Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Юг-Продсервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка продуктов питания" (извещение N0318100047918000007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует конкурсную документацию и позиции 28, 55 Описания объекта закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка продуктов питания" (извещение N0318100047918000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 871 194,96 руб.
Заявитель, считает, что в п.27 аукционной документации установлены разночтения в дополнительных требованиях к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе).
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В п.27 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам:
27 |
Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. (Основание: постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям") |
В п.55 Информационной карте установлено:
55 |
Если установлены позицией 27 дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ |
Копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара (пищевых продуктов), оказанной услуги (оказание услуг общественного питания) за последние три года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится данный конкурс. |
Предметом закупки является поставка продуктов питания. В связи с чем, требование о предоставлении в качестве опыта контракта (договора) на оказание услуг общественного питания, документов о приемке оказанной услуги, не обоснованно.
В связи с чем, установленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
В заявках участников представлены договора на поставку продуктов питания.
ООО "Юг- Продсервис" с запросом о разъяснении конкурсной документации не обращалось.
Согласно ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п.12) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта.
Заявитель считает, что установленные требования в п.23 Информационной карте нарушают п.23) ст.93 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В связи с чем, указанное в п.23 Информационной карты условие не противоречит Закону о контрактной системе.
Заявитель, обжалует нестоимостные критерии оценки заявок.
Согласно п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки конкурсных заявок содержатся в разделе 10 конкурсной документации в частности:
Наименование показателя критерия |
Величина значимости показателя (составляющей показателя) критерия оценки, % |
Значения показателя (составляющей показателя) |
Формула расчета/шкала оценки количества присвоенных баллов по показателю или его составляющей |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" | ||||
Деловая репутация участников закупки, в т.ч. |
70 |
1) Отсутствие за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе в отношении участника закупки вступивших в законную силу решений Арбитражных судов Российской Федерации и Судов общей юрисдикции Российской Федерации: - о взыскании с участника закупки различных задолженностей, пеней, штрафов, - о привлечении участника закупки к административной ответственности за нарушение действующего законодательства РФ, - сведений о неоконченных исполнительных производствах о взыскании с участника закупки задолженностей, пеней, штрафов. |
Шкала оценки количества присвоенных баллов: Отсутствие за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе в отношении участника закупки вступивших в законную силу решений Арбитражных судов Российской Федерации и Судов общей юрисдикции Российской Федерации: - о взыскании с участника закупки различных задолженностей, пеней, штрафов, - о привлечении участника закупки к административной ответственности за нарушение действующего законодательства РФ, - сведений о неоконченных исполнительных производствах о взыскании с участника закупки задолженностей, пеней, штрафов - 100 баллов. Наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе в отношении участника закупки сведений о вступивших в законную силу решений Арбитражных судов Российской Федерации и Судов общей юрисдикции Российской Федерации: - о взыскании с участника закупки различных задолженностей, пеней, штрафов, - о привлечении участника закупки к административной ответственности за нарушение действующего законодательства РФ, - сведений о неоконченных исполнительных производствах о взыскании с участника закупки задолженностей, пеней, штрафов - 0 баллов. |
Подтверждается информацией с официальных сайтов Арбитражного суда Российской Федерации (www.arbitr.ru), судов общей юрисдикции и Федеральной службы судебных приставов (fssprus.ru). |
30 |
2) Наличие у участника закупки настоящего конкурса действующего сертификата системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015) (добровольная сертификация). |
Шкала оценки количества присвоенных баллов: Наличие документа - 100 баллов, отсутствие - 0 баллов |
Копия действующего сертификата системы менеджмента качества (ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015) добровольная сертификация |
|
Итого: |
100 |
|
|
|
П.4 Постановления Правительства РФ N1085 предусмотрено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ N1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11) Постановления Правительства N1085 установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, установление в конкурсной документации критерия оценки конкурсных заявок "Деловая репутация участников закупки, в т.ч. Отсутствие за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе в отношении участника закупки вступивших в законную силу решений Арбитражных судов Российской Федерации и Судов общей юрисдикции Российской Федерации:
- о взыскании с участника закупки различных задолженностей, пеней, штрафов,
- о привлечении участника закупки к административной ответственности за нарушение действующего законодательства РФ,
- сведений о неоконченных исполнительных производствах о взыскании с участника закупки задолженностей, пеней, штрафов." и подтверждением информацией с официальных сайтов Арбитражного суда Российской Федерации (www.arbitr.ru), судов общей юрисдикции и Федеральной службы судебных приставов (fssprus.ru)., не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N1085.
