Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_"- начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "_"ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; "_" специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) (вх.N1787э от 15.03.2018 г.), на положения аукционной документации Заказчика - Ижевского линейного отдела МВД РФ на транспорте (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100016118000008, далее - Аукцион), а также осуществив внеплановую проверку на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 20.03.2018 г.:
в присутствие представителей Заказчика: "_" в присутствии участника закупки ООО СК "Гефест" "_" (доверенность от 17.01.2018 г.),
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Изидолг",
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 21.03.2018 г.:
в присутствие представителей Заказчика: "_"
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Изидолг",
УСТАНОВИЛА:
15.03.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Изидолг" на положения аукционной документации Заказчика.
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно:
1) В нарушении положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик установил срок для подачи заявок менее чем 15 дней;
2) Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования в отношении товарных знаков без сопровождения их словами "или эквивалент" в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) Описание объекта закупки носит необъективный характер, в части указания неверного обозначения величины измерения напряжения в ваттах (Вт);
4) При описании объекта закупки Заказчик использовал показатели, которые становятся известными только по результатам испытаний, что противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, а так же устно прояснили, следующее.
1) Срок для подачи заявок установлен в соответствии с требованиями части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, так как началом истечения пятнадцатидневного срока для подачи заявок является дата и время размещения извещения о проведении электронного аукциона, следовательно, с момента размещения информационного извещения 28.02.2018 г. 12-51 час. до даты и времени окончания подачи заявок 15.03.2018 г. 13-00 час. прошло полных пятнадцать дней.
2) Наименования, используемые в техническом задании в отношении плиты "Армстронг" и решетки жалюзийной "TWITOPLAST" не являются указаниями на товарный знак, а следовательно, отсутствует необходимость сопровождать данные показатели словами "или эквивалент".
3) Указание Заказчиком обозначения напряжения в ваттах (Вт) не является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как данное обозначение предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
4) Условия документации об Аукционе позволяют участникам закупки сформировать своё предложения о характеристиках предлагаемого к поставке товара при подаче первых частей заявок для участия в Аукционе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
28.02.2018 г. - Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 4 021 387,00 руб.
15.03.2018 г. - Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
16.03.2018 г. - Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
19.03.2018 г. - Дата проведения Аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт их обоснованными на основании следующего.
1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС в сфере закупок 28.02.2018 г. в 12:51 час.
Согласно информационному извещению датой окончания срока для подачи заявок является 15.03.2018 г. 13:00 час.
Начальная максимальная цена превышает три миллиона рублей и составляет 4 021 387,00 руб.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исходя из вышеизложенного, исчисление пятнадцатидневного срока на подачу заявок начинается с 01.03.2018 г. и составляет пятнадцать календарных дней, т.е. до 15.03.2018 г. 23:59 час. включительно.
Таким образом, установив срок для подачи заявок менее чем 15 дней Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, объектом закупки является капитальный ремонт помещения.
В таблице 2 раздела II Описание объекта закупки: "Техническое задание", содержится ведомость товаров, необходимых для выполнения работ по капитальному ремонту, со следующими показателями:
2 |
Решетка жалюзийная по свету |
Ст. оц. 0,55, однорядная регулируемая TWITOPLAST |
33 |
Потолок |
Плита "Армстронг" 600*600 *12, узор кора дуба |
Согласно части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Товарный знак "АРМСТРОНГ" зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам под номером регистрации 319137, правообладатель АВИ Лайесенсинг Компани, 802 Уэст Стрит, Вилмингтон, Делавэр 19801 Соединенные штаты Америки, дата истечения срока действия 27.12.2014 г.
Как следует из пояснений Заказчика, "Армстронг" не является товарным знаком, а указывает на тип или вид потолочной плиты.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств в подтверждение данного довода, Комиссией Удмуртского УФАС России, в свою очередь, не установлено нормативного документа/ иного документа/ технического регламента, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, определяющего понятие "Армстронг" как вид/тип потолочной плиты.
Изучив представленную документацию Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что сопровождение плиты "АРМСТРОНГ" словами "или эквивалент" отсутствует.
Кроме того, товарный знак "TWITOPLAST" был зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам под номером 319137, правообладатель Твитопласт Лтд, однако прекратил свое действие 23.05.2012 г.
Использование показателя товара - "TWITOPLAST" не является какой-либо функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой решетки жалюзийной.
Таким образом, Заказчиком, в нарушение требования пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, что указывает на нарушение пункта 1) части 1 статьи 64 Закона.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пункт 53 Таблицы 2 Раздела II документации об аукционе содержит следующий показатель для вентилятора:
53 |
Вентилятор канальный центребежный |
Потребляемая мощность -390 Вт Вес - 5,8 кг Напряжение -220 вт |
В соответствии с таблицей N 3 ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин" Электрическое напряжение, электрический потенциал, разность электрических потенциалов, электродвижущая сила измеряется в вольтах, имеет международное условное обозначение - V, русское - В.
