Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2018
В полном объеме решение изготовлено 29.03.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива", в присутствии:
- представителя Администрации Саргазинского сельского поселения Бычковой Л.Б., действующего на основании доверенности от 21.03.2018,
- представителя Администрации Саргазинского сельского поселения Кулагиной Е.С., действующего на основании доверенности от 21.03.2018,
- представителя Администрации Саргазинского сельского поселения Куприянова В.Г., действующего на основании Решения N 14/44 от 09.09.2013,
- представителя Администрация Сосновского муниципального района Ковач Н.Б., действующего на основании доверенности от 21.03.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.03.2018 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газовой блочной котельной мощностью 0,6 мВт для теплоснабжения жилищного фонда п. Малая Сосновка Сосновского муниципального района (извещение N 0169300005018000039) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 05.03.2018 Администрация Сосновского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Саргазинского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 395 660, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.03.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Перспектива" указано, что в проекте контракта установлены антидемпинговые меры, не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе без учета начальной (максимальной) цены контракта, а также указаны штрафные санкции с нарушением Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Заказчик представил письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, указав, что в проекте контракта ошибочно установлены антидемпинговые меры в части неуказания требования о предоставлении документов, подтверждающих добросовестность участника закупки, а также штрафных мер в отношении подрядчика, что не повлияло на результаты закупки.
При этом, заказчик указал, что заявитель не является участником закупки, который вправе подать жалобу на положения документации, так как указанный участник закупки не принимал участия в аукционе, а также не является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Так, согласно подпунктам "а, б" пункта 4 Постановления N 1042 размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
- 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
Из извещения о закупке, пункта 13 части 1 информационной карты, пункта 12.5 части 2 информационной карты следует, что закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе с начальной (максимальной) ценой контракта - 7 395 660, 00 рублей.
Таким образом, штрафные санкции в отношении подрядчика должны быть установлены с учетом подпунктов "а, б" пункта 4 Постановления N 1042.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпунктов "а, б" пункта 4 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Тогда как в пункте 6.3 проекта контракта указаны штрафные санкции на подрядчика без учета особенностей, установленных для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленных при проведении закупки.
Доводы жалобы заявителя, согласно которым в проекте контракта неправомерно установлены требования о предоставлении в качестве антидемпинговых мер документов, подтверждающих добросовестность участника закупки, являются несостоятельными, как не подтвержденными материалами дела.
Так, из пункта 11.6 проекта контракта следует, что при предоставлении обеспечения исполнения контракта документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, не указаны.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105, пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки, который обжалует положения документации о закупке, может быть любое юридическое и физическое лицо (за исключением оффшорной компании), в связи с чем антимонопольный орган обязан принять и рассмотреть жалобу по существу.
При этом, факт того, что общество не подавало заявку на участие в закупке, а также не обладает специальной правоспособностью, необходимой для выполнения работ по строительству газовой блочной котельной, не является основанием для возврата жалобы в соответствии с частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, документация об аукционе и проект контракта должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе в части требований к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 395 660, 00 рублей, то есть менее пятнадцати миллионов рублей, то требования к обеспечению исполнения контракта в части порядка применения антидемпинговых мер должны быть установлены с учетом части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, то есть при условии предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
В пункте 15 части 1 информационной карты документации о закупке установлено, что если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В пункте 11.6 проекта контракта также указано аналогичное условие исполнения контракта в части предоставления подрядчиком антидемпинговых мер.
Как следует из представленных документов, начальная (максимальная) цена контракта составляет менее пятнадцати миллионов рублей, что свидетельствует о незаконности установления в документации о закупке и проекте контракта безальтернативной возможности предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта только обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, в нарушение части 2 статьи 37, пункта 8 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика обоснованными в части установления штрафных санкций в отношении подрядчика с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпунктов "а, б" пункта 4 Постановления N 1042.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 37, пункта 8 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 марта 2018 г. N 162-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018