Заявитель, считает, что Заказчик не правомерно установил требование обязательного предоставления платежного поручения с отметкой банка.
В п.45 Информационной карты указано:
45 |
Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оформленное в соответствии с требованиями Положения Центрального банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", с отметкой банка или копия этого платежного поручения, либо включенная в Реестр банковских гарантий банковская гарантия). |
Установленные требования в п.45 Информационной карты не противоречат Закону о контрактной системе.
Платежное поручение представляет собой расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 1 ст. 863 ГК РФ, п.п. 1.12, 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" - далее Положение N 383-П). Такой документ может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 5.4 Положения N 383-П). В соответствии с Приложением 1 к Положению N 383-П в поле 45 платежного поручения "Отметки банка" на бумажном носителе проставляются штамп байка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Датф>, то есть цифрами в формате, установленном банком.
Согласно ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронной подписи (далее - электронный документ). соответствии с н. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 6З-ФЗ "Об электронной подписи" электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью (за исключением случаев, когда законодательством установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе).
В соответствии с п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство; и архивное дело. Термины и определения" (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1185-ст) подлинник Документа - это первый или единственный экземпляр документа (пп. 21). Копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (пп. 23). Электронная копия документа - копия документа, созданная в электронной форме (пп. 24). Заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп. 25).
Таким образом, подлинник платежного поручения формируется в единственном экземпляре либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Следовательно, подлинником (оригиналом) платежного поручения, сформированного в электронном виде в системе "Банк- клиент" (самой распространенной на сегодняшний день формой осуществления переводов с использованием банковской системы в электронной форме), является сам электронный документ, составленный в установленном Банком России формате и подписанный квалифицированной электронной подписью. Распечатанный же экземпляр такого документа на бумажном носителе представляет собой копию оригинала документа в электронной форме. Для целей представления документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки на участие в конкурсе, в соответствии с п.5) ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе, платежное поручение должно содержать отметку банка.
Заявитель, считает, что в позиции 28 "Майонез" Раздела 2 "Описание объекта закупки" показатель "Остаточный срок годности на момент поставки должен быть не мене 45 суток" установлен не корректно.
Согласно пояснениям заказчика по позиции 28 "Майонез" в показателе "Остаточный срок годности на момент поставки должен быть не мене 45 суток" допущенная техническая ошибка (опечатка), которая не повлияла на итоги закупки, Во всех заявках участников конкурса предложен остаточный срок годности 45 суток ( 5 суток). Вместе с тем, в доводах жалобы не приведены доказательства того, что указанная опечатка могла повлиять на итоги проведения закупки или явилась препятствием при подаче заявки на участие в конкурсе.
Заявитель обжалует п.55 "Чай пакетированный" Раздела 2 "Описание объекта закупки" показатель "Черный листовой чай с ароматом бергамота. В пачке не менее 20 пакетиков не менее 4,0 г.
Данное требование установлено к пакетику и фактически возможно указать в заявке на участие в конкурсе любой существующий на товарном рынке чай с весом более 4 грамм, что будет соответствовать требованиям документации.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Юг-Продсервис" обоснованной в части неправомерного установлений требований в п. 27, 55 Информационной карты.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Орленок" нарушение ч.3 ст.7, ч.3 ст.56, ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результат определения поставщика не повлияло, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018