Таким образом, Заказчик, указав единицу измерения напряжения - вт, при описании показателя вентилятора канального центробежного, использовал нестандартное условное обозначение, предусмотренное техническим регламентом, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком значения таких показателей как потребляемая мощность и вес вентилятора установлены в виде неизменяемых значений, вместе с тем, вентилятор канальный центробежный с наименьшим весом и потребляемой мощностью сможет не только удовлетворить потребность заказчика в товаре, но и обеспечить экономию электрической энергии, облегчить вес системы вентиляции.
Более, устанавливая требования к данным показателям вентилятора в виде неизменяемых значений, Заказчик ограничивает круг лиц, имеющих возможность принять участие в закупке, на что и указано в жалобе ООО "Изидолг".
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком, с нарушением правил установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В таблице 2 Раздела II Описание объекта закупки: "Техническое задание" установлен перечень товаров, с применением которых должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки, в том числе:
1) Пункт 31 Таблицы 2 содержит следующие требования к кирпичу:
31 |
Кирпич |
Морозостойкость: от 25 циклов |
Водопоглощение, %: от 12 до 14 | ||
Теплопроводность, Вт/м |
ГОСТ 530-2012 распространяется на кирпич и камни керамические (далее - изделия), применяемые для кладки и облицовки несущих, самонесущих и ненесущих стен и других элементов зданий и сооружений, а также клинкерный кирпич, применяемый для кладки фундаментов, сводов, стен, подверженных большой нагрузке, и кирпич для наружной кладки дымовых труб, промышленных и бытовых печей.
Согласно разделу 4.1 данного ГОСТа изделия имеют следующую классификацию:
- по морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300.
- по прочности кирпич подразделяют на марки М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; клинкерный кирпич - М300, М400, М500, М600, М800, М1000; камни - М25, М35, М50, М75, М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; кирпич и камень с горизонтальными пустотами - М25, М35, М50, М75, М100.
- по теплотехническим характеристикам изделия в зависимости от класса средней плотности подразделяют на группы: высокой эффективности, повышенной эффективности, эффективные, условно-эффективные, малоэффективные (обыкновенные).
Согласно Таблице N 6 и примечанию к данной таблице значение коэффициента теплопроводности с учетом фактического расхода раствора устанавливают в проектной или технической документации (строительные нормы и правила, и др.) на основании испытаний или расчетов.
Разделом 6 данного ГОСТа предусмотрено, что качество изделий подтверждают приемочным контролем готовых изделий. Приемочный контроль включает в себя приемо-сдаточные и периодические испытания, в соответствии с таблицей N8.
В соответствии с данной таблицей такие показатели как, водопоглощение и морозостойкость становятся известными по результатам периодических испытаний, проводимых 1 раз в месяц и один раз в квартал.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
2) Пункт 46 Таблицы 2 содержит следующие требования к затирке для плитки:
46 |
Затирка для плитки |
Прочность на сжатие (через 28 суток), МПа: 15 |
Прочность на изгиб (через 28 суток), МПа: не менее 3 | ||
Прочность сцепления с основанием (через 28 суток), МПа: не менее 0,8 |
Исходя из письменных пояснений при описании затирки для плитки Заказчик использовал требования ГОСТа 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" и ГОСТа 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" распространяется на сухие строительные смеси (далее - сухие смеси), изготавливаемые на цементном вяжущем на основе портландцементного клинкера или на смешанных (сложных) вяжущих на его основе, на глиноземистом цементе, содержащие полимерные добавки не более 5% массы смеси, применяемые при строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений, и устанавливает общие технические требования, правила приемки, методы испытаний.
Согласно пункту 6.4 данного ГОСТа при приемо-сдаточных испытаниях каждой партии сухой смеси определяют влажность, наибольшую крупность зерен заполнителя, содержание зерен наибольшей крупности, сухих смесей, подвижность смесей, готовых к применению, прочность на сжатие затвердевших растворов (бетонов).
Кроме того, согласно пункту 6.5 ГОСТа 31357-2007 при периодических испытаниях определяют прочность на растяжение при изгибе, прочность сцепления с основанием и водопоглощение затвердевшего раствора (бетона) - в сроки, согласованные с потребителем, но не реже одного раза в месяц.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
3) Пункт 47 Таблицы 2 содержит следующие требования к линолеуму коммерческому:
47 |
Линолеум коммерческий |
Абсолютная остаточная деформация: не более 0,68 |
Стабильность линейных размеров, %: 0,0 | ||
Истираемость: 26 мкм | ||
удельное поверхностное эл. сопротивление, Ом: 5x10х15 | ||
поглощение ударного шума, Дб: 18 | ||
теплоусвоение, Вт/м2хК: не более 12 |
При описании линолеума коммерческого Заказчик использовал требования ГОСТа 11529-2016 "Материалы поливинилхлоридные для полов. Методы контроля". Данный стандарт распространяется на поливинилхлоридные материалы (рулонные и плиточные) для полов и устанавливает методы определения следующих показателей:
- внешнего вида;
- линейных размеров;
- параллельности кромок;
- истираемости;
- деформативности при вдавливании;
- изменения линейных размеров;
- прочности связи между слоями;
- водопоглощения;
- гибкости;
- массы 1 м2;
- удельного поверхностного и объемного электрического сопротивления;
- прочности сварного шва.
