Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.03.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
при участии представителей Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Киренска" (далее - заказчик) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Новострой" на положения документации о проведении электронного аукциона "Реконструкция здания МКДОУ Детский сад N 1 г. Киренска".
В соответствии с доводами жалобы требования к характеристикам товаров и материалов (плит теплоизоляционные, смесь асфальтобетонная, кран шаровый и т.д.) являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ, что является нарушением ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными.
Из материалов жалобы установлено, что заказчиком 28.02.2018 г. в на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300005818000004 и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции здания МКДОУ Детский сад N 1 г. Киренска (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 650 300 рублей 00 копеек.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, определены заказчиком в Приложении N 1 к технической части документации об аукционе (Ведомость материалов).
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукцион содержится в пункте 15 части II документации об аукционе, в котором в подпункте 15.4 абзаце 6 указано, что "если в ведомости материалов устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до" участником закупки должен быть предложен товар с таким же значением показателя, либо значение диапазона, попадающее в обозначенный диапазон (сопровождающееся словами "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до") в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с указанными ГОСТ".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позволяет участникам закупки указывать статистические значения таких показателей в рамках существующих государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, не закупая заранее товар (материал) и не проводя его испытаний.
Следовательно, довод заявителя о нарушении ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ при описании используемых при выполнении работ материалов, указанных заявителем, не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России выявлены следующие нарушения.
Как указывалось выше, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п. 1 ч. 1 ст. 33 закона); показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 закона).
При изучении ведомости материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, установлены противоречия в значениях показателей следующих товаров:
1. "Труба (ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80)" имеет характеристику "марка стали должна быть: 10, или 15, или Ст2пс, или Ст4сп, или 08".
В абзацах 2,3 подпункта 15.4 инструкции установлено:
- если заказчиком указано несколько значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы его требованиям, при их перечислении используется союз "и" или запятые - это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных значений показателей. В этом случае участнику закупки необходимо указать все перечисленные заказчиком значения таких показателей (абз. 2);
- если заказчиком указано несколько значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемой работы его требованиям, при их перечислении используется союз "или" или знак ";" (точка с запятой), то это свидетельствует о том, что необходимо выбрать один из указанных товаров (материалов) и представить для данного товара (материала) сведения о показателях качества (абз. 3).
Таким образом, требуемые заказчиком значения, указанные выше, перечислены одновременно с использованием знака "," и союза "или", имеющих противоположное значение для заказчика.
2. По материалу "Гидроизоляционный материал "Изопласт ЭПП" или эквивалент (ГОСТ 32805-2014)" установлено, что "Разрывная сила при растяжении, не менее - 360 (минимальное значение показателя) Н".
При этом, инструкция содержит следующие требования:
- если заказчиком для определения соответствия закупаемой работы его требованиям используются показатели, сопровождаемые словами "не допускается", "допускается", "не ниже", "не выше", "минимальное значение показателя", "максимальное значение показателя", то в таком случае участник закупки в своей заявке должен указать конкретные значения таких показателей (без слов "не допускается", "допускается", "не ниже", "не выше", "минимальное значение показателя", "максимальное значение показателя"), которые не должны превышать максимального или не должны быть меньше минимального значений показателей, установленных Заказчиком (абз. 4).
- если в ведомости материалов устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до" участником закупки должен быть предложен товар с таким же значением показателя, либо значение диапазона, попадающее в обозначенный диапазон (сопровождающееся словами "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до") в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с указанными ГОСТ (абз. 6).
Таким образом, требуемые Заказчиком значения, сопровождаются одновременно словами "не менее" и "минимальное значение показателя", имеющими противоположное значение для Заказчика.
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании документации об аукционе, приложением к которому является проектная документация и ведомость материалов, используемых при выполнении работ.
Также одновременно с документацией об аукционе заказчиком размещены локальные ресурсные сметные расчеты, которые являются обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Так, Комиссией установлено, что в стоимость начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе, входит стоимость технологического оборудования, которым должен быть оснащен детский сад в рамках выполнения работ по рассматриваемой закупки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика подтвердили, что указанное в локальном ресурсном сметном расчете N 02-01-04 оборудование предусмотрено проектной документацией, включено в стоимость работ и должно быть приобретено и установлено подрядчиком при выполнении работ.
Следовательно, заказчик при описании объекта закупки должен установить требования в том числе к технологическому оборудованию, и требование о предоставлении участниками закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей в отношении указанного оборудования.
Вместе с тем, данное технологическое оборудование заказчиком в ведомости материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, не указано, требования (помимо размеров) к технологическому оборудованию отсутствуют. В требованиях о составе первой части заявки на участие в электронном аукционе и в инструкции по ее заполнению также отсутствует ссылка на локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-04 и требование о предоставлении конкретных показателей в отношении технологического оборудования.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки документации об аукционе допущены нарушения п.п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данные типовые условия определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466), в котором в пункте 5 установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Предусмотренное ч. 5 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ право заказчика определено в пункте 20 части Х документации об аукционе, в пункте 7.2.29 проекта контракта, в соответствии с которыми подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций с передачей им работ на сумму 20% от общей цены Контракта.
Согласно пункту 7.2.33 проекта контракта подрядчик обязано "оплачивать выполненные субподрядчиком, соисполнителем работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Подрядчиком (исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, установленный заказчиком срок для оплаты подрядчиком выполненных субподрядчиком работ не соответствует положениям Постановления N 1466, следовательно, заказчиком допущено нарушение ч. 7 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 5 Постановления N 1466.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.п. 1,2 ч. 1 ст. 64, ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 5 Постановления N 1466.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить исполнение выданного заказчику предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
при участии представителей Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Киренска" (далее - заказчик) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Новострой",
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 296/18 от __.03.2018 г., руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные нарушения п.1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" путем отмены аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции здания МКДОУ Детский сад N 1 г. Киренска (реестровый номер торгов 0834300005818000004).
2. Заказчику в срок до 09 апреля 2018 года представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пункта 1 предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 марта 2018 г. N 296/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2018