Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 28 марта 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), осуществила внеплановую проверку действий МУ "Гражданская защита Каслинского муниципального района" (далее - Заказчик), отдела муниципального заказа администрации Каслинского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на создание системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители (извещение N0169300028118000041), в присутствии:
- представителя Заказчика Чистова Александра Николаевича, действующего на основании доверенности N 6 от 22.03.2018;
- представителя Заказчика Немова Романа Юрьевича, действующего на основании доверенности N 7 от 22.03.2018;
- представителя Заказчика Алферова Анатолия Михайловича, действующего на основании доверенности N 5 от 22.03.2018;
- представителя Заказчика Злоказовой Елены Алексеевны, действующего на основании доверенности N 4 от 22.03.2018;
- представителя Уполномоченного органа Ветровой Евгении Владимировны, действующего на основании доверенности N 7 от 27.06.2017;
- представителя ООО "СтройМонтажПусконаладка" Шориной Ксении Анатольевны, действующей на основании доверенности от 15.03.2018;
- в отсутствие представителей ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили обращения ООО "СтройМонтажПусконаладка" и ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" о нарушении Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на создание системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители (извещение N0169300028118000041) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Заказчиком и Уполномоченным органом объявлено о проведении электронного аукциона 28.02.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 300 000,00 рублей.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 N 0169300028118000041-4.
В обращении ООО "СтройМонтажПусконаладка" приведены следующие доводы.
1. Имеется противоречие в объекте закупки между документацией об электронном аукционе и проектом контракта.
2. Список оборудования и комплектующих в Техническом задании документации об электронном аукционе не полный и не позволит создать функционирующую систему оповещения населения.
В обращении ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" указано следующее.
1. В Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствует монтаж и сопряжение с вышестоящим оборудованием РАСЦО.
2. Приведенный в Техническом задании документации об электронном аукционе состав оборудования не соответствует ГОСТ Р 42.3.01-2014,
3. Документация об электронном аукционе не соответствует ряду нормативных актов.
Представители Заказчика на заседании комиссии Челябинского УФАС России с доводами заявителей не согласились, указали что действия Заказчика и Уполномоченного органа соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
1.1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из совокупного толкование данных норм следует, что информация об объекте закупки в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе и проекте контракта не должно противоречит друг другу.
В документации об электронном аукционе по закупке с извещение N0169300028118000041 в качестве объекта закупки установлено "создание системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители".
Вместе с тем, в пункте 1.1 проекта контракта указано: "поставщик обязуется произвести поставку оборудования системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители на территории Каслинского района Челябинской области".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что из информации, указанной в таблице по расчету начальной (максимальной) цены контракта, очевидно, что в стоимость контракта входит поставка и монтаж системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Вместе с тем, установлено, что в Техническом задании документации об электронном аукционе (Приложение N 1 к информационной карте) отсутствует информация о необходимости монтажа оборудования. В данном разделе документации об электронном аукционе указаны сведения о составе оборудования и материалов, технических характеристиках оборудования и порядок контроля и приемки такого оборудования.
Таким образом, из информации, указанной в документации об электронном аукционе и проекте контракта невозможно сделать однозначный вывод о потребности Заказчика. Данные обстоятельства могут ввести в заблуждение участников закупки, а также привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе.
На основании указанного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2. Согласно документации об электронном аукционе и извещению о проведении закупки N 0169300028118000041 объектом закупки является создание системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители.
Вместе с тем, согласно доводам ООО "СтройМонтажПусконаладка", список оборудования и комплектующих в Техническом задании документации об электронном аукционе не полный и не позволяет создать функционирующую систему оповещения населения.
Так, например, в пункте 2 Технического задания "устройство оконечное объектовое" установлено в количестве 1 штуки, вместе с тем, согласно Приложению N 2 к муниципальному контракту, а также пояснениям представителей Заказчика, система оповещения населения должна располагаться на трех объектах. Также в техническом задании не установлена потребность в программном обеспечении, без которого данная система не сможет функционировать.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что у Заказчика уже имеется часть оборудования (пультовая станция, рабочая станция оператора), требуется только сама система оповещения. Представитель Заказчика не отрицал, что в документации об электронном аукционе нет прямого указания на наличие у МУ "Гражданская защита Каслинского муниципального района" данного оборудования. Однако совокупность технических характеристик, установленных в Техническом задании документации об электронном аукционе, по мнению Заказчика, дает представление о наличии у Заказчика оборудования, на базе которого необходимо создать систему оповещения, и его характеристиках.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе и заслушав пояснения сторон, принимая во внимание тот факт, что представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не отрицали, что в документации об электронном аукционе приведен неполный список оборудования, необходимого для создания функционирующей системы оповещения населения, приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Отсутствие в документации об электронном аукционе сведений об имеющемся в Заказчика оборудовании, на базе которого необходимо создать систему оповещения населения, свидетельствует о неопределенности объекта закупки, вводит в заблуждения участников электронного аукциона и может привести к невозможности исполнить победителем закупки обязательств по контракту.
