ.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к результатам испытаний товара:
- щебня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 1 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "удельная эффективная активность - (св. 370 до 740 Бк/кг)* или (до 370 Бк/кг)*", "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.)* или (св. 10 до 15 % по массе включ.)*";
- асфальтобетонной смеси (пункт 3 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.)* или (св. 25 до 35 %)*".
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013 значения указанных выше показателей не являются нормируемыми характеристиками щебня, бетона, песка строительного в ходе приёмочного контроля предприятия-изготовителя, в связи с чем, участник закупки будет обязан в ходе исполнения контракта обеспечить соответствие значения названных характеристик товара, указанных им в заявке на участие в Аукционе, то есть, будет обязан нормировать их с момента подачи заявки для участия в Аукционе, что не предусмотрено Законом.
Указанные требования пунктов 1, 3 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" являются требованиями к результатам периодических испытаний товаров, проводимых с целью подтверждения таких качественных, технических характеристик товара как группа щебня и класс щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, прочность щебня, используемого при изготовлении асфальтобенонной смеси (харктеризуемой маркой щебня по истираемости).
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к виду (способу) испытаний товара:
- щебня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 1 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "число циклов замораживания и оттаивания - 400".
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 значение указанного выше показателя не является нормируемой характеристикой щебня в ходе приёмочного контроля предприятия-изготовителя, в связи с чем, участник закупки будет обязан в ходе исполнения контракта обеспечить соответствие значения названной характеристики товара, указанной им в заявке на участие в Аукционе, то есть, будет обязан нормировать его с момента подачи заявки для участия в Аукционе, что не предусмотрено Законом.
Указанное требование пункта 1 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" является требованием к способу периодических испытаний товара, проводимых с целью установления такой качественной характеристики товара как морозостойкость, определяемой марками F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 марки щебня по морозостойкости определяются двумя способами: числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений, а также по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.
Требованиям документации об Аукционе к марке щебня по морозостойкости (F200, F300, F400) соответствует число циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания при испытаниях, равное 15.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к видам (способам) его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к компонентам товара:
- асфальтобетонной смеси (пункт 3 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "наибольший размер минеральных зерен - (до 20 мм)*", "потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.)* или (св. 25 до 35 %)*", "марка по дробимости щебня - не ниже 1000", "марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50",
- асфальтобетонной смеси (пункт 4 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50",
- щебёночно-мастичной асфальтобетонной смеси (пункт 5 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "смесь фракций щебня - от 5 мм до 15 мм", "марка по дробимости щебня - > 1200", "марка щебня по истираемости - И1", "марка щебня по морозостойкости - > F50".
Требования к составу бетона тяжёлого, асфальтобетонной смеси установлены в ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 27006-86, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 31015-2002.
Указанные в пунктах 3, 4, 5 таблицы 2 приложения N 3 к документации об Аукционе "Техническое задание" требования к зерновому составу асфальтобетонной смеси и прочности применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси материала являются требованиями к составляющим компонентам товара.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Как указанно в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2016 г. N 307-КГ16-18338 "_установление в аукционной документации требований к компонентам и химическому составу товаров, а также требований к описанию участниками закупки в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, выполнении работ нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе_".
Установленные Заказчика в документации об Аукционе в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, требования к результатам и способу (виду) испытаний товара, а также к компонентам товара являются избыточными, не соответствуют требованиям частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в части указания показателей товара, используемого при выполнении работ, Заказчиком установлено требование к показателю товара -группа щебня из плотных горных пород для строительных работ, указанному в значении "не хуже 2" (пункт 1 таблицы 2 Приложения N 3 к документации об аукционе "Техническое задание").
Требования к щебню из плотных горных пород для строительных работ предусмотрены ГОСТ 8267-93.
Согласно ГОСТ 8267-93 щебень из плотных горных пород для строительных работ в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп - 1, 2, 3, 4, 5.
ГОСТ 8267-93 не содержит положений, раскрывающих значение термина "хуже" в отношении определения характеристик той или иной группы щебня. ГОСТ 8267-93 не содержит информации в отношении указанного значения группы щебня.
В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, указанное в разделе 4 документации об Аукционе, Приложении N 3 к документации об аукционе "Техническое задание", сформулировано Заказчиком не в соответствии с терминологией, предусмотренной действующим стандартом ГОСТ 8267-93, не позволяет установить показатели товара (в отношении группы щебня из плотных горных пород для строительных работ), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика, что противоречит требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона и является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11.2.2 раздела 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, указанным в Приложении N 3 к документации об аукционе (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, применяемого при выполнении работ.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в таблице N 2 Приложения N 3 к документации об аукционе "Техническое задание" (пункты 1, 3, 4, 5) в отношении ряда товаров установлено требование о предоставлении информации в отношении конкретных показателей результатов, способов (видов) испытаний, а также компонентного состава товаров (по названным на страницах 10, 11, 12 указанного решения позициям).
Указанные положения документации об Аукционе, предусматривающие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей результатов, способов (видов) испытаний, а также компонентного состава товаров, приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и компонентного состава таких товаров.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требования пунктов 1, 2 части 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В действиях должностного лица Уполномоченного учреждения, допустившего размещение в Единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ
В материалах дела по рассмотрению жалобы Заявителя имеются документы, согласно которым закупка путём проведения Аукциона осуществляется за счёт средств финансирования приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2017 N 47 "Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (вместе с "Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы") одним из обязательных условий соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, которое заключается между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, является обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных программами, в срок до 31 марта года, в котором реализуются программы.
В целях обеспечения принципа результативности и эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом того, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на итоги определения подрядчика, Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, 106 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Радонеж" на положения документации об электронном аукционе "N 02174-18 Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики в Увинском районе" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118000400) необоснованной.
2. Признать Заказчика - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе заказчику - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица заказчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, а также виновного должностного лица уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" - по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
_________ <_> |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
__________ <_>
_________ <_>
|
<_>
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 марта 2018 г. N ОП07-06/2018-45
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018