На основании части 3, пункта 2) части 15, ч. 15.1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 16.03.2018 года N 82 Инспекция Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) <_>
проведена внеплановая проверка в отношении уполномоченного органа- администрации МО Абинский район при проведении электронного аукциона: "Строительно-монтажные работы на объекте "Малобюджетный спортивный комплекс, расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская, на углу улиц Ленина и Западной" (извещение N 0318300065118000016) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ИП Хаджирокова <_> о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона: "Строительно-монтажные работы на объекте "Малобюджетный спортивный комплекс, расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская, на углу улиц Ленина и Западной" (извещение N 0318300065118000016). Заявителем указано, что по п. 37 "Кирпич" установлены показатели, которые могут ввести участника закупки в заблуждение; по п. 49 аналогично указаны показатели, не в полной мере соответствующие ГОСТ.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация отвечает требованиям Закона о контрактной системе, требования сформированы на основании проектно-сметной документации.
Рассмотрев представленные материалы, Инспекция пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Абинский район для нужд УС, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Абинский район проводился электронный аукцион "Строительно-монтажные работы на объекте "Малобюджетный спортивный комплекс, расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, станица Холмская, на углу улиц Ленина и Западной"(извещение N 0318300065118000016).
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 428 010 ,00 рубль.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
По п. 37 требований к товарам Заказчиком установлено:
Согласно п. 4.1.5 ГОСТ 530-2012 по показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
Представители Заказчика пояснили, что сведения предоставляются с учетом инструкции по заполнению заявки.
Согласно разделу 8 "Инструкция по заполнению заявки" : "_По общему правилу знак "-" разграничивает допустимые минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации в виде одного значения или представления диапазона значений (при наличии слов "в диапазоне") в случаях, установленных настоящей инструкцией_При подаче сведений о товарах, описанных заказчиком, в отношении которых имеются действующие государственные стандарты, следует учитывать, что потребностям заказчика соответствуют только те варианты характеристик товаров, из числа соответствующих аукционной документации, которые прямо предусмотрены ГОСТом. Предложение иных вариантов, даже допускаемых, но прямо не предусмотренных ГОСТом, предлагать нельзя_Если иное не предусмотрено настоящей инструкцией по заполнению заявки, в случае если значения показателей сопровождаются запрещенными словами или знаками: "-"; "<"; ">"; "\"; ";", то участник должен указать одно конкретное (точное) значение параметра товара без запрещенных слов и знаков, сопровождающих значение показателя. Конкретизируя минимальные и (или) максимальные значения показателей, выбирая варианты товаров необходимо учитывать, что участники закупки вправе предлагать и указывать только те значения, в том числе промежуточные, которые предусмотрены стандартом или документацией производителя на соответствующий товар. Указание значений, в том числе промежуточных, не предусмотренных техническими регламентами, государственными стандартами и прочей технической документацией на товар не допускается_".
Таким образом, участник закупки при предоставлении сведений по показателю класса средней плотности кирпича указывает значения, предусмотренные ГОСТ, что не противоречит ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает прав участника при подаче заявки.
Аналогично по п. 49 Заказчиком установлен показатель номинальной длины в соответствии с ГОСТ, что, с учетом инструкции по заполнению заявки, позволяет участнику закупки сделать предложение в отношении установленных характеристик.
На основании изложенного, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика, уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе по доводам, изложенным в жалобе ИП Хаджирокова <_>.
По результатам рассмотрения документации закупки, представленной в рамках проведения внеплановой проверки, Инспекцией в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании ходатайства Заказчика о проведении проверки описания объекта закупки по п. 6, 31, 60 установлено следующее.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По п. 6 требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установлено следующее:
Как видно из требований Заказчика, требуется блок оконный одностворчатый глухой, при этом далее требования по п. 6 содержат следующее: "_Распашные открывающиеся элементы изделий должны открываться внутрь помещений_", что противоречит ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика пояснили, что согалсно п. 5.1.3 ГОСТ 30674-99 конструкция изделий для жилых помещений должна позволять проветривание помещений при помощи в том числе вентиляционных клапанов. Также предоставлены данные производителей, изготовливающие глухие оконные блоки с вентиляционными клапанами.
Вместе с тем, аукционная документация по п. 6, 31, 60 не содержит информации о поставке глухих оконных блоков с вентиляционными клапанами.
Также ГОСТ 30674-99 не содержит информации о классификации, предусматривающей разновидность глухих окон и не может распространяться на данный вид продукции.
Заказчиком предоставлены коммерческие предложения без номера, без даты, содержащие информацию о поставке глухих окон с вентиляционными клапанами, являющимися дополнительными приспособлениями и не представляющие собой распашные элементы как указано в описании объекта закупки.
Также, подтверждение наличия товара (блок оконный с вентиляционными клапанами) на рынке не относится к позициям 6, 31, 60, поскольку в требованиях к товарам указаны глухие оконные блоки без указания на использование оконных блоков с вентиляционными элементами.
В связи с чем, при разработке аукционной документации Заказчику необходимо было в описании объекта закупки указать вид блока оконного глухого и вентиляционного элемента (клапан или иное).
Вместе с тем, в соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" Заказчиком указано следующие: "_В рамках одной товарной позиции заказчиком может быть описано два и более товара или два и более вариантов исполнения одного вида товара_Участнику закупки в первой части своей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым товаром, необходимо сделать их описание в соответствии с настоящей инструкцией, а именно: конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией) о товарах, предлагаемых к использованию при выполнении работ, конкретные показатели этого товара (за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией) по установленным значениям, в единицах измерения, указанных заказчиком, в том числе в настоящей инструкции по заполнению заявки_Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки оставляет и указывает в заявке только те показатели, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ. Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п.) предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Несоблюдение данного правила может привести к отклонению заявки за представление недостоверной информации. Показатели, относящиеся к альтернативным или взаимоисключающим вариантам товара, можно полностью удалить (удаляется одновременно как информация, содержащаяся в графе (столбце) "наименование показателя", так и в графе (столбце) "значение показателя", а если описание товара приводится в не форме таблицы, а в тексте, то удаляется соответствующий текст), либо напротив наименования показателя можно поставить прочерк (или указать, что по регламенту или ГОСТ для предлагаемого товара показатель "не нормируется"), либо иным образом представить описание предлагаемого товара, которое не будет являться недостоверным (альтернативным или взаимоисключающим). Положения настоящего абзаца имеют приоритет перед иными правилами инструкции и применяются, в том числе в случаях, когда в альтернативных или взаимоисключающих показателях присутствуют слова, фразы, значения показателей, которые выделены курсивом или знаком "*". При этом участником закупки должны быть приведены все показатели, которые установлены и применимы для соответствующей группы, вида, марки, класса и т.д. товара_".
Блок оконный глухой в силу специфики исполнения не может иметь распашные элементы и участнику закупки необходимо предоставлять информацию в соответствии с разделом 8 аукционной документации.
Таким образом, аукционная документация (раздел 8) позволяет сделать предложение в отношении товара, при наличии разночтений в его описании, что также подтверждается заявкой одного из допущенных участников закупки.
На основании изложенного нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком при описании п. 6, 31, 60 требований к товарам (материалам), на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли.
Инспекция, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова <_> необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика- управления строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Абинский район нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику, уполномоченному органу выдано предписание об устранении выявленных нарушений по делу ЭА-347/2018, повторно предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 марта 2018 г. N ВП-31/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018