Комиссией Удмурсткого УФАС России установлено, что данный ГОСТ определяет методы испытания для каждого показателя, таким образом, Заказчик при описании объекта закупки использовал показатели, которые становятся известными по результатам испытаний.
Кроме того, данный ГОСТ не содержит и не раскрывает понятия и характеристики линолеума "коммерческого".
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Согласно пункту 14.2 раздела 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели предлагаемых для использования расходных материалов, соответствующие значениям, установленным Документацией об электронном аукционе в Таблице раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание";
- наименование страны происхождения предлагаемых для использования расходных материалов;
- указание на торговое наименование (при наличии), товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) предлагаемых для использования расходных материалов.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в таблице N 2 Раздела II "Описание объекта закупки: Техническое задание" в отношении ряда товаров установлено требование о предоставлении конкретных значений показателей товаров, которые становятся известными по результатам проведения испытаний, а также конкретных значений в отношении результатов, способов (видов) испытаний товаров, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Указанные требования документации об Аукционе, предусматривающие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов, способов (видов) испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и компонентного состава таких товаров.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требования пунктов 1, 2 части 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При проведении внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что указанная документация не содержит даты начала и окончания срока дачи разъяснений положений документации об Аукционе, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в части указания следующих характеристик товара, Заказчик использовал показатели, не предусмотренные техническими регламентами:
1)
7 |
Кран "Елочка" |
Модель ПСМ ПрофСан 117-Р/89 |
Наименование смесителя по ГОСТ 25809-96: Смеситель для умывальника и мойки двухрукояточный центральный набортный, излив с развальцованным носиком | ||
Условное обозначение по ГОСТ 25809-96: См-УмДЦБр, См-МДЦБр | ||
Вид: елочка |
Указанный Заказчиком ГОСТ 25809-96 "Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры" распространяется на водоразборные смесители и краны для умывальников, рукомойников, моек, раковин, ванн, душа, бидэ, предназначенные для подачи и смешения холодной и горячей (температурой до 75°С) воды, поступающей из централизованных или местных систем холодного и горячего водоснабжения при рабочем давлении от 0,05 до 0,63 МПа или от 0,05 до 1,0 МПа.
Согласно пункту 3.1 данного ГОСТа предусмотрены следующие обозначения, определяющие тип смесителя или крана: См - смеситель, Кр - кран, Ум - для умывальника, М - для мойки, В - для ванны, ВУ - общий для ванны и умывальника, Дш - для душа, Бд - для бидэ, К - для водогрейной колонки, Д - двухрукояточный, О - однорукояточный, Л - локтевой, Р - с подводками в раздельных отверстиях, Ц - центральный (с подводками, размещенными в одном отверстии), Б - набортный, Н - настенный, 3 - застенный, Шл - с душевой сеткой на гибком шланге, Шт - с душевой сеткой на штанге, Тр - с душевой сеткой на стационарной трубке, Щб - со щеткой с набортным креплением, Щн - со щеткой с настенным креплением, А - излив с аэратором, Ив - излив выдвижной, Ст - излив со струевыпрямителем, р - излив с развальцованным носиком.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, такой вид крана как "елочка" в данном ГОСТе отсутствует.
Кроме того, обозначение "ПрофСан 117-Р/89" является моделью, установленной производителем, что противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2)
31 |
Кирпич |
Основные характеристики (ГОСТ 530-2012): |
Поверхность: рифленый | ||
Водопоглощение, %: от 12 до 14 |
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа 530-2012 водопоглощение изделий должно быть:
- не более 6,0% - для клинкерного кирпича;
- не менее 6,0% - для остальных изделий.
Заказчик, установив показатель водопоглощения от 12 до 14% использовал показатель в пределах указанного ГОСТа, однако Заказчиком не было представлено доказательств, необходимости использования материалов с завышенными показателями.
Кроме того, пунктом 5.1.1 ГОСТа 530-2012 предусмотрены следующие требования к внешнему виду:
лицевые кирпич и камень по виду лицевой поверхности изготавливают с гладкой и рельефной поверхностями;
Учитывая, что показатель "рифленый" в данном ГОСТе отсутствует, Заказчик установил данный показатель не в соответствии с требованиями действующего законодательства в системе технического регулирования и стандартизации.
Таким образом, Заказчиком при формировании описания объекта закупки не соблюдены требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требования пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" на положения аукционной документации Заказчика - Ижевского линейного отдела МВД РФ на транспорте при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100016118000008), обоснованной.
2. Признать заказчика - Ижевский линейный отдел МВД РФ на транспорте, нарушившим часть 3 статьи 63, пункты 1,2,11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии Заказчика - Ижевского линейного отдела МВД РФ на транспорте обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, Заказчику - Ижевскому линейному отделу МВД РФ на транспорте - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100016118000008).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц заказчика - Ижевского линейного отдела МВД РФ на транспорте по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии
|
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" "_" |
"_" (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22 марта 2018 г. N АШ07-06/2018-63З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018