Также, представитель Заказчика указал, что при создании системы оповещения победителем закупки необходимо будет обеспечить совместимость с имеющимся у Заказчика оборудованием, однако данное требование также не находит своего отражения в документации об электронном аукционе.
1.3. Согласно доводу ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствует условие о монтаже и сопряжении с оборудованием РАСЦО, необходимым для создания системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители.
Согласно пояснениям представителя Заказчика РАСЦО - это региональная автоматизированная система централизованного оповещения.
В соответствии с информацией, находящейся в открытом доступе в сети "Интернет", РАСЦО непосредственно связана с оповещением населения и является его основным звеном. Задачи РАСЦО - это доведение информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до: руководящего состава гражданской обороны субъекта и региональной подсистемы РСЧС;
Главного управления МЧС России по субъекту (региону); исполнительного органа государственной власти субъекта (региона); дежурных служб руководителя региона (губернатора, главы, президента) и администраций районов; специально подготовленных сил и средств региональной подсистемы РСЧС; объектов (организаций), подключенных в РАСЦО; населения, проживающего на территории субъекта (региона) и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что функционирование системы оповещения населения невозможно без сопряжения с РАСЦО.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукционе является создание системы оповещения населения по радиоканалу и трансляции речевых сообщений через подключаемые громкоговорители, однако в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствует указание на необходимость монтажа оборудования и его сопряжения с вышестоящим оборудованием РАСЦО, что свидетельствует о несоответствии описания объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе.
Более того, представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что отсутствие в техническом задании документации об электронном аукционе указания на необходимость сопряжения системы оповещения с оборудованием РАСЦО произошло в результате технической ошибки.
Исходя из указанного, Комиссия Челябинского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.4. Согласно доводу ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС", приведенный в Техническом задании документации об электронном аукционе состав оборудования, не соответствует ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России представил Сертификат соответствия N 0003875 на "технические средства системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях комплекса "Радиоволна", т.м. "АРГУС-СПЕКТР", арт. Радиоволна". Согласно данному сертификату указанная продукция соответствует ГОСТ Р 42.3.01-2014.
Установлено, что данный сертификат подтверждает соответствие рассматриваемому ГОСТ конкретного оборудования и не является подтверждением соответствия ГОСТ Р 42.3.01-2014 требований к оборудованию, установленным в Техническом задании документации об электронном аукционе. Более того, отметка на представленном сертификате свидетельствует о том, что данная сертификация не является обязательной.
ГОСТ Р 42.3.01-2014 является стандартом, определяющим общие технические требования к техническим средствам оповещения населения, их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании технических средств оповещения населения при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Так, в пункте 5.1.4 "Общие технические требования" ГОСТ указано: "АРМ оповещения населения должно обеспечивать:
- прием сигналов и информации оповещения от ПУ ГО, ЕДДС муниципального образования;
- прием, анализ данных от систем мониторинга, формирование информации оповещения, списка оповещаемых абонентов и технических средств, задействуемых для оповещения населения;
- формирование, передачу сигналов и информации оповещения в режимах:
- циркулярном, групповом, избирательном;
- передачу следующих видов сигналов и информации оповещения: звуковое оповещение, речевое сообщение, текстовое сообщение, видеосообщение.
В пункте 5.2.2 "Общие технические требования" ГОСТ установлено: "аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения должна обеспечивать:
- работу по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи, техническим средствам массовой информации;
- возможность проверки работоспособности (мониторинга) системы оповещения, специальных оконечных средств оповещения населения;
- подтверждение передачи сигналов и информации оповещения;
- защиту от несанкционированного доступа.
Таким образом, рассматриваемый ГОСТ устанавливает общие требования к результату создания системы оповещения населения. Вместе с тем, данные требования не нашли своего отражения в Техническом задании документации об электронном аукционе, что также свидетельствует о неопределенности объекта закупки и условий исполнения контракта.
Исходя из указанного, в действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" документация об электронном аукционе по рассматриваемой закупке не соответствует ряду нормативных актов.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов обращения с предоставлением соответствующих документов.
Обращение ЧРО ООО "РОССОЮЗСПАС" не содержит доказательств, подтверждающих довод о том, что документация об электронном аукционе не соответствует ряду нормативных актов, не представлены ссылки на конкретные нормативно-правовые акты.
Таким образом, данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, аукционной комиссии и АО "ЕЭТП".
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2018 г. N 32-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018