Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Умеровой Р.Р - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя ООО "Дали Мед" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителей государственного заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации Яваевой Э.И. (доверенность от 02.03.2018 N19), Калугер А.П. . (доверенность от 02.03.2018 N20), рассмотрев жалобу ООО "Дали Мед" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (извещения: 0325100016018000053), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.03.2018 поступила жалоба ООО "Дали Мед" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (извещения: 0325100016018000053) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация и извещение о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- извещение о проведении электронного аукциона не соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком не соблюдены требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК);
- Заказчик в нарушение части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установил незаконное требование к составу второй части заявки;
- пункты 9.9 аукционной документации и пункты 16.8, 16.9 проекта договора противоречат статье 96 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1) 05.03.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона (номер извещения: 0325100016018000053) и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (далее - аукционная документация).
Заказчик в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона установил следующие требования к участнику закупки: "1. Установлены единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. 2. Перечень документов: - предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе".
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в аукционной документации не предусмотрено представление участником закупки документов в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем установленное Заказчиком требование в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона не противоречит пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и не вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям действующего законодательства.
2) Заказчик в соответствии с частью 5 статьи 63 и пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в разделе "Преимущества" извещения о проведении электронного аукциона, а также в пункте 6 раздела 2 аукционной документации установил, что предоставляются преференции в отношении цены договора в размере и на условиях, предусмотренных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N155 данный приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в Приложении к приказу.
Согласно пункту 9 Приказа N155 для целей реализации приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
- требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
- требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
- положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
При этом пунктом 11 Приказа N155 установлено, что в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Из вышеизложенного следует, что декларирование во второй части аукционной заявки соотношения долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, не вменяется в обязанность участнику закупки.
Не установлено такой обязанности и Законом о контрактной системе. Напротив, данный закон запрещает требовать от участника закупки представления в составе заявки на участие в аукционе не предусмотренных данным законом сведений и документов.
Заказчик в части 2.1.2 раздела 2 аукционной документации установил требования к содержанию второй части заявки. При этом в пункте 6 раздела 2 аукционной документации установлено, что вторая часть аукционной заявки предусматривает указание (декларирование):
- соотношения долей товаров происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза и товаров иностранного происхождения (в случае если поставляются смешанные товары иностранного происхождения и товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3, 5 ст. 66 указанного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установлений документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверно информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 указанного Закона.
Из вышеизложенного следует, что в случае непредставления участником закупки в составе своей второй части аукционной заявки декларации о соотношении долей товаров происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза и товаров иностранного происхождения (в случае если поставляются смешанные товары иностранного происхождения и товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза) комиссия Заказчика обязана будет в силу части 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признать заявку данного участника не соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании этого Комиссия считает, что Заказчик, установив в пункте 6 раздела 2 аукционной документации незаконное требование к составу второй части заявки на участие в аукционе, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3) В пункте 9.9 раздела 9 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" аукционной документации установлено, что исполнитель (победитель) обязан:
- в течение 10 (десяти) календарных дней после подписания договора в электронной форме, представить Заказчику оригинал банковской гарантии
- в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения договора перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Должником своих обязательств по договору, соответствующий Должник обязан в течение 20 (двадцати) календарных дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Договору на тех же условиях и в том же размере.
Аналогичные условия указаны и в пунктах 16.8 и 16.9 проекта договора.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 утверждены Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Требования), которыми определено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту "в" Требований обязательно наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
В случае если исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании вышеизложенного, установленное Заказчиком в пункте 9.9 раздела 9 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" аукционной документации и пунктах 16.8 и 16.9 проекта договора условия не противоречат действующему законодательству.
Исходя из смысла положений Закона о контрактной системе, исполнение контракта должно быть обеспечено на протяжении всего срока его исполнения.
Также в обращении указано, что обоснование НМЦК не произведено надлежащим образом.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 данного Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 данного Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Антимонопольные органы не отнесены к органам внутреннего финансового контроля.
Таким образом, проверка обоснованности определения начальной (максимальной) цены государственного контракта к компетенции антимонопольного органа не относится.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение является существенным, влияет на субъектный состав участников закупки, может повлечь неправильное определение победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дали Мед" на действия государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (извещения: 0325100016018000053) обоснованной в части несоответствия аукционной документации требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 и часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (извещения: 0325100016018000053).
3. Выдать государственному заказчику ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства Здравоохранения Российской Федерации предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для инфузионной терапии и гемодинамического мониторинга (извещения: 0325100016018000053).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: А.В. Федотов
Р.Р. Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 марта 2018 г. N 89-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018