Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "БРИЗ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N2, МКУ МО Апшеронский район "Управление по муниципальным закупкам" при проведении конкурса с ограниченным участием: "Оказание услуг по организации питания учащихся МБОУСОШ N2" (извещение N0818300022718000045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация конкурса с ограниченным участием составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено в Разделе 2 "Описание объекта закупки" в поз."Крупа: Пшено шлифованное" соответствие ГОСТ 572-60 "Крупа пшено, шлифованное" утратившего силу 01.01.2018 г. В п.4 "Информационной карты" Заказчик указывает недостоверные сведения, а именно: "4) до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг". Однако, единая информационная системе введена в эксплуатацию 01.01.2017 г. Заказчиком в "Извещении" и документации установлен некорректный срок оказания услуг. Заказчиком установлены две разных даты вскрытия конвертов, в Извещении 20.03.2018 г., в документации 19.03.2018 г. В конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе (заверенная банком копия платежного поручения).
Заказчиком представлены извещение, документация о проведении конкурса с ограниченным участием, письменные пояснения по существу жалобы.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО Апшеронский район "Управление по муниципальным закупкам" проводился конкурс с ограниченным участием: "Оказание услуг по организации питания учащихся МБОУСОШ N2" (извещение N0818300022718000045).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 955 000,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1), п. 2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2 документации содержится "Описание объекта закупки". В поз. "Крупа: Пшено шлифованное" соответствие ГОСТ 572-60 "Крупа пшено, шлифованное". Данный ГОСТ действовал до 01.01.2018. Таким образом, допущено нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе. При этом, Комиссией установлено, что поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в течение установленного гарантийного срока, не менее срока, установленного производителем. Доказательства отсутствия товара в обороте и выпущенного в соответствии с указанными ГОСТами Заявитель не предоставил.
Заявитель в жалобе указывает, что в Разделе 1 "Информационная карта" документации электронного аукциона Заказчиком установлено: "4) до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг". Однако, единая информационная системе введена в эксплуатацию 01.01.2017 г.
Из пояснений Заказчика следует, что данные сведения указаны не в "Информационной карте", а в примечании после содержания конкурсной документации и носят информационный характер. В п.18 "Информационной карты" установлено: "Конкурсная документация размещена в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) в открытом доступе". Указанное обстоятельство на подачу заявок не влияет.
Согласно ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в "Извещении" и документации установлен некорректный срок оказания услуг.
В "Извещении" Заказчиком установлен срок поставки товара или завершения работ либо график оказания услуг: со дня заключения контракта по 31.12.2018 г. исполнение контракта в один этап.
В Разделе 1 "Информационная карта" документации установлено:
6 |
Срок поставки товара, завершения работ/график оказания услуг |
Оказание услуг необходимо осуществлять со дня заключения контракта по 31.12.2018 г. в дни и часы работы Заказчика: ежедневно в учебное время на переменах между уроками, за исключением суббот и воскресений, общегосударственных праздников и каникулярного времени Заказчика. |
Аналогичные требования установлены в п.1.2 "Проекта контракта".
Из пояснений Заказчика следует, что финансовые затраты и издержки потенциального участника никак не зависят от того, является ли 31 декабря рабочим днём или выходным. Объём финансовых затрат и издержек определяется только объёмом услуг по организации питания учащихся, который требуется оказать. То есть объём финансовых затрат потенциального участника, определяется только тем количеством дето-дней, которым обосновывается начальная (максимальная) цена контракта. Никаких дополнительных финансовых ресурсов сверх этого объёма услуг, победителю конкурса нести не требуется.
Срок оказания услуг определён следующим образом: оказание услуг производится в дни и часы работы Заказчика: ежедневно в учебное время на переменах между уроками, за исключением суббот и воскресений, общегосударственных праздников и каникулярного времени Заказчика. Потому, что на дату объявления конкурсной процедуры, конкретная дата окончания предоставления услуг по организации питания учащихся до подлинно не известна. Поскольку начало и окончание учебного года определяется на основании приказа Управления образования администрации муниципального образования Апшеронский район. То есть началом каникулярного периода учащихся и определяется дата окончания срока оказания услуг по организации питания, как и определено условиями конкурсной документации. Именно поэтому срок оказания услуг определён временным интервалом и ограничен последней датой финансового периода.
Таким образом, срок оказания услуг установлен Заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены две разных даты вскрытия конвертов, в Извещении 20.03.2018 г., в документации 19.03.2018 г.
Из пояснений Заказчика следует, что при внесении изменений в документацию конкурса с ограниченным участием была допущена техническая ошибка, а именно, не была изменена дата вскрытия конвертов с заявками с 19.03.2018 г. на 20.03.2018 г.
Однако, в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и в документации конкурса с ограниченным участием (Раздел 1-11) в позиции N12 были указаны верные даты - 20.03.2018 г. При этом ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, установленное Заказчиком противоречие в документации содержит нарушение ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе (заверенная банком копия платежного поручения).
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В п.45 Раздела 11 "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации установлен перечень документов, входящих в состав заявки: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оформленное в соответствии с требованиями Положения Центрального банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в Реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Таким образом, установленные Заказчиком требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием не соответствуют требованиям п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе).
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В п.55 Раздела 11 "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации установлено:
55 |
Если установлены позицией 16 дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
копии ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги |
В п.16 Раздела 11 "Информационной карты" установлено:
16 |
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящий конкурс (основание: Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям") |
Предметом закупки является оказание услуг по организации питания. В связи с чем, требование о предоставлении в качестве опыта контракта (договора) на оказание услуг общественного питания не вводит в заблуждение участников, что не противоречит ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактные системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРИЗ" обоснованной в части нарушения положений ч.3 ст.7, п.5) ч.2 ст.51, п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N2 нарушение ч.3 ст.7, п.5) ч.2 ст.51, п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0818300022718000045).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018