Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2018
В полном объеме решение изготовлено 27.03.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "БЕРКАНА", в присутствии:
- представителя Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области Таушкановой Г.И., действующего на основании доверенности N 65/17 от 20.12.2017,
- представителя Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области Загребального В.А., действующего на основании доверенности N 18/18 от 15.03.2018,
- представителя Администрация Каракульского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области Загребального В.А., действующего на основании доверенности N 3 от 22.03.2018,
- представителя Администрация Каракульского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области Таушкановой Г.И., действующего на основании доверенности N 2 от 22.03.2018,
- представителя ООО "БЕРКАНА" Новокрещеновой М.А., действующего на основании доверенности от 22.03.2018,
- представителя ООО "БЕРКАНА" Степаненко А.А., действующего на основании Протокола N 01 от 18.05.2015,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 16.03.2018 поступила жалоба ООО "БЕРКАНА" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту моста через р. Уй в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области (изв. N0169300040418000030) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.02.2018 Комитет экономики Администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области объявил о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Каракульского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 774 806, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.03.2018 в 23:59.
На момент рассмотрения жалобы ООО "БЕРКАНА" контракт не заключен.
В жалобе ООО "БЕРКАНА" указано, что в документации о закупке содержатся противоречивые сведения о коде ОКПД2, что не позволяет сделать вывод об опыте работ, требующегося заказчику.
В документации о закупке в полном объеме не размещена проектно-сметная документация, а именно том 2, что не позволяет сделать вывод о порядке заключения и исполнения контракта.
Кроме того, в ведомости объемов работ содержится указание на товарный знак EMACO S88C без указания эквивалентных характеристик данного материала.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы частично согласились, указав, что дополнительные требования к участнику закупки установлены правомерно с учетом требований Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В отношении размещения проектной документации не в полном объеме и указания в отношении материала товарного знака без указания эквивалентных характеристик заказчик пояснил, что допустил технические ошибки, которые не повлияли на результаты закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом особенностей объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В примечаниях (*) к Приложению N 1 Постановления указано, что соответствующими работами являются работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, в Постановлении определены соответствующие работы, в отношении которых участником закупки должен быть подтвержден опыт исполнения контракта, при этом "группа работ" определяется только исходя из вида объекта строительства (объекты капитального строительства или объекты, не являющиеся объектами капитального строительства), в отношении которого должны быть выполнены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
В извещении о закупке и пункте 16 информационной карты документации о закупке установлено дополнительное требование к участнику закупки с указанием конкретной группы работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно: наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что соответствует частям 2,4 статьи 31, Приложению N 1 к Постановлению.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что код ОКПД2, указанный в извещении и информационной карте документации о закупке, не влияет на группу работ, исходя из которой устанавливаются требования к опыту выполнения работ, что подтверждается определением "группы работ", содержащимся в примечаниях к Приложению N 1 Постановления. Кроме того, разночтения, содержащиеся в извещении и пункте 3 информационной карты документации о закупке, в части указания заказчиком различных кодов "ОКПД2", а именно: 43.99.50.120 и 42.13.10.110, не влияет на установление дополнительных требований к участнику закупки, так как в Приложении N 1 к Постановлению указаны в том числе коды по ОКПД2 - 42, 43 (кроме кода 43.13), исходя из которых требуется установление дополнительных требований к участнику закупки.
Доводы заявителя, согласно которым указание различных кодов ОКПД2 затрудняет поиск указанной закупки в единой информационной системе, не находят отражение в жалобе, а также документально не подтверждены на заседании Комиссии. При этом, заявитель обжалует положения документации электронного аукциона, что свидетельствует о возможности поиска указанной закупки в единой информационной системе и не позволяет сделать вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Предметом закупки является выполнение работ по ремонту моста через р. Уй в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, как указано в пунктах 4.1.2, 4.1.5, 4.2.2 и других положениях проекта контракта.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть размещена в полном объеме.
Как следует из раздела 1 проектной документации в состав проекта входит 4 раздела: общая пояснительная записка, технические решения, проект организации строительства, сметная документация.
Вместе с тем, из анализа аукционной документации, размещенной в единой информационной системе, следует, что в составе закупки не размещен один из разделов проектной документации, а именно: раздел 2 "Технические решения. 10-0-АД,ИС".
Кроме того, из ответа заказчика на запрос о разъяснении документации об аукционе (от 20.02.2018) следует, что техническое решение прикреплено к разъяснению. При этом, в единой информационной системе во вкладке "разъяснения" действительно размещен том 2 проектной документации, отсутствующий в первоначально размещенной документации о закупке.
Таким образом, отсутствие проектной документации в объеме, необходимом для выполнения работ на объекте капитального строительства, в составе документации о закупке не позволяет сделать вывод о порядке выполнения работ, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что фактически проектная документация в полном объеме размещена в единой информационной системе как в составе аукционной документации, так и в качестве приложения к разъяснению положений документации о закупке, что позволило участникам закупки ознакомиться с проектной документацией в полном объеме и сформировать заявку на участие в закупке.
3. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при проведении электронного аукциона в описании объекта закупки допускается указывать товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент", а также с определением характеристик, позволяющих предложить эквивалентный товар, в том числе при выполнении работ, (оказании услуг).
В разделе "пролетные строения" по позиции 2 ведомости объемов работ указано "восстановление защитного слоя балок с заделкой локальных повреждений (раковин, сколов) бетоном EMACO S88C.
Как следует, из общедоступных источников, в том числе информации, размещенной на сайте в сети "Интернет": "https://docviewer.yandex.ru", "EMACO" является зарегистрированным товарным знаком производителя ООО "БАСФ Строительные системы". Указанные обстоятельства также не оспаривали представители заказчика на заседании Комиссии.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в ведомости объемов работ наименование бетона с товарным знаком "EMACO" не сопровождается словами "или эквивалент", а также не раскрыты характеристики указанного материала, что не позволяет сделать вывод об объективности потребности заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В нарушение пункта 7 статьи 42, пункта 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о закупке не предусмотрен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
В нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о закупке не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
2. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств).
При этом, в пунктах 4.2.3, 4.2.6-4.2.12 и других положениях проекта контракта содержатся обязательства подрядчика, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проекте контракта отсутствует ответственности заказчика в части размера пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, при вынесении решения и предписания антимонопольный орган принимает во внимание, что на участие в закупке подано 6 заявок, пять участников закупки из шести приняли участие в аукционе, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 27,16%, при этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "БЕРКАНА" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требования законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 4 части 5 статьи 63, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2018 г. N 152-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018